В начале XX столетия в 17 км от Ялты, на южном склоне Крымских гор, вблизи поселка Краснокаменка(Кизилташ), в тени вековых деревьев находился небольшой женский скит "Софрониева пустынь", освященный в честь Казанской иконы Божией Матери.
Церковь в честь Казанской иконы Божией матери и скит были основаны в 1913 году ради поминовения сродников Токмаковых и Молотковых – известных виноделов. А настоятелем с самого начала был назначен человек высокой духовной жизни – иеромонах Софроний. Он был из крестьян. В семнадцать лет оставил дом, родителей и долго странствовал по России в поисках духовной жизни. По его свидетельству, именно в этот период странничества он приобрёл святоотеческий опыт и научился ни к чему не привязываться, полагая своё упование на Божий промысел.
Отец Эразм – так в то время звали старца Софрония – поступил в монастырь на Новом Афоне и прожил там несколько лет, пока из-за тяжелого климата не заболел лихорадкой и не был переведён в Крым в Георгиевский монастырь, где был на послушании гостиничного. Позже, предпочтя тишину монашеского уединения, он постригается в схиму с именем Софроний и назначается настоятелем Кизилташского скита.
Скит был мужским, но со временем по разным причинам стал женским и сформировался из паломниц, окормлявшихся у отца Софрония. Поначалу было не более десяти женщин, которые делали всю необходимую работу самостоятельно, своими руками построили трапезную и несколько келий.
Скит был беден, в нем не было ни ограды, ни ворот, ни многочисленных построек. Рядом с церковью, на согнувшемся толстом стволе старого дерева висело несколько маленьких колоколов. Их звон оповещал жителей близлежащих селений о начале церковной службы.
Софроний, старец строгой и светлой жизни, отличавшийся простотой и смирением, жил в маленькой келейке, примыкавшей к церкви. В стене келии было небольшое оконце, выходившее в церковь, через него старец выслушивал все монастырские службы. Поздним вечером монахини на коленях вычитывали каноны Иисусу Сладчайшему, Матери Божией, Ангелу-хранителю. В полночь начиналась полунощница, далее следовала утреня; вычитывались правила к Причастию и служилась Божественная Литургия. Оканчивались службы рано утром, а день насельницы скита проводили в послушаниях и молитве.
До 1928 года скит был малодоступен для чужих недоброжелательных глаз. И мало-помалу в тишине лесистых гор, под покровом Божественной благодати, у отца Софрония собралось тридцать сестёр.
Но быть незамеченным, оставаться в тени в те суровые времена было особой милостью Божией, даровнной на время для укрепления духа перед уже наступившими и уже не отменяемыми испытаниями, сотрясавшими всю Россию.
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы было закончено следствие по делу, начатое несколькими месяцами ранее, последствием которого стала выселка иеросхимонаха Софрония в Чернигов, где в 1929 году он мирно скончался. В Чернигове осталась его могилка, и по сей день посещаемая многочисленными христианами.
После высылки духовника обители сёстры одна за другой стали покидать Кизилташ. В 1929 году скит был окончательно закрыт. Чекисты сбросили крест с храма, разобрали все иконы, в том числе и почитаемый образ Казанской Матери Божьей, и всё, что имело хоть какую-нибудь ценность, отвезли в подвалы финоотдела.
Бывшие насельницы монастыря, сёстры Куртэн Екатерина(пострижена в монашество с именем Евдокия) и Мария(пострижена в иночество с именем Мелитина) были вынуждены эмигрировать во Францию, где в 1946 году основали Свято-Покровский монастырь в местечке Бюси-ан-От недалеко от Парижа в усадьбе с символичным названием «Вишнёвый сад». Свой дом с приусадебным участком предоставил сёстрам профессор В.Б.Ельяшевич.
И по сей день в Свято-Покровском монастыре на юге далёкой Франции сохраняется память о Кизилташской пустыни, старце Софронии и чудной красоте Южного берега Крыма. Все, что смогли увезти с родной земли сёстры Куртэн - это несколько ягод кизила, из которых впоследствии на французской земле выросли плодоносящие деревья. Монахини Свято-Покровской обители до сих пор угощают паломников вареньем из краснокаменского кизила. Вот так установилась духовная связь между двумя монастырями.
По благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря инициативная группа прихожан ялтинского храма свт. Иоанна Златоуста, возглавляемая Марией Федоровной Сергеевой, уже более 10-ти лет, каждое воскресенье приезжает на Софрониеву пустынь с целью ее возрождения. Их силами был установлен поклонный крест, а в 2015 – военный палаточный храм, подаренный обители отцом Валентином(Цвелевым),, настоятелем храма Живоначальной Троицы на острове Божье Дело озера Вселуг в Тверской области. Именно в этом храме, представлявшем собой брезентовую палатку с отапливавшейся дровами железной печкой и освещением от церковных свечей, проходили первые службы отца Валентина после 70 лет запустения острова Божье дело. Именно этот брезентовый храм во время его сборки на острове посетил и благословил святейший Патриарх Всея Руси Алексий II.
На протяжении 12 лет прихожане искали остатки старого храма. И вот в августе 2015 года чудесным образом они были обретены.
Здесь можно набрать вкусной родниковой воды. К стекающему с гор источнику пристроена большая купель, в которую можно окунуться в любое время года.
По дороге к скиту находится красивое озеро, возле которого можно остановиться на пикник или ночлег с палаткой. Сверху оно напоминает бассейн с видом на море, слева виднеется медвежья спина(северный склон Аю-Даг).
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: