Пётр Владимирович Можаров – инженер, конструктор. Известен как создатель первых ижевских мотоциклов.
Родился 7 сентября в селе Саюкино Кирсановского уезда Тамбовской губернии в семье управляющего спиртзаводом. В 1910 году для продолжения образования, после обучения в реальном училище, отправился в Германию и в 1914 году окончил теплотехнический факультет Лейпцигского университета. С сентября 1915 года работал конструктором на Тамбовском пороховом заводе. С декабря 1924 года работал инженером по теплотехнике на Ижевских стальзаводах.
Весной 1927 года П. В. Можаров выступил с предложением об организации выпуска мотоциклов на ижевских заводах. Осенью того же года командирован за границу для изучения иностранного опыта. В апреле 1928 года включён в штат мотоциклетной секции Ижевского оружейного завода и приступил к проектированию мотоцикла в соответствии с требованиями военных. 1 января 1929 года назначен руководителем мотоциклетной секции, в штат которой входили 9 инженеров (В. И. Владимиров, А. А. Гроссман, А. М. Лутс, С. Н. Семашко и др.) и 20 рабочих. За считанные месяцы были разработаны и изготовлены пять мотоциклов пяти различных моделей. Весной 1929 года был изготовлен первый образец мотоцикла ИЖ-3. В сентябре был завершён образец мотоцикла ИЖ-1, одновременно доделывались ИЖ-2, ИЖ-4 и ИЖ-5. Все эти мотоциклы приняли участие во Втором Всероссийском мотопробеге, состоявшемся в сентябре-октябре 1929 года, и успешно прошли 3300 км — не только трассу пробега, но и расстояние от Ижевска до Москвы. После окончания пробега самая маленькая из экспериментальных моделей — «Иж-4» — был рекомендован для серийного производства. Однако «Ижстальзавод» получил более важный заказ, и первый опыт мотопроизводства не получил продолжения. Но Можаров на этом не остановился и в конце 1929 года перебрался со своей группой в Ленинград, где принялся за разработку лёгкого мотоцикла «Л-300» по документации, привезённой с немецкой фирмы DKW. В 1931 году переехал в Москву и поступил на работу в Научный автотракторный институт (НАТИ). В 1932 году завершил проектирование первого отечественного армейского мотоцикла НАТИ-А-750.
После решения комиссией экспертов Президиума ВСНХ СССР о строительстве первого в стране большого мотоциклетного завода в Ижевске, Можаров был прикомандирован к мотоциклетному заводу для оказания помощи в изготовлении опытных образцов. На этом заводе планировали выпускать тяжёлый мотоцикл «НАТИ-А-750», спроектированный под руководством Можарова. К 1 мая 1933 года были изготовлены 4 первые мотоцикла. Параллельно были собраны и опытные экземпляры лёгких мотоциклов «Иж-7» по документации, полученной из Ленинграда - фактически это были двойники модели «Л-300», разработанной той же группой Можарова. В конце концов, для серийного производства был выбран именно "Иж-7" и в 1934 году завод выпустил 111 мотоциклов этой модификации. "Иж-7" производился до конца 1938 года, всего произведено 5779 штук.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: