Большинство современных городов имеют высокую транспортную доступность двенадцать месяцев в году, семь дней в неделю, 24 часа в сутки. Самолёт, поезд, автобус,машина. Асфальт или, на худой конец, грейдер. И так далее. Но так не везде. Есть населённые пункты, попасть в которые можно только определённым способом и по определённому расписанию. Поперечке в этом плане ещё повезло. Доступность его не привязана к навигации и не слишком сильно к погоде. Сюда ведёт узкая колея железнодорожного полотна, примерно 40 километров. Прямо по болоту.
Посёлок здесь основали в 1961 году. После войны, в 1957 был создан Авнюгский леспромхоз, в 1954 основали посёлок УЖД, который сейчас называется Авнюга, а по заданию котласского лесокомбината ещё в 1951 году определили 40 километров на узкоколейку, движение на которой открылось в 1958 году. В семидесятых узкоколейка имела разветвлённую сеть, уходя глубоко в тайгу и встречаясь там с ветками, тянущимися к Устье. В самые лучшие времена было железнодорожное сообщение до посёлков Квазеньга и Первомайский. В такой длинной версии железная дорога просуществовала около 10 лет. Начиная с 90-х железная дорога начала постепенно разбираться. В 2000 году поменялась форма собственности Авнюгского леспромхоза. Объём грузовых перевозок уменьшался и в 2011 году полностью прекратился. И была бы железная дорога полностью разобрана, если бы не посёлок Поперечка, доступ к которому был бы полностью отрезан. У железной дороги опять менялся собственник, были перебои в работе пассажирского сообщения, но общими усилиями дорогу отстояли и сейчас по ней идёт регулярное пассажирское сообщение. Чуть подробнее об этом есть рассказ здесь: ссылка
Вы спросите, а как же лес, что перестали рубить? Не перестали. Просто стали вывозить автомобилями. Временные автодороги проложить проще. При этом грузоподъемность современных лесовозов растёт, что делает вывоз автотранспортом более привлекательным.
До недавнего времени тут существовало и авиасообщение - на северах такое было не редкость, о сих пор в отдалённых населённых пунктах сохранились пустые поля, где когда-то садился самолётик малой авиации… Их и сейчас принято называть там “аэропорт”, “пойдём на аэропорт, костёр пожжём”, “вчера за морошкой на болото, что за аэропортом, ходили”... Здесь же был колхоз имени Максима Горького, так название “Максим” и осталось.
Теперь узкоколейка единственная дорога жизни, по сути. Два раза в неделю от Авнюги гоняет сюда уставший поезд. Маленький тепловоз тащит весёлый сиреневенький вагончик, раскрашенный в цветочек. Внутри деревянные скамейки и мишура по периметру потолка, печь "булерьян, это чтоб зимой тепло было. Есть ещё несколько дрезин, которые стоят в домиках-гаражах в конце пути на станции. По словам местных, на них гоняют за ягодами в то время, когда поезд точно не ходит. У поезда четыре рейса в неделю, в понедельник утром и вечером, и в пятницу утром и вечером. Для перевозки грузов машинист и помощники цепляют платформу. Именно на ней завезены в Поперечку все машины, трактора и даже автобусы, которые там есть.
Именно на этой платформе ехал и наш Стерх из Поперечки в Авнюгу но об этом чуть позже :)
А попали мы сюда своими колёсами. Наш трек: ссылка Это была одна из целей нашей маленькой летней ИСКпедиции в Архангельскую область - найти путь со стороны Устьянского района. Сначала по качественному грейдеру, технологической дороге лесовозов. Потом пошли брошенные лесовозные дороги, их там не то, чтобы сеть, но есть. Потом была своротка в лес и около пятидесяти километров дикой грунтовки, в некоторых местах с затопленной гатью, брусья которой лежат вдоль дороги и разъезжаются. В одном месте такие брусья разъехались, и нам пришлось использовать хайджек :) Последний участок, непродолжительный совсем, идёт по хорошей,уверенной и ровной грунтовке,в которой всё те же доски вдоль, но лежат они, не шелохаются, а на дороге сухо и ровно. Это уже совсем рядом с Поперечкой.
Въехав в село к вечеру, мы сразу начали удивляться. Во-первых, Поперечка не выглядела маленьким, забытым богом медвежьим уголком. Много домов, за низкими заборами виднеется основательное хозяйство. Много машин. Почти все без номеров - гаишники сюда ж не заезжают )) Наверняка все с учёта сняты, и никаких дорожных налогов с прочими податями “низачто”. Домик-магазин. В центре Поперечки центральный узел связи. Во всех, как оказалось позже, смыслах. Стоит домик, значит. На домике висит красный телефонный аппарат (гудок есть, проверили), рядом две антенны цвета хакки. И над всем этим вышка, А на вышке, на уровне примерно третьего этажа обычного московского дома сидят люди, пара человек. Посидели и спустились, а туда поднялась подошедшая минуту назад девушка, тоже засела там. Мимо нас ехала на велосипеде женщина, у которой мы решили разжится какой-никакой информацией. Она нам и поведала Тайну Ордена Информационной Точки )) Все эти люди приходят сюда и поднимаются почти до конца для того, чтобы поймать связь. Да, да, позвонить или отправить смс в Поперечке можно только отсюда и только преодолев несколько лестничных пролётов вверх. Здесь есть и интернет! Это было нам весьма актуально - ведь мы ехали в неизвестной и, когда были в последнем месте, где ещё пробивалась связь, сказали товарищам, что если до ночи на связь не выйдем, то… Превед Медвед )) А то годом ранее одна семья на той дороге потерялась уже, правда, под ними была пузотёрка и застряли они ещё на технологической дороге, но, как известно, чем круче джип, тем дальше засядет, а безвестно стать доставкой еды для медведюгана какого чего-то не хотелось))
Так вот. В Поперечке, можно сказать, жизнь бьёт ключом. Конечно, движуха имеет сезонную составляющую. Летом сюда приезжает много детей на каникулы. А так же по узкоколейке увозят собранные дары леса на Большую Землю. Перекупщикам… Круглый год по ней привозят и всё необходимое для жизни, конечно. Продукты, аптеку, бензин и так далее. Ко времени прихода-ухода поезда в селе начинается особая движуха. Мы приехали в Поперечку накануне такого рейса. В планах было на следующий день договориться приехавшим утром поездом, чтобы тот зацепил платформу и притащил её вечером, чтобы обратно в Авнюгу отвезти уже с нами. Заночевав в палатке рядом со станцией, мы не пропустили утренний рейс и успешно осуществили задуманное Это мы к тому, что, как видите, никаких предварительных договорённостей, никаких посредников, никаких телефонных разговоров или посылания заявок, ничего не потребовалось, мы легко сделали всё сами. Стоило нам это 2000р, но, говорят, могло бы обойтись и в 1500, только вот... Торговаться и снижать цену, учитывая, что тут все без работы и жизнь совсем не лёгкая, не хотелось, сколько объявили - столько и заплатили. Может быть, когда-нибудь до посёлка проложат автодорогу. Пока же у нас есть замечательная возможность прокатиться на маленьком добреньком поезде через болота Архангельской области в тихое уединённое село Поперечка и Соезерскую пустынь посетить.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: