Станцию Сочи сколотили еще до революции, но первый поезд до нее добрался лишь в 1919 году. До деревянного вокзала с кассами и залом ожидания руки дошли только в 1934 году. Однако, к концу 30-х, Сочи из провинциального городишки превращается в летний центр отдыха огромной страны. И тогда большой вокзал для самого большого курорта СССР задумывает возвести Иосиф Сталин. Во время Олимпиады от сочинского перрона «взлетят» скоростные «Ласточки» в Олимпийский парк и горный кластер Игр-2014.
Великий метро- и вокзалостроитель
В 1942-1943 годах Сочи был связан с Закавказьем — железнодорожная ветка продлена до Сухуми, что привело к увеличению пассажиропотока после окончания войны. Еще одной причиной, может быть даже более важной, была любовь вождя к Сочи и в 1947 году начинается проектирование нового железнодорожного вокзала.
Работы над созданием нового образа главных ворот Сочи велись под руководством академика архитектуры - Алексея Николаевича Душкина.
Душкин в те времена – глыба, главный архитектор Метропроекта с Метростроем (1941-1943) и Центральной архитектурной мастерской Наркомата путей сообщения СССР (с 1943 года). Наконец, он один из любимейших архитекторов вождя. К концу войны Душкин явил стране и миру несколько красивейших станций Московского метрополитена: «Дворец Советов» в 1935-м (ныне «Кропоткинская»), «Площадь Революции» (1938), «Маяковская» (1938), «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская», 1943).
Уже позднее из-под его кисти выйдут станция «Новослободская» (1952) плюс величественные железнодорожные вокзалы в Днепропетровске. Кроме того, в 1953-м Душкин построит знаменитую высотку Министерства транспортного строительства у Красных ворот и универмаг «Детский мир» на Лубянской площади в 1957-м.
Виноград в арках, аркадах и двориках
Душкин для Сталина разрабатывает три варианта вокзала.
Из воспоминаний жены архитектора Т.Д Душкиной:
"Процессы проектирования и сооружения сочинского вокзала были трудными, даже болезненными. Много было у Алексея бессонных ночей, хотя взялся он за работу с энтузиазмом. Ведь и сам город Сочи, и его роскошная, буйная природа воодушевляли архитектора. Всё дело осложнялось двумя факторами.
Первый — это то, что Сочи — ворота всего Черноморского побережья. Второе, а может быть, и главное — поблизости были дачи Сталина и других руководителей страны. Проект сочинского вокзала утверждался не только в МПС (министром в то время был Ковалёв, которого вскоре сменил Б.П. Бещев), но и в Комитете по делам архитектуры, в Совете Министров СССР, потом в ЦК, где Каганович в то время курировал транспорт, и, наконец, был показан Сталину.
При обсуждении в МПС в совещании принимали участие начальники разных служб — пассажирских, грузовых и прочих. Каждый давал совет в отношении архитектурного облика здания, выдвигая свои требования (совсем как в басне Михалкова «Слон-живописец»). Кроме того, проект возили на утверждение даже в Тбилиси, поскольку Сочи являлся важнейшим звеном Черноморского побережья и всего Кавказа. Там он очень понравился и был поддержан председателем совета, известным инженером-архитектором, академиком Г.М. Термикеловым, окончившим в прошлом Институт гражданских инженеров в Петербурге."
13 сентября 1950 года состоялся торжественный митинг, посвящённый закладке здания нового ж/д вокзала. Митинг открыл начальник строительства тов. А. Быков.
К строительству приступают в 1950 году, справляясь за год и восемь месяцев.
- Новый вокзал и Привокзальная площадь как единое целое удачно вписались в генеральный план реконструкции Сочи – Мацестинского курорта, который стал отражением градостроительной науки и культуры страны советского времени, - скажет, впервые взглянув на новостройку, Сталин.
Открытые веранды гармонично связали вокзал с ландшафтом и тропическим нарядом курорта. Каждый внутренний дворик индивидуален благодаря арочной системе. Через арки, лоджии и аркады видны панорамы окружающей роскошной природы, пойма реки Сочи, привокзальная площадь, город и, конечно, Черное море. Вся детали вокзала и орнамент архитектурных украшений происходят от уникальной субтропической растительности Сочи.
При постройке вокзала приморский колорит удалось сохранить благодаря использованию местных стройматериалов. При отделке потолков использовались кессоны-картины. Внутренние дворики были озеленены цветами и вьющимся виноградом. Цокольный этаж облицовывали песчаником, а колонны главной аркады со стороны города – полированным гранитом. При отделке стен всех фасадов применялась цветная штукатурка с мраморной крошкой на белом цементе, а внутренние помещения оделись естественным мрамором. Люстры изготавливались по новому типу – с фонариками в виде пальм. Все столярные изделия для вокзала делались из массива дуба.
Вокзал был открыт 19 сентября 1952 года и вызвал бурю хвалебных отзывов.Открыл митингсекретарь горкома ВКП(б) Михаил Иванович Гладков. Выступали строители и председатель приёмной комиссии Министерства путей сообщения – генерал-директор 3-го ранга товарищ Якушев. Пионеры вручали строителям и автору проекта Алексею Николаевичу Душкину букеты цветов. Председатель исполкома Сочинского горсовета товарищ Федин разрезал красную ленту у главного входа.
Обошлась новостройка в 22 миллиона рублей. По курсу того времени – примерно пять с половиной миллионов долларов. Получилась она не только красивой, но и удобной. До сих пор не каждый областной центр может похвастаться этим, а в 50-е вообще считали диковинкой, чтобы перрон находился на уровне входа в вагон.
- В самый разгар его строительства я с Митей отдыхала в доме творчества в Гаграх, - это отрывок изкниги «Жизнь архитектора Душкина», написанной его супругой. – Когда мы проезжали Сочи, Лёля пришёл к поезду, но в Гагры к нам не приехал – был очень занят. Вскоре он вернулся в Москву, где его ждали другие объекты и руководимая им мастерская. Многие архитекторы, отдыхавшие в то время в Гаграх, специально ездили в Сочи посмотреть на строящийся вокзал, и по возвращении все в один голос говорили, что здание должно получиться прекрасным. Архитекторы, уроженцы Кавказа, удивлялись, как будучи северянином, Алексей почувствовал стиль и колорит южного сооружения, смог его гармонично вписать в кавказский ландшафт…
Тогда ещё никто и не мыслил, что сочинский вокзал сыграет трагическую роль в творческой жизни его автора. После смерти Сталина и приходом к власти Никиты Хрущева на архитектора и вокзал начались гонения. Творение Душкина особо упомянули в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 ноября 1955 года №1871 «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»:
«Наибольшие излишества допущены в зданиях вокзалов, построенных по проектам архитектора Душкина. В запроектированных им вокзалах в гг. Днепропетровске, Симферополе и Сочи объём зданий завышен по сравнению с действующими нормами на 180-190 процентов, а стоимость строительства увеличена в два-три раза. Намного завышена стоимость вокзалов в гг. Краснодаре, Армавире, Брянске, Витебске, Смоленске, Бахмаче и на ст. Всполье, построенных по проектам мастерской, руководимой архитектором Душкиным».
И вердикт:
«Обязать Министерство транспортного строительства освободить от должности главного архитектора Мосгипротранса т. Душкина, а Мосгорисполком – освободить от должности руководителя Архитектурной мастерской института Моспроект т. Полякова за допущенные ими излишества и расточительства государственных средств при проектировании и строительстве и за неправильное руководство проектными организациями».
В итоге, Душкина отстраняют от всех проектов и должностей, списывая в историю. Разбитый Алексей Николаевич уходит преподавать в Московский архитектурный институт. Лишь за два года до смерти, в 1975 году, заслуги мастера вновь признают, а сочинский железнодорожный вокзал внесут в число памятников архитектуры федерального значения. Вдобавок Юнеско зачислит вокзал Сочи в свою «Красную книгу» как один из красивейших вокзалов Европы.
В 1997-98 годах вокзал реконструировали турецкие строители из «Ильк-Умут» и «Дженк». Уютные залы ожидания обзавелись новыми модными креслами, кафе и барами, появился Офис-Центр и места ожидания на платформах.
Загадка часов Душкина
Длина здания вокзала составляет 145 м, ширина – от 30 до 50 м. Высота смотровой башни со звездой на шпиле – 55 м. Диаметр часов на башне – 5 м. Каждой цифре на циферблате часов соответствуют знаки зодиака. Правда, зодиакальный круг у Душкина получился уникальный.
Архитектор в нем придумал загадку, над которой бьются уже полвека – убрал из зодиакального круга знаки Водолея, Тельца и Скорпиона, заменив их на созвездия Гончих Псов, Лебедя и Змеи. Все знаки он перемешал, оставив на своих местах лишь Льва, Деву и Весы.
За год до открытия вокзала в Сочи Душкин удивил и часами на вокзале в Симферополе (тайник Симферопольский вокзал - тайна башни с часами). Здания похожи, как родные братья, да и циферблат почти тот же. Единственное отличие – на симферопольских часах нет Весов, которые есть на сочинской башне…
Что же кроется за загадочным шифром? Можно лишь предполагать…
Нетрадиционные знаки зодиака, расположенные на циферблате часов, имеют прямую связь с верованиями славян.
Гончие псы на древних изображениях запряжены в колесницу Даждьбога, покровителя плодородия и солнечного света. С образом змеи олицетворялся Велес, бог сказителей и поэзии. Ладу — богиню весны и любви, связывали в славянской мифологии с образом белого лебедя.
В свою очередь, интересным предположением поделился экскурсовод Алексей Волошин. По его словам, Душкин увлекался архитектурным стилем Древнего Египта. О чем, в частности, говорит его исполнение станции метро «Кропоткинская» в Москве. Поэтому на циферблате может быть зашифрована дата окончания строительства вокзала.
Расположение и симферопольского, и сочинского вокзалов соответствует положению Солнца. Фасад симферопольского вокзала смотрит на восходящее солнце 21 декабря, когда начинается астрологический год. А фасад сочинского развернут в противоположную сторону — в сторону заката, на северо-запад. Учитывая, что симферопольский зодиак раскрашен красным цветом, а сочинский — черным, очевидно, они символизируют день и ночь, а может быть, свет и тьму...
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: