"Фашисты были еще далеко от Тулы, а мы, железнодорожники, собрались и предложили построить бронепоезд. Инициативу поддержали в обкоме партии - и началось. Дело-то новое, мы поездов никогда не строили, да и специалистов таких у нас не было. Руководителями назначили двух грамотных инженеров - начальника планово-производственного отдела паровозного отделения Селецкого да мастера паровозного депо Беспалова. Рабочих на строительстве бронепоезда было человек двадцать. Работали с утра дотемна, только ночью прекращали - соблюдали светомаскировку. Но и основную работу с железнодорожников никто не снимал: нужно было обеспечивать бесперебойное движение воинских эшелонов, ремонтировать локомотивы, вагоны. Зачастую и ночевали в депо, чтобы не тратить время на дорогу. Трудностей много было, особенно сложный процесс - бронирование самого паровоза: надо было покрыть толстой сталью весь локомотив: будку машиниста, котел, ходовые части, тендер, кроме дверки, через которую насыпается уголь. Причем для этого некоторые части с паровоза мы снимали, укрепляли болтами железные решетки и накладывали стальные мосты. Был случай, когда потребовалась обычная проволока. Разыскали в депо, но она оказалась столь стара, что для сварки не годилась. Решили отжигать, и дело пошло. Бронепоезд был готов, когда враг почти подошел к Туле, назвали его "Туляк". Когда он вступил в строй, мы сразу оценили насколько была важна эта стальная крепость для защиты города. По железной дороге тогда и продовольствие направлялось, и военная техника, и воинские части прибывали по "железке". Бои основные развернулись на южной окраине Тулы, на Косой Горе, в Рогожинском посёлке, на Красном Перекопе. Там и зенитки были, и "катюши" утюжили неприятеля. А вокзал и железнодорожный узел практически не были защищены. Вот и летали фашистские стервятники, как у себя дома. Картина враз изменилась, как только заработал бронепоезд. На нем было несколько зенитных орудий и обычные спаренные пулемёты. И всё, отлетались. Появлялся бронепоезд неожиданно, на самых сложных участках боёв, когда нашим бойцам особенно трудно приходилось. В грохоте сражения, в дыму и пламени приближение его было незаметно. Бывало, выскочим перед самым носом противника, пронесёмся, и от шквала нашего огня у фашистов паника, переполох. Пока они сообразят что к чему, нас уже и нет. Вот так воевали."
Из интервью Ивана Матвеевича Казакова и Казимира Казимировича Поздняка газете Тульские Известия.
Бронепоезд №13 "Тульский рабочий", получивший в просторечии название "Туляк", является одним из образцов советских бронепоездов первых месяцев войны. Идея создания бронепоезда появилась, когда 2-я немецкая танковая армия Гудериана вошла в Орёл и дорога на Москву казалась открытой. Крепость на колёсах была построена в короткие сроки рабочими Тульского паровозного депо на станции Тула-1. В строительстве принимал участие коллектив машиностроительного завода НКПС (ныне завод "Желдормаш"). 27 октября 1941 года "Туляк" покинул ворота депо. Он оборонял город от налётов немецкой авиации с помощью зенитной артиллерии, отражал атаки вражеских бомбардировщиков на станциях Хомяково, Ревякино и Присады.
В начале декабря 1941 года бронепоезд №13 "Тульский рабочий" был отправлен в Москву на довооружение, после чего в Тулу он уже не вернулся, хотя продолжал воевать в центральной части России. В канун нового 1942 года бронепоезд стоял на станции Белый Колодезь северо-восточнее Харькова. Здесь он не раз участвовал в боях, отражая воздушные атаки противника. В начале апреля 1942 года в одну из бронеплощадок попал снаряд и пробил её. Бронеплощадку сняли, а вместо неё прицепили другой состав от другого бронепоезда, после чего он получил статус тяжелого. Назвали новообразованный состав бронепоездом №2 и отправили его воевать в район Воронежа-Тамбова.
Дальнейшая его судьба к сожалению не известна, ни фото ни видео после боёв не сохранились. Зато сохранились фотографии 16-го бронепоезда - это Московский бронепоезд, но его очень часто путают с нашим "Туляком". У него была совершенно другая конструкция, он был более квадратный, в то время как наш, Тульский, имел характерные скосы на углах. Вообще бронепоезда отличались друг от друга довольно сильно, и если перед Второй Мировой войной наша страна только начинала учиться искусству их постройки и использования в боях, то в дальнейшем, используя полученный опыт, эффективность и безопасность этих боевых машин многократно возросла. Если в 1941 мы потеряли 84 бронепоезда, а в 1942 - 42, то за три последующих года было потеряно всего 2 бронепоезда! Это говорит о том, что их научились строить, ими научились грамотно управлять, ну а ближе к концу войны, когда советские войска уже вовсю гнали врага с Русской земли, актуальность бронепоездов как боевых единиц уже не была столь высока.
8 мая 2015 года, накануне празднования 70-ой годовщины Великой Победы, на территории Московского железнодорожного вокзала города Тулы состоялось торжественное открытие военно-мемориального комплекса Бронепоезд №13 "Тульский Рабочий", который был реконструирован в Узловском ремонтном депо. Мемориал включает в себя бронзовый монумент защитникам Тулы, прототип легендарного бронепоезда "Тульский рабочий" , базу бронепоезда с музейной экспозицией: вагон-штаб, вагон-пекарня, вагон-клуб, а также образцы вооружения периода Второй мировой войны.
Время работы музея: с 11:00 до19:00, понедельник и вторник выходные.
Стоимость посещения: 50 рублей самостоятельный осмотр, 150 рублей с экскурсоводом.
Интереснее, конечно, с экскурсоводом, так как рассказывают они вещи, которые не прочитать в интернете. Я сознательно не хочу пересказывать здесь все подробности, о которых рассказывают на экскурсии, чтобы Вам было интересно её посетить.
Источники информации: рассказ экскурсовода, экспонаты музея, а также вот и вот.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: