Кахиб — один из древнейших аулов Дагестана, находится в ущелье реки Кахибтляр, притока Аварского Койсу. Его возраст сопоставим с возрастом Дербента, хотя эти места были населены гораздо раньше. Историки предполагают, что местность была заселена в бронзовом и даже каменном веке.
Кахиб — это общее название трех аулов и многих хуторов. Слово «Кахиб» образовано от грузинского слова «Кахи», что означает скудная горная местность. К XI веку Кахиб вошёл в число тринадцати крупных аулов, таких как Хунзах, Кумух, Ахты, Урада, которые были основными центрами торговли и хозяйственной деятельности. В Кахибе было развито производство холодного оружия, украшений, ковров, шуб, обуви, резьба по дереву, камню, выделка овчин. Развитию аула способствовало то, что он находился «На Великом пути народов» от Самура до Ведено.
Старый Кахиб был известен на всем Кавказе, как неприступное сооружение. История помнит лишь один прорыв захватчиков, и было это во времена нашествия татаро-монголов. После этого печального события прямо над пропастью и над селом горцы возвели дозорные башни, которые датируются VIII-X веками, и где жители укрывались при опасности. Всего боевых башен было пять. Самая большая из тех, что еще видна, имеет высоту 20м и ширину 4,6м, толщина стен равна одному метру, несколько лет назад она была отреставрирована при поддержке Министерства культуры Дагестана. Такая защита была непреодолима для любого завоевателя. Заметив приближающегося врага, на таких башнях разжигали костры, передавая сигнал тревоги от одного села в другое. Только один мост через каньон горного ручья связывал Старый Кахиб с миром.
Кахиб упоминается во многих древних источниках, например, арабских, иранских и т.д. в те времена, когда Дагестан входил в сферу их политических и экономических интересов.
Дома в Старом Кахибе были построены в стиле горской архитектуры, где крыша одного дома служила двором для другого. Здесь собирался джамаат, нередко и свадьбы справляли. Улочки и переулки в селе были очень узки, а сакли прилегали друг к другу так тесно, что со стороны казалось, будто они растут из самого утеса.
Еще говорят, что под старым Кахибом проложены подземные ходы, но, как их найти, никто не знает. Во всяком случае, туристам их не показывают.
В середине 50-х годов XX века жители начали уходить из Старого Кахиба на противоположную сторону реки в аул Новый Кахиб. Постепенно аул пустел, и к середине 1970-х годов его покинули последние жители. Как говорят местные жители, основной причиной переселения стали как раз именно труднодоступность аула, а еще постоянные осыпи, приводившие к гибели людей. Потомки тех жителей могут и сейчас видеть свой родной аул на противоположной стороне каньона.
Улочки в ауле (в современном) довольно узкие, на машине поэтому передвигаться сложно. Лучше всего оставить автомобиль перед въездом в село и дальше отправиться пешком. К старому аулу можно попасть только пешим ходом.
В точке N 42° 25.698' E 46° 36.002' находится подобие смотровой площадки на старый аул. Если двигаться по тропинке дальше, она приведет вас к спуску вниз, там можно перебраться на другую сторону каньона, а дальше козьими тропками забраться наверх к селению.
Гоор
В старину селение Гоор входило в состав Гидатлинского общества. Об этом, например свидетельствуют гидатлинские адаты, красивая и яркая традиционная одежда женщин и дошедшие до нас предания. Временами Гоор выходил из состава Гидатлинского общества и играл самостоятельную роль. Имеются сведения что в какое-то время Гоор находился в союзнических отношениях с Телетлинским обществом.
Когда-то в Гооре жило несколько тухумов, каждый из которых выстроил башню на случай осады - всего их в селении было семь, до наших дней дошли всего три, еще одна рухнула относительно недавно. К башням примыкали жилые двухэтажные дома. Массивные и высокие стены этих домов связывали башни в единый оборонительный комплекс. Архитектура башен и остатков жилых домов старинного Гоора величественна и сурова. Башни строились с соблюдением зеркальной симметрии и пропорциональности всех частей постройки, в удивительной гармонии с окружающим ландшафтом. В жилых домах примыкающих к башням, двери и окна специально делались маленькими. Двери на ночь запирались на засовы, а окна закрывали ставнями. Существует предание, что между башнями поддерживалась связь по подземному ходу. Высота башен разная. Высота самой высокой, рухнувшей несколько лет назад, составляла 25 м. Высота уцелевших трех башен составляет примерно 15 – 20 м. На каждом этаже башен имелся в полу узкий люк для сообщения, которое осуществлялось по приставным лестницам.
Это впечатляющий памятник трудной и героической жизни предков горцев. Здесь на камнях, вмонтированных в стены домов и башен встречаются свидетельства иных культурных и может быть, этнических связей в древнюю эпоху. Древние языческие знаки – кресты и свастики разнообразных видов встречаются на каждом шагу. Петроглифы с изображением критского лабиринта, вмонтированные в стену жилого дома, служили оберегом от проникновения враждебных сил и разрушения.
Пока мы гуляли среди гоорских руин, пришло время молитвы - и вот уже с минаретов окрестных сел далеко внизу начали один за другим раздаваться азаны. Здесь они звучали по-особенному мелодично, плавно перетекая один в другой.
В Гооре улицы не такие узкие, как в Кахибе, поэтому на автомобиле можно вполне проехать до конца села к подножию холма, на котором расположены уступами останки старого аула.
Из полезного: как только съедете с трассы на Хебду в сторону древних сел, обратите внимание: слева перед мостом через Аварское Койсу будет вывеска: Чебуреки. Настоятельно рекомендуем. Большие, с правильным количеством вкусного мяса, правильно же распределенным по всему чебуреку. 50 руб. за штуку на момент нашего посещения.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: