Проезжая через небольшое село Итомля, которое находится недалеко ото Ржева, наше внимание привлек возвышающийся над центральной площадью памятник Народному учителю. Конечно сразу же появилась мысль создать тут тайник. Казалось, что это будет рядовая история о памятнике учителю от благодарных учеников. Однако, оказалось, что все не так просто. История этого памятника в небольшой деревушке может рассказать о великой учительской династии России и о не менее великом, едва ли не величайшем в прошлом веке, мистификаторе нашей страны.
Учительская династия Раменских. Версии зарождения династии: - В Тверском архиве хранится книга «Всеобщий секретарь, или Новый и полный письмовник» за 1811 год. Эта книга стала семейной хроникой учительской династии Раменских. Начало династии относят к 1763 году. Считается, что именно тогда помещик из села Мологино приглашает домашним учителем к своим детям из Москвы Алексия Раменского. Который, в свою очередь, договаривается с барином о возможности обучения крестьянских детей и открывает «цифирную» школу. Так зарождается династия просветителей и учителей Раменских, которой уже свыше 255 лет… - Согласно другим сведениям, дата возникновения династии несколько иная. А именно - первым представителем семьи, жившим в деревне Мологино и носившим фамилию «Раменский», был дьячок Пахом Фёдорович (1824—1898), сын дьякона села Раменское Каширского уезда Фёдора Ивановича Бухарева. Фактически приходское училище в Мологине возникло лишь в 1846 году, и только около этого же времени предки Раменских появляются там и получают эту фамилию, причем основателями училища они не были.
Факт: за свою историю семья Раменских дала свыше двухсот учителей. Сестры Раменские, в большинстве своем тоже ставшие учителями, выйдя замуж, дали начало другим педагогическим династиям: Федоровых, Разумихиных, Виноградовых и др. Большинство из них трудились и продолжают трудиться на Тверской земле.
В настоящее время Мологинской школы, где начинали свою деятельность Раменские больше не существует, но в селе Итомля, недалеко от деревни Мологино стоит современная школа, которая считается во многом правопреемницей школы Раменских. В ней открыт музей народного образования Ржевского района. И начинается его экспозиция с материалов, связанных с династией учителей Раменских, с историей Мологинской школы. Сюда перевезены личные вещи Раменских: стол, кресло, альбомы, предметы быта, парта, счеты, глобус и другие экспонаты из Мологинской школы. А в центре села стоит памятник, посвященный династии Раменских, с надписью: «Народному учителю с благодарностью».
Великий мистификатор
Учительская династия Ра́менских — масштабная мистификация, созданная в 1960—1980-х годах литератором-любителем, комсомольским и партийным активистом, пенсионером Антонином Аркадьевичем Раменским (1913—1985). Согласно популяризованной им на страницах советской прессы легенде, его семья на протяжении веков способствовала развитию просвещения в России, а также была знакома со многими знаменитыми людьми.
По легенде, представители многочисленного рода Раменских, убеждённые демократы и сторонники просвещения, были лично знакомы с большим числом исторических лиц, включая Петра Великого, А.Н. Радищева, А.Т.Болотова, Н.М.Карамзина, декабристов, пугачёвцев, А. С. Пушкина, его друзей и родственников, М. А. Бакунина, Н. Г. Чернышевского и других народовольцев, В. Ф. Комиссаржевскую, К. А. Тимирязева, А. С. Попова, М. В. Фрунзе, В. И. Ленина и других представителей семьи Ульяновых, художников XIX в. (Раменский утверждал, что его мать была родственницей И. И. Левитана, фальсифицируя её реальное имя и происхождение ). Многие из этих людей якобы бывали в Мологине или других местах Тверской губернии и гостили у Раменских, близко с ними дружили, делились творческими замыслами или революционными планами, делали им подарки и писали письма, а также давали на сохранение архивы.
Раменский создал многочисленные подделки, подтверждающие мистификацию. Одна из подделок Раменского даже вошла в собрание сочинений Владимира Ленина как его подлинное письмо. Также он успешно фальсифицировал автографы, рисунки и мемориальные вещи Александра Пушкина, введя в заблуждение известных пушкинистов.
А. А. Раменскому принадлежит единственная осознанная и успешная фальсификация автографов и рисунков А. С. Пушкина. На протяжении десятилетий подделки считались сделанными рукою поэта. Помещались они на «случайно» найденной очень ветхой и сильно испачканной книге Вальтера Скотта «Ивангое» («Айвенго»), русский перевод 1826 года.
В 1963 году книга «Ивангое» была отреставрирована, сфотографирована в инфракрасных лучах в Институте марксизма-ленинизма. Выдающиеся знатоки жизни и творчества Пушкина Т.Г.Цявловская и С.М.Бонди пришли к выводу, что все записи, исключая план на последней странице книги, сделаны рукой Пушкина. Это была сенсация. И не только потому, что находки пушкинских автографов - случаи редчайшие. Пушкинские записи на книге, принадлежавшей Раменским, зафиксировали новые биографические факты из жизни поэта, а также дали новый материал о творческой истории ряда его сочинений: посещение Пушкиным весной 1829 г. имения Грузины Тверской губернии, его знакомство с К.М.Полторацким и А.А.Раменским, появление замысла "Русалки", ранее неизвестный авторский текст нескольких стихов одной из строф "Евгения Онегина", посвященной декабристам, и доказательство, что они были написаны уже весной 1829 г. Наконец, коллекция пушкинских рисунков пополнилась новыми, ранее неизвестными рисунками: портретом неизвестного, изображением весов и виселицы с пятью повешенными декабристами. На основании заключения Цявловской и Бонди Пушкинский Дом АН СССР в 1963 г. приобрел книгу с автографами поэта, и она заняла свое место среди его подлинных рукописей. Цявловская написала об этом большую статью, опубликованную в 1966 г..
Наиболее же масштабный идущий от Раменского подлог реликвий также связан с именем Пушкина. В 1972, 1974 г. Раменский преподнёс московскому Музею А. С. Пушкина первый и второй тома романа А. П. Степанова «Постоялый двор...» с владельческой надписью Пушкина, якобы посланный поэтом в подарок ссыльным декабристам братьям Муравьёвым с многочисленными текстами.
Кроме того, в том же 1974 году Раменский подарил музею обширный набор «пушкинских» реликвий (16 предметов) — детскую распашонку, полотенце, будто бы вышитое Ариной Родионовной, детскую чашечку, гусиное перо, перочистку, дорожный подсвечник, бумажник, серебряную чайную ложечку, японский рисунок, игральные кости, статуэтку Будды и другие вещи, будто бы принадлежавшие поэту, а затем из разных источников собранные учителями Раменскими на протяжении XIX века и спасённые в войну.
В 1975 году дар Раменского исследовался экспертами известными пушкинистами и декабристоведами. Эксперты фондовой комиссии Государственного музея А.С.Пушкина признали часть предметов из коллекции более поздними и датировали их концом XIX — началом XX века (в частности, на «пушкинской» ложечке была обнаружена дата «1915 год»). Однако это не дало им оснований отнестись ко всему дару Раменского с осторожностью; более того, было решено даже эти заведомо неподлинные вещи «хранить как возможные свидетельства о тех мемориях, которые прежде были в коллекции, но со временем утрачены». Перо, распашонку, полотенце, роман Степанова и ряд других вещей было решено считать подлинными мемориальными вещами и включить в экспозицию Государственного музея А.С.Пушкина.
Разоблачать фальсификаций Раменского начали лишь после его смерти в 1985 году и публикации так называемого «Акта» описи семейных библиотеки и архива в журнале «Новый мир».
Опять эксперты-пушкинисты смогли проявить себя и создать огромное количество историко-исследовательских трудов. На сей раз многочисленные и известнейшие критики и эксперты установили и заявили на страницах «Литературной газеты», что связанные с известными людьми биографические подробности и цитаты, содержащиеся в «Акте», вымышлены, противоречат известным фактам, нарушают хронологию, и никаких независимых источников о подобной деятельности Раменских (в том числе связанной с лицами, чьи биографии и архивы хорошо изучены) не существует. Позже было установлено, что и сам «Акт» представляет собой подделку, что большинство «автографов» (текстов и рисунков), представленных Раменским, в действительности копируют факсимиле хорошо известных подлинных рукописей Пушкина из одного и того же тома «Литературного наследства», вышедшего в 1934 году, или близко подражают им, что в текстах допущены мелкие и крупные ошибки в выборе лексики, написании слов и сокращений, невозможные у Пушкина. Кроме того, Пушкин никогда не делал дарственные надписи прямо поверх печатного текста на титульном листе, а также не записывал стихов и не рисовал в книгах. Подобные записи могли бы быть сделаны Пушкиным в альбоме или в рабочей тетради, но никак не на страницах романа. В данном случае и предполагается возможно единственная преднамеренная подделка почерка Пушкина (вероятно, именно поэтому пушкинисты, не готовые к подобным фальсификациям, и были введены в заблуждение Раменским).
Казалось бы, Раменский был взрощен советской эпохой и ушел вместе с ней. Обобщающая публикация о подделках Раменского была подготовлена историком и архивистом В. П. Козловым в 2001 году.
В 2010 году коллекция Раменского стала центральным элементом экспозиции выставки «Поэзия Пушкинского мифа», проходившей с 10 февраля до 30 июня 2010 г. в Музее А. С. Пушкина в Москве.
В описании экспозиции цитируется текст заведующей научно-методическим отделом Государственного музея А.С.Пушкина В.А.Невской, в котором говорится, что «ярким примером очевидной мифологизации предметов служит коллекция пушкинских меморий, подаренная музею в начале 1970-х А.А. Раменским, потомком известной династии тверских учителей».
И вот всего несколько лет спустя, представления об аутентичности части вещей коллекции были вновь возрождены. В июне 2013 г. на Старой Басманной был открыт дом-музей Василия Львовича Пушкина, филиал «Дома поэта», в него с Пречистенки были привезены многие мемориальные вещи, среди которых неожиданно оказались льняная распашонка Саши Пушкина и холщовое полотенце Арины Родионовны с домотканым орнаментом, ставшие базовыми артефактами комнат второго, антресольного этажа нового музея, причём распашонка представлялась теперь не иначе, как «крестильная рубашка»…
Вот такие неожиданные факты непровинциальной истории мы узнали благодаря памятнику народному учителю в небольшом ржевском селе Итомля.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: