Миатлинская ГЭС – третья ступень Сулакского каскада ГЭС – расположена около селения Миатли. Выполняет три основные функции – вырабатывает электроэнергию, является конррегулятором Чиркейской ГЭС (расположена выше по течению реки). В России есть еще две станции, выполняющие аналогичные функции – Нижне-Бурейская ГЭС и Майнская ГЭС. Кроме этого, образованное Миатлинское водохранилище обеспечивает надежное водоснабжение столицы Дагестана – города Махачкалы.
Станция, по сравнению со многими объектами подобного типа, является небольшой по размеру, но уникальной по структуре и сложности строительства. Установленная мощность ГЭС составляет 220 МВт, а среднегодовая выработка - 690 млн кВтч. Высота плотины Миатлинской ГЭС составляет 73 метра (полная высота плотины с пробкой в основании - 86,5 метров), длина по гребню - 179 м. На гидроэлектростанции установлены две гидротурбины, мощность каждой из которых составляет 110 МВт, при напоре воды 46 метров в секунду.
В состав сооружений ГЭС входит арочная плотина с поверхностным водосбросом на гребне плотины, водоприемник, шахта уравнительного резервуара, деривационный туннель, деривационное здание ГЭС открытого типа, ОРУ-110 кВ.
Воды обычно совсем мало. Дело в том, что в этом месте вода появляется только тогда, когда открыт водосброс через плотину. ГЭС работает по деривационной схеме, то есть вода к гидроагрегатам поступает по деривационному тоннелю. Строительство Миатлинской ГЭС связано с тем, что при строительстве Чиркейской ГЭС выяснилось, что количество сбрасываемой воды необходимо корректировать, поэтому в 1973 году было решено приступить к возведению еще одной станции. Проектированием станции занимался институт «Ленгидропроект».
История строительства станции была довольно сложной. В 1976 году была начата проходка автомобильной дороги, что привело к сдвигу склона и возникновению оползня на правом берегу реки, где уже стояли несколько объектов будущей станции. Исправить ситуацию с помощью инженерных сооружений не получилось, поэтому будущему объекту нашли место на два километра ниже плотины. Перекрытие створа реки Сулак произошло в 1980 году, что перенаправило поток воды по прорытому деривационному туннелю. При этом была освоена новая поярусная технология бетонных работ, первая заливка состоялась в 1983 году, а через год было открыто автомобильное движение по магистрали и мосту. В 1985 году был начат монтаж первого агрегата, в конце года произошло плановое затопление водохранилища. Миатлинская ГЭС запустила первый гидроагрегат в декабре 1985 года, в январе 1986 года он дал промышленный ток, летом на станции запустили второй гидроагрегат, что стало стартом полной загрузки станции. Кстати, в Дагестане каждая ГЭС имеет свою собственную кинологическую службу, не является исключением и Миатлинская. Нам этот факт был интересен в связи с тем, что с нами в команде была овчарка Есения, состоящая на службе в полиции.
Конечно, Миатлинская ГЭС – режимный объект. А вот дальше начинается самое интересное: на территорию ГЭС можно попасть совершенно официально и безо всяких предварительных согласований. Конечно, ненадолго. Дело в том, что за территорией ГЭС находится дорога, которая ведет в аул Старое Зубутли. И миновать ГЭС, чтобы попасть туда, невозможно. Знакомые говорили нам, что на КПП нужно сказать, что мы едем в это село к знакомым. Но всё оказалось гораздо проще. Нужно подойти к охране, объяснить, что вы хотите попасть в Зубутли (никаких причин для этого выдумывать не нужно). Далее предъявляете документы (паспорта, водительские удостоверения и документы на автомобиль — если вы на нем). Соответственно, если вы на авто, то параллельно проверке документов происходит досмотр автомобилей. После соблюдения формальностей можно проехать по территории ГЭС, после проезда через туннель вы окажетесь в начале дороги на Зубутли. Там тоже есть КПП, где вас остановят на обратном пути (там уже будет достаточно лишь назвать фамилию для внесения в журнал учета). Дорога до селения займет около часа.
Зачем ехать: в Зубутли ведет живописный серпантин, с которого открываются потрясающие виды на Сулакский каньон, которому посвящен отдельный тайник https://geocaching.su/?pn=101&cid=21463. Каньон открывается отсюда намного больше, чем со смотровой площадки в Дубках. По пути будет несколько широких мест, которые, конечно, не тянут на статус оборудованной смотровой, но там можно остановиться (кое-где есть место даже для пары машин) и насладиться видами. Если вы осилите дорогу до конца, наградой вам будет возможность покататься по глади Сулака на катере. Такую услугу оказывают местные жители, найти катер можно в конце селения. Скорее всего, эти катерки вы видели со смотровой площадки в Дубках. Стоимость прогулки варьируется от 2500-3500 руб. за катер, можно и поторговаться. Катер вмещает несколько человек, так что если вас целая компания, то цена не окажется очень уж высокой.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: