Село Лекарево первоначально называлось Воздвиженское, а также Стырово и было основано во второй половине XVII века, еще в допетровские времена. Село раскинулось в широкой долине, где в бесконечности горизонта теряется проселочная дорога, поблескивает лента речки Анзирки, в туманной синеве тонут очертания еле заметной церковки и освещенных солнцем или погруженных в тень холмов. Этот до боли привычный, знакомый и любимый пейзаж пробуждает в человеке чуть печальное, спокойное и просветленное настроение. Именно в таких уголках русской природы и рождаются одаренные, художественные натуры.
Левобережье Вятки заселялось в основном выходцами из верхневолжских губерний, а также со стороны Перми и Вятки. В конце 1780 года образовывается Вятское наместничество, а в 1798 году – губерния. До 1920 года село входило в состав Вятской губернии Елабужского уезда Граховской волости, (ныне Елабужский район Республики Татарстан). Оно находится в семнадцати километрах от Елабуги, что и по тому времени сравнительно недалеко; богомольцы пешком доходили за 3-4 часа.
В конце XIX столетия Лекарево представляло собой довольно крупное село.
В 1837-1841 годах под руководством графа генерала П.Д.Киселева была проведена широкая система мероприятий – реформа управления государственными крестьянами. Они составляли более трети сельского населения, платившего подати, и находились в ведении Министерства финансов. Цель реформы – поднять благосостояние этой категории крестьян, чтобы облегчить сбор налогов, и показать помещикам пример отношения к крестьянам. Управление государственными крестьянами было передано специально созданному Министерству государственных имуществ. Оно заботилось об удовлетворении хозяйственных и бытовых нужд подведомственных крестьян, проводило размежевание земель и увеличивало наделы малоземельных, создавало семенной фонд и продовольственные магазины (склады) на случай неурожая, следило за справедливой раскладкой налогов, открывало в деревнях начальные школы и больницы.
Реформа улучшила также правовое положение государственных крестьян. Впервые в России вводилось выборное местное крестьянское самоуправление на уровне волости (6 тыс. жителей мужского пола) и села (1500 душ крестьян). Для разбора мелких мирских тяжб избирались сельские и волостные суды.
Первая деревянная церковь на селе была освящена еще в петровские времена, в 1708 году. В начале XIX века сельчане, как и жители многих других казенных деревень (в частности, села Кураково, ныне Менделевский район), были приписаны к Ижевскому оружейному заводу, а это означало, что вместо подушной подати они должны были отрабатывать на заводе до шестидесяти дней в году.
Каменный Крестовоздвиженский храм построен по инициативе выпускника Казанской духовной семинарии, священника Василия Гавриловича Лекарева, служившего здесь в 1798-1836 годах. Его дед, а также отец, Гавриил Семенов (1736-?), служили в этом приходе в 1770-1798 годах. Василий Гаврилович добился от руководства Ижевского завода выделения средств на постройку нового трехпрестольного каменного храма.
Проект церкви в 1812 году составил архитектор Ижевского оружейного завода Семен Емельянович Дудин. Он был учеником великого русского зодчего Андрияна Дмитриевича Захарова (1761-1811), который создал в Петербурге один из шедевров русской архитектуры – здание Адмиралтейства (1806-1823), собор в Кронштадте (1806-1817, не сохранился). По проекту Захарова Дудин построил в Ижевске в 1820-1823 годах одну из архитектурных жемчужин города – Александро-Невский собор. Многие его постройки в Ижевске считаются выдающимися памятниками архитектуры.
Церковь в Лекарево строилась долго, по мере поступления средств. В 20-е годы XIX века подрядчиками были елабужские купцы братья Новиковы, отстраненные за недобро-порядочность, – с этим и была связана задержка в строительстве. Отделочные работы осуществлял крестьянин князя Урусова из Нижегородской губернии Семен Иванович Копорулин. Кстати, подрядчики князей Урусовых Иван Кузьмич Калашников и его сын Иван возводили в 20-е годы XIX века Троицкую церковь в селе Большая Качка Елабужского уезда. Как видим, нижегородские церковные строители достаточно давно и основательно освоили глубинку Вятской губернии.
Приделы во имя святой мученицы Параскевы Пятницы и во имя святого мученика Власия были освящены в 1830 году, а главный престол – в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня – только в 1845 г.
Крестовоздвиженская церковь в Лекарево представляет собой яркий образец классицизма. Выполнена на высоком художественном уровне, в ее композиции и оформлении виден почерк талантливого мастера.
В приход входили две соседние деревни: Большие и Старые Армалы.
В начале XX века приход села Лекарево считался в Вятской епархии одним из благоустроенных. Но с приходом к власти большевиков на православную Церковь воздвиглись неисчислимые гонения. Храмы разрушались, священнослужители высылались или расстреливались, святыни уничтожались. Все тяготы этих ужасных гонений претерпели на себе священнослужители и прихожане Крестовоздвиженского храма.
После событий октября 1917 года государственно-религиозные отношения в стране вступили в новую фазу своего развития. Их суть определялась нетерпимостью идеологии большевизма к религиозному инакомыслию. Декрет СНК от 23 января 1918 года «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» стал программным документом религиозной политики нового государства, который декларировал невмешательство государства в дела церкви.
Последующие годы стали продолжением антирелигиозного натиска. Вопрос о Крестовоздвиженской церкви решался в октябре-ноябре 1933 года, когда было проведено шесть собраний местной партячейки ВКП(б), комсомольских активистов, членов колхоза «Власть Советов», учащихся школы I ступени, которые вынесли постановление о передаче культового здания под клуб.
В качестве аргументов в пользу этих решений выдвигались необходимость культурного учреждения, отсутствие богослужений, большие недоимки за церковь. Елабужский РИК 11 ноября 1933 года удовлетворил ходатайство и направил материалы в ТатЦИК. Однако верующие не согласились с таким ходом событий и обжаловали решение райисполкома сначала в ТатЦИКе, а потом и во ВЦИКе.
В Центральный Исполнительный
Комитет Татреспублики
от религиозного
общества с.Лекарево
Прошение
С 1932 г. в нашей церкви не производилось богослужение за неимением служителя культа. Теперь мы нашли священника и хотели бы начать службу в церкви, т.к. культовое здание находится в
нашем распоряжении. Все налоги, страховку и земельную ренту по извещениям мы исправно оплачивали, и община наша официально не закрыта.
Но Лекаревский сельсовет и Елабужский РИК не разрешили нам открыть богослужения на том основании, что за нами оказалась задолженность по налогу со строений за 1932 и 1933 годы, сумма которая вместе с пени больше 3000 рублей.
Эта задолженность образовалась совершенно не по нашей вине, т.к. кроме произвольно высокой ставки налога нам к тому же не дали ни одного извещения о налоге, так что мы совершенно не знали о существовании этого налога на нашу церковь.
Но несмотря на это, мы обязуемся погасить эту задолженность при условии, если будет производиться в нашей церкви богослужение и задолженность будет рассрочена на несколько сроков.
Мы все колхозники, т.к. наше село на 100% коллективизировано, но все мы люди верующие и наши религиозные убеждения не только не мешают нам быть в колхозе, но наоборот, помогают нам честно исполнять свои колхозные обязанности. Отсутствие же службы в нашей церкви представляет нам большие неудобства и затруднения.
Для удовлетворения своих религиозных потребностей нам приходится ходить и ездить за 25 км в Елабугу, на что уходит много труда и времени, так необходимых нам для обслуживания нашего колхозного хозяйства. От религии же ни при каких обстоятельствах отказываться не можем.
Поэтому убедительно просим Татарский Исполнительный комитет разрешить нам производить богослужение в нашей церкви и рассрочить задолженность по нашей церкви до 1934 года.
Настоящее прошение доверяем представить и ходатайствовать перед ЦИК гражданке Агафье Михайловне Масленниковой.
Представители Лекаревского
религиозного общества
(всего 16 подписей)
На заседании Секретариата ТатЦИКа 7 января 1934 года ходатайство Елабужского РИКа о закрытии церкви с. Лекарево было удовлетворено. После поступления жалобы в Президиум ВЦИКа последний 10 мая 1934 года отменил постановление и оставил церковь в распоряжении верующих.
Президиум Российского ЦИКа Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов
Постоянная комиссия по вопросам культов
№2/Тат.
28.03.1934 г.
Куда: Казань, в культовую комиссию при ТатЦИКе
ВЦИК принял от граждан с. Лекарево Елабужского района обжалование закрытия церкви. Вышлите копию постановления ТатЦИКа и доклад с исчерпывающими сведениями.
До решения дела ВЦИКом устраните изъятие здания церкви и оставьте его в пользовании верующих.
Срок исполнения 3-х декадный.
Ответсекретарь комиссии Воробьев
Консультант Орлеанский
Выписка из протокола №114
от 10 мая 1934 г.
Президиума Всероссийского ЦИК Советов
Слушали: Постановление Президиума ЦИК ТАССР от 7 января 1934 г. о ликвидации церкви в с. Лекарево, Елабужского района
Постановили: Постановление Президиума ЦИКа отменить, указанную церковь оставить в пользовании верующих.
Секретарь ВЦИК
А.Киселев
Однако это решение не было выполнено: храм продолжал использоваться под склад зерна.
Понятно, что местная власть не заботилась о сохранности и ремонте этого сооружения и церковь по истечении времени пришла в негодность.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: