Мегрега – это село, которое стало фактически южным форпостом Олонца. Это село является первым после южного съезда, расположенного в стороне Олонца.
Главной достопримечательностью села Мегрега является старинная церковь Фрола и Лавра. Церковь была построена в 1613 году в честь победы русской армии в войне со Швецией. Строительство храма проходило на древнем пути, ведущим из Новгорода в северные земли, расположенные в 12 км от города Олонец. Название церкви было дано в честь святых Фрола и Лавра, которые особенно почитались крестьянами как хранители не только домашнего скота, но и всего крестьянского хозяйства. Церковь расположена на пригорке, она практически не видна на расстоянии близлежащей дороги, так как весь ее вид закрывается деревьями сосновой рощи, которая еще является и кладбищем.
Церковь Фрола и Лавра – это уникальный и редчайший памятник деревянного зодчества, он представляет собой храм новгородского типа. В типично новгородском внешнем виде церкви особенно ярко и четко выражены отличительные особенности знаменитого каменного храма, названного в честь Федора Стратилата, представленные в виде перекрещивающихся фронтонов, входа с крыльцом, расположенным с северной стороны, а также восьмериком с шатром, располагающимся над трапезной комнатой. Изначально храм представлял собой простое здание, рубленное из бревен, но в XIX веке деревянная постройка была обшита тесом. Восьмерик церкви имеет совсем небольшие размеры и имеет провал, установленный прямо над центром основного сруба четверика. Восьмигранный шатер, выполненный в строгом стиле, имеет луковичную главку и величественно венчает церковное здание.
Трапезная комната церкви Фрола и Лавра примыкает к основному срубу церкви, расположенному с западной стороны. Вход, имеющий просторное крыльцо и ведущий в трапезную, расположен с северной стороны, что особенно редко можно увидеть в Карелии. Декоративные элементы полностью отсутствуют. Рубка стен произведена «в обло», а наружная их часть полностью обшита тесом. Внутри уникального памятника старинного деревянного зодчества сохранился только редко встречающийся тябловый трехъярусный иконостас, который датируется началом XVII века. Красивая тонкая резьба старинного иконостаса правильно наложена на красное тябло, которое представляет собой деревянный брус алтарной преграды, используемый для установки икон. Остальная часть внутреннего убранства практически не сохранилась.
На данный момент церковь Фрола и Лавра является действующей; периодические в ней проводятся службы. Мы приехали днем. В храме никого не было, но он был гостепреимно открыт.
Согласно житиям святых, Фрол и Лавр - родные братья родом из Византии, жившие во II веке, занимавшиеся каменотесным ремеслом. Обучаясь мастерству каменотесов у Прокла и Максима, переняли у них христианские убеждения и приняли крещение. Переселившись из Византии в Иллирию (ныне Хорватия), они подрядились к правителю Ликаону строить языческий храм. Во время строительства братья проповедовали христианскую веру, помогали нуждающимся, исцеляли больных и увечных. Многие, увидев их благодетель, обратились в христианскую веру. По окончании строительства вместо изваяний языческих богов, которых Ликаон собирался поставить в храме, братья Фрол и Лавр, поддержанные сторонниками, поставили в храме большой мраморный крест (христианский символ смерти или победы духа над материей). По приказу Ликаона братья были арестованы и подверглись жестоким истязаниям. За братьев заступился влиятельный местный жрец Мамертин, благодарный им за сохранение зрения его сыну, которому в глаз попал осколок гранита. Жреца и его сообщников приговорили к сожжению на площади, а братья Фрол и Лавр живыми были брошены в безводный колодец и засыпаны землей. Место казни братьев долго почиталось иллирийскими христианами. Впоследствии их мощи были обретены и перенесены в Константинополь.
Народные предания перекладывали христианскую историю о святых на свой лад, используя в основе факты из жизнеописания святых Фрола и Лавра.
Через много лет из этого колодца пастухи напоили своих лошадей, и те исцелились. По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Фрола и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. Это почитание, возможно, пришло на Русь с Балкан - родины братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики Фрол и Лавр были обучены архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми. Согласно иконописному канону святые Фрол и Лавр должны быть написаны с конями, которым они покровительствуют.
По одному из преданий, Фрол и Лавр ходили по деревням рыть колодцы, этим зарабатывая на хлеб. Однажды во время работы земля вырытого колодца обвалилась и засыпала обоих братьев. Лужица, которая стала вытекать из обвала, обнаружила в себе чудодейственную силу: хилая лошадь одного крестьянина "начала добреть", выпив из нее воды. Другие крестьяне последовали примеру первого и пригнали к обвалившемуся колодцу своих лошадей - результат был тот же. Тогда мужики разрыли колодезь на этом месте и обнаружили на его дне Фрола и Лавра, целых и невредимых, державших в руках железные лопаты.
Другая легенда говорит о том, что каменщики Фрол и Лавр находились в числе строителей стен Киево-Печеской Лавры. Во время работ осколок камня отлетел и попал в глаз единственному сыну и наследнику князя, руководившему работами. Князь приказал закопать братьев по пояс в землю и держать там до тех пор, пока не произойдет исцеление глаза. В том случае, если глаз не удастся спасти, князь велел закопать Фрола и Лавра живыми в землю.
День памяти святых празднуют 31 августа.
Раньше в этот день на лошадях запрещалось работать, так как любая работа, производимая лошадьми в конский праздник, по представлениям крестьян могла повлечь за собой их падеж. Рано утром лошадей кормили досыта отборным овсом, мыли и чистили скребницей. Затем угощали горбушками с солью, купали, украшали лентами хвосты и гривы. Лошадей не седлали, сбруями не снаряжали, кнутами и свистами не обижали, но зато увещевали добрыми и ласковыми словами.
Лошадей собирали вместе со всех окрестных деревень и к обедне пригоняли в село, к церковной ограде, где происходило церковное водосвятие и молебен. После обедни и молебна чествуемым святым покровителям коней Фролу и Лавру, совершалась "конная мольба", заключавшаяся в том, что священники выходили из церкви и окропляли приведенных животных освященной водой. Каждый, приводящий коня, старался, чтобы хоть одна капля святой воды да попала на его лошадку. По народным верованиям, это должно было "охранять коней от всякого лиха". "Умолил Фрола и Лавра, жди и лошадям добра". "Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр".
В этот день для табунщиков и конепасов изготовлялся специальный "именинный" пирог, устраивалось мирское пиво. Для лошадей выпекалось обрядовое печенье в форме конского копыта, этим печеньем закармливали лошадей и отдавали священнику; лошадей кормили круто посоленным яичным хлебцем или фроловской (ржаной) просфорой, которую каждый хозяин нес из церкви за пазухой, чтобы дома, разломив на несколько частей, дать по кусочку каждой дворовой скотине - от коня до поросенка.
В каждом районе были свои особенности. Например, в Вашкинском р-не Северного Белозерья обрядовое печенье, изготовляемое в Фролов день было особым, оно называлось "фролы" ("хролы") и имело форму круглых шариков. Выпекались "фролы" из толокна, реже из ячневой или пшеничной муки. В муку или толокно, замешанные на масле, добавляли сметану, яйцо и сахар. Из теста раскатывали жгуты, которые разрезали на части и скатывали небольшие шарики ("катыши"), пекли "фролы" в печи на противнях или сковородах. «Фролы» изготовлялись в большом количестве, их не только ели сами с чаем и молоком, но и угощали всех, кто заходил в дом.
Локальные традиции сохранили в день Фрола и Лавра обычай - устраивать скачки вперегонки на неоседланных лошадях (отсюда название - "скакалки"), что говорит о давнем происхождении лошадиного праздника. Скачки происходили на ровном поле, за деревней, а если возможность позволяла, то около часовен. В некоторых местах и скачки и "конные мольбы" переносились на какой-либо другой день, но связывались большей частью со святыми Фролом и Лавром. Так, в Вельском уезде Вологодской губернии "фролят", т.е. скачут вперегонки на лошадях, только взрослые в первое воскресенье после Петрова дня, которое получило название "конная мольба", так как к этому дню, кроме скачек приурочено молебен о лошадях, и каждый хозяин старался привести на площадь хотя бы одну лошадь. После скачек во Фролов день устраивалось праздничное угощение; приготовлялось пиво. Так как мужчины и парни участвовали в скачках, то они по большей части старались воздержаться от выпивки; этим пользовались женщины, гуляя "на фролах", "неофициальном бабьем празднике", за себя и за мужчин.
Приметы конского праздника.
31 августа Фрол и Лавр - кончай посев ржи. После этого дня посев ржи считается запоздалым. Коли до Фрола не отсеешься, фролки (цветочки) родятся.
Смотри у полыни корни: если побеги корня толсты - следующий год будет урожайным.
С Фрола и Лавра начинаются осенние утренники.
С Фролова дня засиживают (бабы работают при огне в избах) ретивые, а с Семена (14 сентября) — ленивые.
Для описания использованы материалы сайтов: здесь и здесь
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: