Некогда местность, прилегающая к реке Юхоти, почти по всему её течению, вплоть до впадения в Волгу, составляла обширный Юхотский край, значительную часть которого ныне занимает территория Большесельского района со своим районным центром - поселком Большое Село и множеством других населенных пунктов. В древности эту местность населяли финские племена - меря, а в IX веке сюда стали проникать и славяне. Со второй половины XI века, когда начался распад Древнерусского государства на самостоятельные княжества и уделы, Юхотский край вошел в состав Ростово-Суздальского княжества. Последнее в 1212 году распалось еще на несколько самостоятельных княжеств, и Юхоть стала принадлежать Ростовскому княжеству. На этом процесс дробления не закончился. В 1218 году из Ростовского княжества выделилось Ярославское, и с этого времени Юхоть становится его составной частью. Однако более широкие, конкретные и достоверные сведения об этой земле и ее истории мы находим значительно позже, лишь около середины XV века. Так, известно, что именно в этот период один из сыновей Ярославского князя Василия Васильевича - Семен Васильевич - получил здесь в удел село Новленское и стал называться князем Новленским, точно так же, как и сын его Данила Семенович. Сын же последнего, Иван Данилович, получил в удел весь Юхотский край, в который вошло и село Новленское. Так было положено начало князьям Юхотским. Заметим попутно, что, как следует из сказанного, селение Новленское - самое древнее в Юхотском крае, оно существовало уже в XV веке. Далее, известно, что князей Юхотских было всего четыре поколения, и они ничем не выделялись из ряда мелких удельных князей. В 1463 году Ярославское княжество вошло в состав Русского централизованного государства. Князья Юхотские также перешли на службу Великому князю Московскому. С этого времени их вотчины были проданы Великому князю, который взамен дал им волости и села. Последний князь Юхотский, Иван Дмитриевич, умер в 1510 году, не оставив после себя потомства, и род Юхотских князей на этом пресекся, а Юхотская волость была "взята на государя", т. е. стала дворцовой. Таким образом, князья Юхотские владели здешними землями всего лишь лет 50. Но и дворцовой волость была также недолго. Примерно в 1530-1538 годах она была пожалована Иваном Грозным князю Федору Михайловичу Мстиславскому. Так, в 1538 году она уже значится как его владение. Род Мстиславских был влиятельным боярским родом. После Федора Михайловича, скончавшегося в 1550 году, волостью владел его сын Иван Федорович, пользовавшийся долгое время особым расположением Ивана Грозного и значившийся одним из крупных землевладельцев на Руси - он имел обширные владения не только в Ярославском крае, но и во многих других местностях Московского государства. После воцарения на престоле Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного, Борис Годунов сослал Мстиславского за его участие в заговоре Шуйских и других бояр в Кириллов монастырь, где тот и умер в 1586 году. Юхотской же волостью продолжал владеть его сын Федор Иванович, также крупный представитель боярской аристократии. Он умер в 1622 году, а его сын Василий Федорович был последним владельцем волости из рода Мстиславских. Он ненамного пережил своего отца, умер бездетным, и волость вновь стала дворцовой. Произошло это в 1631 году. Здесь мы подходим вплотную ко времени образования Большого Села, а вернее, не образования, а его первого упоминания в письменных источниках. Еще в 1629 году в одном из старинных актов вотчинного правления зафиксирована запись, воспроизведенная в № 33 "Ярославских губернских ведомостей" за 1854 год. Более подробные сведения, касающиеся не только Села Большого, но и Юхотской волости в целом, относятся к 1631 году, когда в связи с переходом ее во дворцовое ведомство туда был послан для проведения описи дьяк Порфирий Секирин. Будучи до 1631 года дворцовой, волость 26 августа 1706 г. вновь становится частным владением - вместе с селом Вощажниковым Ростовского уезда она была пожалована Петром I фельдмаршалу графу Борису Петровичу Шереметеву "за многие и верную службы своему Великому государю". В связи с передачей волости Шереметеву ее описание проводил подьячий Алексей Протопопов. Всего же, по отзывным книгам Протопопова, в Юхотской волости, "отказанной Борису Петровичу Шереметеву", значатся : четыре села, шесть погостов, в них 16 церквей, на погостах 24 нищенские кельи, в них людей 48 человек. На площади 31 лавка, два шалаша, две харчевни. Помимо сел и погостов - 232 деревни, в которых 2114 крестьянских дворов, 40 бобыльских, а людей - 7390 (мужского пола). Что же представляло из себя Большое Село - нынешний центр Большесельского района? Старый центр Большого Села представлял собой " четвероугольную" площадь возле церкви Петра и Павла, громада которой до сих пор возвышается над левым берегом реки. В конце прошлого столетия по сторонам площади располагались волостное правление, богадельня, школа, аптека, пекарня, лавочки часовщика и ювелира, цирюльня, две штофные и чайные лавочки, а главное - торговые ряды, выстроенные по указу Шереметева. За пользование торговыми местами крестьяне платили графу особый налог. Помимо рядов немалый доход приносили графу и два принадлежавшие ему кабака с громкими названиями "Москва"и "Петербург". Древнейший памятник архитектуры в Большом Селе - Пятницкая церковь, выстроенная в 1747 году на правом берегу Юхоти. Немногим моложе Пятницкой церкви и вторая культовая постройка, сохранившаяся в Большом Селе - церковь Петра и Павла. До 1760г. на этом месте стоял одноимённый деревянный храм, известный по документам первой половины XVII века. В 1760г. местный староста крестьянин Полунин выстроил на смену деревянному каменный храм Петра и Павла с приделом Рождества Богородицы. В 1827г. эта церковь была сильно перестроена и расширена. В результате она превратилась из небольшой изящной постройки ярусного типа в массивный, кубической формы храм с высокими классическими портиками. В сильно искаженном виде постройка 1827г. дожила до наших дней. В настоящее время на месте этого храма находится Шереметев-Центр. Но вернёмся вновь XVIII век. Большинство лавок, и трактиры принадлежали Шереметеву. Открывались они только по средам, в базарные дни и во время ярмарки, бывавшей здесь ежегодно в день храмового праздника Петра и Павла. По средам на базар помимо местных жителей приезжали торговцы из других сел, деревень и даже уездных центров. Товар предлагался всевозможный, начиная с семян и крючков для ловли рыбы. Здесь можно было приобрести предметы одежды, телеги, сани, дровни, косы, произведения из дерева (ведра, ушаты), кожевенные изделия, глиняную и фаянсовую посуду. Для желающих построить дом в большом выборе предлагались бревна, кирпичи, изразцы, гвозди, петли, остекленные рамы. В эти же дни пригоняли для продажи большое количество разного скота, бывала здесь и конная ярмарка. Продавали и продукты питания - мясо, сыр, всевозможную рыбу, а осенью, когда поспевали плоды, привозили множество огурцов, помидоров, капусту, даже арбузы и дыни из южных местностей. Особенно большой размах в середине 50-х годов XIX века приобрела торговля куделью. Раньше лен здесь сразу превращался в полотно, т. е. сырой в обработанный. Такая несложная кустарная мастерская имелась в каждом доме. Сама же кудель не играла большой роли в торговле и продавалась дешево. Цену кудель начала приобретать с 30-х годов, когда с развитием полотняного промышленного производства спрос на нее сильно возрос. Кудель теперь успешно сбывают не только иностранным купцам, но и местным скупщикам из своих же, ярославских городов. В Большом Селе в это время открылись две площадки и несколько амбаров, называвшихся кудельными. Превращение Большого Села в один из. крупных торговых центров Ярославской губернии ставило настоятельную потребность получения детьми хотя бы элементарной грамотности. Так, в более многолюдной и торговой части села, на левом берегу Юхоти, прихожане при Петропавловской церкви с 1861 года имели начальное земское училище, а вот приход менее многолюдный - на правой стороне Юхоти при Пятницкой церкви - школы не имел. Она была открыта лишь- в 1889 году священником Александром Спасским. Юхотская волость в ведении Шереметевых находилась с 1706 года и все последующие годы. Внешний облик и хозяйственный уклад жизни, как волости, так и самого Большого Села, оставались такими же вплоть до 1917 года. Если за точку отсчета возраста Большого Села принять 1629 год, год его первого упоминания в письменных источниках, то сегодня Большому Селу более 370 лет. Остается ответить еще на один вопрос: а как произошло название этого районного центра? В далекую старину в Юхотском крае, оторванном от шумных и бойких трактов непроходимыми лесами и болотами, было не так уж много селений. Большинство из них - деревушки в несколько домов, но среди них исстари выделялись и более крупные поселения - села Большое и Новое. За более крупным из них и утвердилось в народе название - Большое Село. Думается, что эта легенда имеет под собой реальные основания. Славится Большесельская земля не только красотой природы и богатством истории, но и людьми, которые жили и живут здесь. Науке известен бесстрашный исследователь стратосферы И.Д.Усыскин. Весомый вклад в развитие метеорологии, земного магнетизма, физической географии и воздухоплавания внес М.А.Рыкачев, основатель службы погода в России. Обратившись к истории театрального искусства, в литературных источниках можно обнаружить интересные сведения о знаменитой крепостной актрисе Прасковье (Ковалевой) Жемчуговой-Шереметевой. Любители поэзии знают поэта из этих мест, Ивана Захаровича Сурикова (1841-1880). Родился он в д. Новоселовка ярославской обл (снесена в советское время при ликвидации малых деревень), отец был крепостным графа шереметьева и жил в москве на оброке, где у него была лавка. В 8 лет мальчика перевезли в москву помогать отцу. Его стихи рябина, в степи, казнь стеньки разина стали песенным достоянием народа. На его стихи писал музыку чайковский и кюи. Умер от чахотки, в нищете, вынужденный торговать углем и железным старьем. Что шумишь, качаясь, тонкая рябина, низко наклоняясь головою к тыну? Материалы взяты с сайта:http://regionidei.by.ru/history.htm
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: