Мамины - известная фамилия в Балаково. С Иваном Васильевичем и его старшим братом Яковом Васильевичем связаны многие важные события в истории города и, прежде всего, зарождение и становление машиностроительной промышленности. В 1899 году на восточной окраине села Балаково, около хлебной площади, над небольшим зданием появилась вывеска «Чугунолитейный механический завод бр. Я. и И. Маминых. К этому времени Иван Васильевич закончил свое образование в Саратове, получив аттестат инженера. Яков Васильевич, талантливый изобретатель-самоучка, ученик Ф. Блинова, к моменту открытия завода освоил кузнечное дело, литейное, слесарное и механическое производства, в своих технических поисках вплотную подошел к созданию двигателя внутреннего сгорания собственной конструкции.
Именно под эту его идею и создавался завод братьями Мамиными. Первые три года в мастерских завода ремонтировали сельскохозяйственный инвентарь, изготавливали запчасти к сельхозмашинам, производили мелкий ремонт различных механизмов, а однажды выполняли церковный заказ - отливали чугунные решетки для ограды церкви Иоанна Богослова.
Кузница, вагранка и механический цех составляли мощности завода, и работали там всего пять рабочих и один конторщик. Именно в этих полукустарных условиях и был создан первый двигатель конструкции Я. и И. Маминых мощностью 9,5 лошадиных сил. Прототипом послужил керосиновый двигатель английской фирмы "Горнсби". Но сделанная в Балаково машина работала на очищенной бакинской нефти, была экономичнее, проще в управлении и, следовательно, дешевле аналогичных зарубежных образцов.
Двигатель успешно прошел заводские испытания. Предположительно, в этот период появилась идея серийного выпуска подобных машин.
Братья Мамины понимали, насколько необходима их машина в сельском хозяйстве. Выросли они в крестьянской семье на большом хуторе, с раннего детства были знакомы с тяготами труда хлебопашца (их отец служил помощником управляющего, а затем управляющим в имении землевладельца И.В. Кобзаря). Будущее крестьянского труда в России в своих помыслах связывали только с механизацией.
Перед изобретателями встал глобальный вопрос - где взять деньги на модернизацию завода. Без этого серийный выпуск двигателей был немыслим. Балаковские хлебопромышленники-толстосумы давали ссуду только под кабальные проценты. Иван Васильевич предложил следующее решение: подарить землевладельцу Кобзарю недавно собранный локомобиль, а затем попросить ссуду. Переговоры с Кобзарем закончились успешно. Мамины получили ссуду в 22 тысячи рублей под залог всего завода с выплатой шести процентов годовых и сразу же стали строить и оснащать свое производство.
Началась энергичная работа по улучшению качества двигателей. В 1904 году братья подали заявку на первое изобретение, а в 1908 году получили привилегию и патент N14061 на русский нефтяной двигатель под названием "Русский Дизель". Все эти годы, при наращивании и расширении производства, на заводе выпускались нефтянки мощностью от 3,5 до 30 лошадиных сил.
Продукция заводов Маминых быстро нашла сбыт. Дело оказалось выгодным и приносило хорошую прибыль. Этому способствовала рациональная организация производства, хорошо поставленная реклама, дешевизна рабочей силы (взрослый токарь получал 2 рубля в день, ученик - от 5 до 20 копеек), продуманная кадровая политика. 1908 год - новый этап в предпринимательской деятельности Маминых. Братья разделили свой завод на два самостоятельных в коммерческом отношении отделения. Иван Мамин, стремясь к финансовой стабильности своего дела, решил заниматься дизелестроением, постепенно реконструируя и модернизируя производство, работал до революции на заводе, затем переехал в Саратов, где и умер. Яков Васильевич хотел пойти дальше и осуществить давнюю мечту - выпускать не только двигатели, но и колесные тракторы собственной конструкции. После революции переехал в Челябинск, где осуществил свою мечту.
Балаковские двигатели экспонировались как на российских, так и на международных торговых и промышленных выставках в Самаре, Нижнем Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге, Брюсселе, Париже, Милане, Лондоне, о чем свидетельствуют шесть серебряных медалей, высшие награды и золотая "гран-при" за "изящество конструкции".
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: