«70-летию Великой Победы посвящается»
У перекрестка дорог при въезде в г. Куртамыш Курганской области, чуть в стороне от шумной трассы, на невысоком пьедестале застыл скромный трудяга и солдат одной из самых страшных войн в истории человечества – грузовой автомобиль ЗИС-5.
Это теперь его называют знаменитым и легендарным. Но ему всегда были чужды пафос и славословия.
ЗИС-5 (заметно модернизированный АМО-3) выпускался с 1933 года. Трехтонный грузовик оснащали рядным 6-цилиндровым мотором мощностью 73 л.с. и четырехступенчатой коробкой передач. На базе ЗИС-5 создано много серийных, мелкосерийных модификаций и прототипов.
ЗИС-5 был прост, а потому надежен. Масляный фильтр – войлочный, для ремонта хватало ключей десяти размеров (шоферы шутили, что при необходимости можно вообще обойтись одним «семнадцатым» ключом). Мотор легко переваривал бензин с октановым числом 45–60, а в теплую погоду и керосин.
При этом, автомобиль был вполне современным: имел электростартер, диафрагменный бензонасос (бак – под сиденьем), масло следовало менять через 1200 км пробега, а не через 600 км, как на ГАЗ-АА. Средний пробег до капремонта составлял 70 000 км, а у особо аккуратных водителей достигал и 100 000 км – очень много по тем временам!
ЗИС-5 стал первым советским автомобилем, поставляемым на экспорт – в Турцию, Прибалтику, Болгарию, республиканскую Испанию.
Неприхотливость, функциональность и универсальность сделали ЗИС-5 желанной машиной и для военных. Эти грузовики (еще до войны на вооружении Красной Армии состояло примерно 104 000 ЗИСов, почти треть общего числа выпущенных) вместе со всей страной встретили первый день войны, а потом всю войну честно возили людей и боеприпасы, самое разное оборудование и вооружение – от прожекторов и зенитных установок до огромных понтонов, под которыми трехтонка выглядела крохотным пикапом. Так и доехали до Берлина и Праги и вернулись обратно…
Поборники оригинальности и апологеты аутентичности без труда найдут в ЗИСе, установленном в Куртамыше, множество несоответствий времени его рождения. Впрочем, и время это установить не так-то просто. В его основе, со слов старожилов местного автопредприятия, машина военного образца, обросшая, как и тысячи таких же трехтонок, тем, что смогли достать и установить те, кто на ней сражался и работал.
Именно на таких машинах в далеком июне 1941 года уезжали на фронт водители Куртамышской автобазы № 5, многие из которых так и не вернулись с военных дорог…