На проспекте Обуховской Обороны (бывшем Шлиссельбургском тракте) расположена, пожалуй, самая своеобразная по своему архитектурному замыслу церковь в нашем городе. В середине XVIII века все эти места по левому берегу Невы были обширными загородными поместьями. Вместо заводских корпусов раньше здесь было село Александровское и загородное имение князя Вяземского. Генеральный прокурор Святейшего Синода князь Александр Алексеевич Вяземский был вельможей екатерининского века, управляющим Императорским фарфоровым заводом. Видимо, поэтому земли для загородного имения ему пожаловали в непосредственной близости от места службы.
В имение Александровское часто съезжались именитые гости, устраивались роскошные праздники, фейерверки. Сама Екатерина II жаловала князя, щедро одаривала его. Получив от императрицы новый подарок – 200 тысяч рублей, князь решил построить на эти деньги храм, чтобы прославить государыню.
Изначально храм в центре английского парка решено было посвятить празднику Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме (Воскресению Словущему). Воплощение идеи он поручил архитектору Н. А. Львову. Постройка церкви велась в 1785 - 1787 годах, но ее освящение задержалось до 1790 года. По желанию императрицы оно состоялось во имя Святой Живоначальной Троицы.
При взгляде на церковь сразу бросается в глаза необычность формы. Круглый, в виде ротонды с пологим куполом, обрамленный белоснежными колоннами и искусно украшенный пилястрами, храм похож на кулич. А рядом с ним – колокольня, тоже небольшая, но высокая, в виде четырехгранной пирамиды, прорезанной со всех сторон арками для колоколов, – пасха. По легенде, идею придать ансамблю церкви форму пасхальных блюд — кулича и пасхи, Львову продиктовал заказчик, но есть сведения, что архитектор просто осуществил свою мечту – воссоздать архитектурные формы, поразившие его во время путешествия по Италии.
Церковь покрашена в жёлто-коричневатый «питерский» цвет, купол — в зелёный. Капители колонн декорированы ионическими волютами, на втором ярусе имеются овальные окна, подкупольная часть церкви декорирована фризом. Не забыли и о благодетельнице князя - на мраморных досках между колоннами красуются вензеля Екатерины II. Купол увенчан яблоком с крестом. Благодаря отсутствию барабана на куполе, в алтарной части храма становится темно; кроме того, усиливается иллюзия размеров здания — изнутри он выглядит гораздо больше, чем снаружи. Внутри круглый зал оштукатурен голубым цветом и декорирован коринфскими пилястрами, над алтарной апсидой — фигуры парящих ангелов. Голубой купол, имитируя небо, создаёт ощущение лёгкости и воздушности. Несмотря на всю свою оригинальность, храм стал неудобен для богослужений, так как в нём было слишком мало места для алтаря, в связи с этим в 1858 году к храму был пристроен притвор.
Колокольня, имитирующая пасху, представляет собой узкую четырёхгранную пирамиду, отделанную серыми металлическими листами и разделённую на два яруса. В нижнем ярусе располагается крещальня, в верхнем — звонница с колоколами. Два яруса отделены друг от друга карнизом. Звонница в колокольне устроена необычным образом: в качестве проёмов с четырёх сторон колокольни в стенах прорезаны небольшие арки, в нижней части которых имеется металлическая ограда, толщина арок увеличивается по мере наклона стены, проём арок сверху декорирует сандрик. Выше звонницы со всех сторон колокольни на стене установлены небольшого размера часы; венчает колокольню, как и церковь, яблоко с крестом.
Церковь была одним из немногих храмов Петербурга, долгое время функционировавших в советское время. Она была закрыта на восемь лет в марте 1938 года и стала использоваться под клуб, но 17 апреля 1946 года после приведения в порядок вновь открыта для богослужений. Тем не менее все святыни, хранящиеся на данный момент в церкви, собраны из других храмов, поскольку с закрытием церкви из неё были убраны все церковные ценности, которые затем бесследно пропали; в их числе была и икона Святой Троицы, бывшая на протяжении многих лет главной святыней храма (эта икона была пожертвована крестьянами села Александровского в 1824 году). Синий с золотом иконостас середины XVIII века был перенесён сюда из Благовещенской церкви на Васильевском острове.
В настоящее время в храме находится особо чтимый образ Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), который был принесён частными лицами, хранившими его после закрытия в 1932 году церкви, находившейся до уничтожения в 1934 году недалеко от бывшего стекольного завода на реке Неве.
На левом клиросе икона святителя Николая Чудотворца (также особо почитаемая), ранее находившаяся в Никольской кладбищенской церкви города Колпино, была передана в храм в декабре 1947 года жительницами Колпино сёстрами Пискарёвыми, у которых она хранилась в годы войны.
В этой церкви крестили будущего адмирала Александра Колчака.
Говоря о церкви, нельзя не рассказать об авторе проекта, человеке неординарном, с удивительной судьбой. Николая Львова называли гением вкуса, «русским Леонардо». Действительно, как и великий гуманист да Винчи, Николай Александрович был многогранен: архитектор и художник, переводчик и поэт, композитор и собиратель фольклора, изобретатель и инженер. Человек энциклопедических знаний, он много учился, но создавал свои эстетические формы. Даже в личной жизни Львов не побоялся пойти против устоявшихся традиций. Он был влюблен в дочь обер-прокурора, Марию Дьякову, но молодые не получили согласия на брак от родителей девушки. Тогда Николай увез девушку прямо с бала в церковь, где они и обвенчались. Уже через пару часов супруга вернулась на бал, как ни в чем не бывало, и четыре года никто не знал об их тайне. Мария отказывала всем женихам, уверяя родителей, что согласна обручиться только с Николаем. К тому времени Николай Львов уже стал известным архитектором, имел определенное положение в обществе, и, обеспокоенные тем, что дочь так и останется незамужней, родители дали согласие на брак и благословили молодых. Уже шли пышные приготовления к свадьбе, когда счастливые Николай и Мария сообщили, что родители опоздали на четыре года. Всеобщему изумлению не было предела, и на радостях гости решили повторно обвенчать двух любящих супругов и сыграть-таки свадьбу. Долгие годы прожили Львовы в любви и согласии.
Помимо церкви Святой Троицы Живоначальной «Кулич и Пасха» сохранились и другие постройки Львова в Санкт-Петербурге – Почтамт, Невские ворота Петропавловской крепости. Он перестроил дом Державина на Фонтанке и создал Приоратский дворец в Гатчине, построенный по интересной технологии – из земляных блоков.
За свои заслуги архитектор получил много званий и чинов, но самое главное – это благодарность потомков за его беззаветное служение России, за те великолепные сооружения, которые до сих пор украшают Петербург.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: