На территории Полотняного Завода расположены две усадьбы. Одна из них — знаменитая усадьба Гончаровых, связанная с именами Натальи Николаевны Гончаровой и Александра Сергеевича Пушкина. Другая принадлежала Щепочкиным и в наши дни оказалась несколько в тени первой. История Полотняного Завода начинается в 1718 году, когда калужский купец Тимофей Карамышев основал в Малоярославецком уезде на земле Спасской церкви на Взгомонях парусно-полотняную мануфактуру (фабрику «для деланья парусных полотен»). В 1720 году рядом с ней была основана бумажная фабрика, производившая продукцию из отходов парусного производства. В 1732 году компаньонами Карамышева стали Григорий Иванович Щепочкин (1707—1781) и калужский посадский человек Афанасий Абрамович Гончаров (прапрадед Натальи Гончаровой). После смерти Карамышева в 1735 году компаньоны «полюбовно разделились». Две трети, включая полотняный завод и бумажную фабрику, отошли Гончарову, а одна треть — Щепочкину, унаследовавшему полотняную мануфактуру. Постепенно рядом сформировались две совершенно не похожие друг на друга усадьбы А.А. Гончарова и Г.И. Щепочкина. Неподалеку от усадьбы Гончаровых Григорий Иванович Щепочкин построил свой дом — огромный дворец, стоящий на высоком берегу реки Суходрев. В 1790—1800-х годах он был перестроен в классическом стиле. Архитектор не известен, но исследователи предполагают, что им мог быть кто-то из московских мастеров, учеников Матвея Казакова. Кто занимался отделкой, точно сказать нельзя, однако работали здесь те же мастера, которые вели в 1806—1808 гг. отделку усадьбы Золотаревых в Калуге: некоторые росписи совпали почти буквально. В усадьбе Щепочкина был, вероятно, только небольшой садик, но вплотную к усадьбе подходил роскошный гончаровский парк. Недалеко находились два ткацких корпуса, хозяйственные постройки, амбары каменные, деревянная господская баня, двухэтажный корпус для людей, каретный сарай, каменная конюшня, оранжерея, две теплицы. В пруду, что напротив западного фасада, разводили зеркальных карпов. Нижний этаж дома служил для хозяйственных нужд и не имел художественной отделки. На втором этаже располагалась парадная анфилада комнат, третий был жилым: комнаты хозяев, гостей, детские комнаты, вела на него небольшая лестница. Деловая жизнь Григория Ивановича Щепочкина была яркой и насыщенной. После раздела на долю Г.И. Щепочкина пришлось «из парусной фабрики 10 светлиц, а в них 60 станов... старые хозяйские хоромы, 2 кобылы серые, 10 лошадей работных, труба пожарная». С этого времени в Полотняном Заводе существуют две полотняные фабрики и одна бумажная. Григорию Ивановичу принадлежит одна из полотняных фабрик. В 1781 году, после смерти Григория Ивановича, усадьбу и производство унаследовал его сын Павел Григорьевич Щепочкин. В 1800 году в деревне Кондырево он основал бумажную фабрику, которая перешла по наследству его дочери Елене Павловне Мещериновой, а в 1853 году была продана англичанину Говарду. Фабрику в Полотняном Заводе и усадебный дом Павел Щепочкин передал по наследству своей дочери Марии Павловне Бистром. Её мужем был генерал-лейтенант, Георгиевский кавалер, барон Антон Антонович Бистром (1789—1854). Следующей владелицей усадьбы стала их дочь, баронесса Александра Антоновна Бистром (1824—1902). По отцовской линии она приходилась внучатой племянницей мореплавателю И.Ф. Крузенштерну. В 1850 году она вышла замуж за знаменитого русского хирурга Николая Ивановича Пирогова (1810—1881). Свадебная церемония проходила в усадьбе Гончаровых, а таинство венчания состоялось в Спасо-Преображенском храме рядом с гончаровским домом. Свой медовый месяц молодожены провели в доме Щепочкина, где Пирогов продолжил оперировать больных. Через некоторое время Пироговы уехали в имение Вишни, под Винницей (Украина). В 1884 году стараниями Александры Антоновны в Киеве была открыта хирургическая лечебница. Фабрика Щепочкина прекратила своё существование после 1861 года, а усадебный дом в конце XIX века наследники Бистрома продали купцу Ершову. В 1909 году на третьем этаже была открыта школа. Будучи старообрядцем, купец Ершов сделал это «ради спасения души». После смерти Ершова, следуя его завещанию, дом и имение получила Александра Прохорова. В том же 1910 году она перевела полученное наследство на имя своего мужа, Даниила Семёновича Прохорова. Школу в доме супруги оставили. Кроме того, хозяин на свои деньги построил молельню, а в большом зале дома установил иконостас; по праздникам здесь справляли обедни. В годы Великой Отечественной войны, в отличие от дома Гончаровых, дом Щепочкина не пострадал, хотя немецкие оккупанты устроили на первом этаже конюшню. После освобождения посёлка здание было приведено в порядок. До 2007 года в доме Г.И. Щепочкина располагалась средняя школа. В январе 2008 г. дом Григория Ивановича Щепочкина передан Калужскому областному краеведческому музею и начата реставрация. До наших дней в усадьбе сохранилась потолочная роспись конца XVIII века, не тронутая рукой реставратора. Все последние десятилетия эта живопись была скрыта под слоем краски, и лишь начавшийся недавно ремонт смог выявить творения неизвестных мастеров. Во множестве комнат сохранилась прекраснейшая изящная лепнина фризов из листьев аканта. Много в доме и изразцовых печей, но наиболее выдающиеся — настоящее произведение искусства — это четырёхметровые в высоту круглые фаянсовые печи, увенчанные вазами, а в зале гостиной печь с богатым рельефным декором, украшенная даже колоннами. В доме порой проводятся съёмки художественных фильмов. Усадьба Щепочкиных является наследием русской культуры и требует восстановления. На сегодняшний день дом закрыт, а реставрация остановлена.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: