Автор: RaFaeL
Создан: 15.04.2007
Опубликован: 18.04.2007
(отредактирован: 16.05.2017)
Описание окружающей местности
Однажды, просматривая свежий список памятников истории и архитектуры Нижегородской области, наткнулся на такую запись: «Балахнинский район, д. Юрино, Казанская церковь, XVII в.». Это меня очень заинтересовало, так как на карте церковь в этой деревне не обозначена, а церквей 17 века не так уж и много в наших краях. Дальше – больше: «Реставраторами воссоздан первоначальный облик уникального памятника деревянной архитектуры XVII века - Казанской церкви в селе Юрино Балахнинского района. Ее построил национальный герой Дмитрий Пожарский» - рассказывает один из новостных сайтов. Деревянная церковь начала 17 века? Как такое может быть, ведь самой старой деревянной церковью Нижегородской области считается церковь в селе Костылиха Арзамасского района, 1652 года постройки! Однако, все оказалось намного интереснее…
Впервые эта церковь упоминается в рапорте 1827 года благочинного Василия Алексиева в Нижегородскую духовную консисторию. Храм представлен как памятник, поставленный князем Дмитрием Михайловичем Пожарским — воеводой Нижегородского ополчения, а также как объект древности, требующий забот по сохранению. Церковь также упоминалась в “Памятниках церковных древностей” архимандрита Макария (1857 г.), в публикациях А. С. Гацисского (1890 г.), в статье Л. В. Даля (1896 г.). Начальный этап натурных исследований Казанской церкви относится к 1980 году, когда она была обнаружена во время проведения студенческих обмерных экспедиций. На этот момент, а также на период начала работ над проектом реставрации в 1997 г. церковь представляла собой покосившийся и вросший в землю сруб, покрытый двускатной крышей по сохранившимся слегам, врубленным в самцы восточной и средней стены и стропильным балкам западной стены. Завершался основной объем небольшой главкой с крестом. Крыльцо на западном фасаде было более позднее, середины ХIХ века. Сруб церкви из толстых свилеватых бревен, до 60 см в диаметре, мощные колоды входной двери с секирным замком и колоды южного окна моленного зала подтверждают древность постройки в вышеупомянутых литературных источниках. О древности храма свидетельствовали остатки волокового окна на восточной стене алтаря, широкие тесаные половые доски, врубки в стенах, фиксирующие переделки в памятнике. "Волоковые" окна - горизонтальные прямоугольные отверстия, прорубавшиеся в толще двух рядом лежащих бревен и закрывавшиеся деревянными задвижными заслонками. Из-за сгнивших нижних бревен северной стены церковь была наклонена к северу. Южная стена вследствие прогнившей крыши подверглась значительному разрушению. Фундаментами постройки служили большие камни, установленные по углам сруба, между которыми была выполнена забирка из вертикальных бревен-коротышей.
Объект к моменту реставрации сохранил многие свои первоначальные элементы, определявшие его уникальность и древние черты: план и объем, конструкции сруба, кровли и перекрытий, врубки от элементов XVII века на восточном и среднем самцах, врубки первоначального крыльца на западной стене, архитектурные элементы: детали оконных и дверных проемов, алтарной преграды. На период начала реставрационных работ церковь сохранила и новые элементы, появившиеся после ремонтных работ середины ХIХ века и изменившие облик памятника: вместо двух разнящихся по высоте крыш над моленным залом и трапезной — о чем говорят врубки от слег в среднем самце — появилась почти единая двускатная крыша над двумя объемами. Вместо волокового окна на восточной стене и косящатого на южной стене трапезной возникли окна с тонкими коробками, украшенные наличниками и ставнями ХIХ века. Взамен разобранного бревенчатого щипца западной стены выполнен дощатый.
В 1997 году были осуществлены историко-архивные и библиографические изыскания, проанализированы иконографические материалы, изучены аналоги культовых построек XVII века. Были выполнены натурные исследования с составлением обмерных чертежей объекта и проведена фотофиксация. Выполнение производственных работ началось с разборки здания церкви. После демонтажа проводилась тщательная инвентаризация конструкций сооружения для определения их дальнейшего использования (полностью, частично, замена на новые). В процессе реставрации с максимальной возможностью использовались старые материалы с их вычинкой. Установлены конструкции и детали церкви, относящиеся к подлинным элементам сооружения XVII века: свилеватые бревна стен, косящатые дверь и окно молельного зала, волоковые окна. Во многом результаты натурных исследований, проводимых как до начала реставрационных работ, так и в процессе реставрации объекта, позволили решить ряд вопросов, касающихся воссоздания утраченных частей сооружения.
В результате реставрации Казанской церкви восстановлен первоначальный облик памятника деревянного зодчества первой половины XVII века — подобные памятники почти не сохранились к нашему времени не только в Нижегородской области, но и в России. До сих пор не были зафиксированы клетские церкви без алтарного прируба, это характерно для небольших часовен. Казанская церковь в селе Юрине Балахнинского района — единственный храм этого типа, если не считать шатровой церкви Николая Чудотворца 1602—1605 гг. в Муезерском монастыре в Карелии. Благодаря обнаруженным на восточном и среднем самцах трапециевидным отверстиям под бабышки воссозданы декоративные украшения — горизонтальные резные доски, широко использовавшиеся для украшения крестьянских изб Нижегородской губернии. Казанская церковь - единственный пример такого решения в деревянном культовом зодчестве XVII века.
Немного о селе Юрино. Будучи одним из имений князя Пожарского, в селе находилась княжеская усадьба. Кроме уникальной церкви, про село можно услышать и различные легенды. Например, по одной из версий, сам князь похоронен именно в этом селе (официальная версия - в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале)! Вот, например, отрывок протокола заседания нижегородского губернского комитета от 1868: "Когда разыскивалась гробница князя Пожарского, производились поиски и около казанской церкви в Юрине; наезжала полиция, искали его надгробного камня и это ли обстоятельство или существовавшее прежде предание тому причиной, но теперь все уверены, что князь похоронен именно здесь, а камень его заброшен, кто говорит в Княжий пруд, кто говорит в самый глубокий омут большого озера при лебедевском заводе, верстах в 15, третьи наконец говорят – в болото; причины этому тоже разные: одни говорят, что юринцы боялись наездов полиции, другие, что они боялись, что у них будет основан монастырь, их отдадут в монастырские; сами юринцы говорят, что камень увезли пуреховские монахи, боясь, что их монастырь, при открытии гробницы Пожарского в Юрине, лишится своего значения. Хотя и нет никакой надежды найти обратившийся в миф камень, но раскопка остатков дома и пруда могла бы повести к интересным результатам". Тем не менее, несколько раз камень якобы «находился», но терялся вновь. Зато другой камень, хранившийся ранее в церкви, также косвенно подтверждает древность церкви: в чрезвычайно малограмотной надписи на нем значится, что тут похоронен "лета 7149 (1641) Неофед Тарасьева сын"; следовательно церковь в этом месте тогда уже существовала. Ну и наконец самая красивая легенда: село называется Юрино, так как основано самим Юрием Долгоруким! Вот так!
Использованы материалы газеты «Биржа плюс свой дом», №№ 31 и 35, 2004 г. и сайта trust.narod.ru.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: