Когда-то давным-давно по указу Петра Первого в нашей стране была «обустроена почтовая гоньба», а выражаясь языком современным, организована регулярная доставка почты.На территории современной Ярославской области существовали две почтовые дороги или, как их ещё называли – почтовые тракты.
Первый почтовый тракт Москва-Архангельск в данном случае я не рассматриваю.
Второй почтовый тракт Ярославль-Санкт-Петербург хотелось бы рассмотреть более подробно.
По территории Ярославской губернии тракт проходил по следующему маршруту:
Ярославль-Ямино-Романов-Киндяки-Рыбинск-Молога-Горелово-Суминская и далее через Весьегонск на Санкт-Петербург.
Почтовые перевозки по данному тракту продолжались до середины 30-х годов ХХ-го столетия, потом частично были прерваны, но продолжаются и поныне, только уже по другому маршруту.
Причиной изменения маршрута явилось затопление юго-восточной части Молого-Шекснинской низменности и появление Рыбинского водохранилища. Вследствие чего часть почтового тракта Ярославль-Санкт-Петербург на участке г.Рыбинск-г.Молога-д.Остроги протяжённостью приблизительно 12-15 км проходит в наши дни по дну рукотворного моря.
Во время малого уровня воды в Рыбинском водохранилище участок старого тракта, как его ещё порой называли жители Мологи - «Большая дорога», иногда оказывается над поверхностью воды. От существующей деревни Остроги по нему можно пройти в место, где некогда находился город Молога.
Когда-то от д. Остроги до Мологи путь проезжего люда и ямщиков проходил через населённые пункты: Большая Режа, Малая Режа (основаны в 1704 г.) и Рыльбово (основано в 1696 г.). Большая Режа и Малая Режа – это крестьянские деревни. В Рыльбово, кроме крестьянских домов, имелся помещичий двор. От деревни Остроги в сторону деревни Большая Режа шёл участок дороги протяжённостью около 5 км. Большая Режа и Малая Режа находились на расстоянии 1.3-1.5 км друг от друга, от Малой Режи до Рыльбово – около 5.4 км, и от Рыльбово до окраины города Молога – примерно 2.3 км.
На участке почтового тракта от д. Остроги до Мологи имелось 5-6 мостов, которые представляли собой простейшие мостовые переходы вроде нынешних мелиоративных труб, либо деревянные мосты. Примерно за километр до деревни Большая Режа и далее до границы города Молога шёл участок дороги длиной около 10 км, вдоль которого с двух сторон были высажены деревья, на манер большой аллеи.
В настоящее время на участке от деревни Остроги в направлении города Молога только около 2.5 км грунтовой дороги пролегает по поверхности суши, остальная часть находится под водой. Сохранившийся участок тракта представляет собой насыпь шириной примерно 5 метров, с двух сторон оборудованы канавы для стока паводковых вод.
При уровне воды в Рыбинском водохранилище более чем 100 метров дорога на входе в воду являет из себя звериную тропу, проходящую через заросли тростника на болоте. Слой ила под ногами примерно 30 см, а под ним плотный грунт. При уровне воды в водохранилище 98 метров и ниже дорога, находящаяся под водой, в какой-то момент становится доступна для перемещения по ней и похожа на песчаную насыпь или косу. Иногда эту насыпь пересекают «промоины». Это не что иное, как бывшие речушки и ручьи, через которые когда-то были наведены мосты. В непосредственной близости от границы бывшего города Молога дорога была вымощена булыжником, а местами и каменной брусчаткой. Эти типы дорожного покрытия сохранились до настоящего времени и их можно увидеть на фотографиях города сделанных в то время, когда вода отступает.
В настоящее время можно только представлять себе, как была обустроена «почтовая гоньба» на участке почтового тракта Ярославль-Санкт-Петербург в направлении от д. Остроги на Мологу и далее на Рыбинск. Всё-таки уже слишком много времени прошло с тех пор, да и воды утекло немало….