Военное лихолетье не прошло мимо людей, связанных с железной дорогой Старого Оскола. Не секрет, что мощь бомбовых ударов фашистская армия сосредотачивала в районах железнодорожных узлов, станций и железнодорожных составов. Многие старооскольские железнодорожники узнали о войне во время воскресника, который проводился 22 июня 1941 года на строительстве аэродрома. Именно здесь застало их правительственное сообщение о нападении фашистской Германии на Советский Союз. После этого сообщения, несмотря на выходной, многие пришли в локомотивное депо. Утром и вечером следующего дня во всех сменах и цехах состоялись митинги. Многие ушли на фронт добровольцами.
Около сотни железнодорожников работали в специальных военно-железнодорожных формированиях. На узле во всех службах были организованы фронтовые цеха, бригады, паровозные колонны. В конце июня на станции Старый Оскол появились первые поезда с эвакуированными из прифронтовой полосы народными ценностями и людьми. Многие железнодорожники работали сутками, падали от усталости, засыпали на ходу, но не оставляли своих рабочих мест. В паровозном депо был организован ремонт техники для Советской Армии. Ремонтировалось боевое оружие, изготовлялись бомбодержатели.
Сегодня о тех тревожных военных днях нам напоминают различные памятники.
На пересечении улиц Прядченко и 8 марта перед железнодорожным мостом 9 июля 2008 года состоялось открытие памятника «Строителям железной дороги Старый Оскол–Ржава».
Памятник-мемориал посвящен подвигу женщин, которые в рекордно короткие сроки, всего за 32 дня, с 15 июня по 15 июля 1943 года проложили 95 км железнодорожного пути, во многом обеспечив победу советских войск на Огненной дуге летом 1943 года. Они перенесли на своих хрупких плечах тонны земли и щебёнки, изо всех сил помогая приблизить день Победы.
Скульптурная композиция представляет собой три женские фигуры в момент работы по укладке рельс. Две девушки держат лопаты, третья наклонилась над рельсами, утрамбовывая грунт. Одна из девушек на минутку разогнула уставшую спину, чтобы вытереть пот со лба. Обуты работницы в грубые ботинки и сапоги, головы укрыты платками. Не до красоты сейчас!
Фигуры отлиты из бронзы и смонтированы на гранитном постаменте из камня, привезённого с Урала. Высота фигур – 2,5 м, вес композиции – 3 тонны, вес бетонного основания – 90 тонн. Рядом взметнулись в небо рельсы, соединённые между собой.
Сбоку от женских фигур на плите тёмного цвета начертаны слова Белгородского поэта В.Белова:
«Вы здесь дорогу строили на Ржаву,
В подолах пол - Земли перенесли,
К сраженью подготовили Державу
И с воинами Родину спасли!»
Автор проекта – архитектор М. А. Хромов, скульптор – А. А. Шишков. Работа над памятником заняла у Шишкова несколько месяцев. Позировали для него студентки Белгородского технологического университета. Вначале скульптор слепил фигуры из гипса, затем из медного сплава отлил и сварил сами формы. Памятник внутри полый.
В 1943 году на прокладке участка трудились более 25 000 подростков, девушек и женщин. Большинству из них было тогда по 15-18 лет, жили в ближайших деревнях, спали на земляном полу, покрытом соломой. Работали от заката до рассвета при строжайшей дисциплине. Носили землю и на носилках, и в подоле платья, на обед варили горох, закусывали куском сахара и запивали холодной водой. Иногда случались бомбёжки вражеской авиации, приспособленных убежищ не было, люди падали и прятались за свежей насыпью.
Эти люди совершили подвиг, который невозможно повторить даже сегодня при современном уровне развития техники. Этот памятник воплотил в себе идею о величии русской женщины.
Братская могила № 2.
В небольшом сквере рядом с ж/д вокзалом на мраморном постаменте стоит фигура воина, опёршегося левой рукой на венок-победителя. В центре памятника текст: «Вечная память героям, павшим в боях за свободу и независимость Родины!».
Часто можно наблюдать, как на ступеньках памятника мирно играют дети. Эта братская могила № 2.
После освобождения города от фашистов, в небольшом парке рядом с танцевальной площадкой (сейчас это территория железнодорожной СЭС) были захоронены в братской могиле воины, погибшие при освобождении Старого Оскола. В 1960 году состоялось перезахоронение могилы. Братская могила была перенесена недалеко от своего прежнего места, где находится и сегодня.
Памятник, к которому все давно уже привыкли, построен на месте перезахоронения в 1963 году, в честь воинов, погибших при освобождении Старого Оскола 5 февраля 1943 г. Даже самые величественные памятники лишь в малой степени способны передать народную скорбь по погибшим.
Памятник трудовой славы железнодорожников.
Памятник установлен в 1979 году в честь трудового подвига железнодорожников в годы Великой Отечественной войны, обеспечивших подвоз вооружения и снаряжения войскам Центрального и Воронежского фронтов.
Автор проекта В.Р.Скрябова. Выполнен рабочими Старооскольского железнодорожного узла. Памятник представляет собой паровоз, выходящий из тоннеля. Паровоз установлен на трёхступенчатой бетонной платформе, её длина 16 метров, ширина 8 метров. Общая высота памятника 11 метров.
Паровоз «СУ-211-75», изготовлен на Сормовском заводе в 1937 году. Судостроительный завод «Красное Сормово» выпускал паровозы семействаСУ до 1951 года. Они стали самым массовым семейством пассажирских локомотивов в нашей стране. Принципиально новый паровоз серии СУ (Сормовский усиленный) – прозвище «Сушка» - выпускался с 1924 по 1951 годы. Это очень удобные в эксплуатации, экономичные и быстроходные локомотивы. Им посвящён тайник СУ из "Красного Сормово"
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: