Это второй по времени закладки тайник, посвященный местам, описанным И. Тургеневым в «Записках охотника» (см. также Записки охотника - Бирюк, Бежин Луг и Певцы, Хори и Калиныч ).
В рассказе автор вместе с Ермолаем из-за отсутствия дичи, отправляются в Льгов на пруд находящийся в пяти верстах от села охотится на уток, которых там «водилось и держалось бесчисленное множество … всех возможных пород: кряковых, полукряковых, шилохвостых, чирков, нырков и пр.» «Льгов – большое степное село с весьма древней каменной одноглавой церковью и двумя мельницами на болотистой реке Росоте.» Убедившись, что без лодки им не обойтись направляются ее искать. По дороге знакомятся с местным охотником Владимиром одетого в цвета «гри-де-лень или блё-д-амур» и черной повязкой на лице, скрывающей случайно отстрелянный подбородок. Владимир знакомит их с владельцем лодки «господским рыболовом» Сучком. Прежде чем стать рыболовом и получить в какой-то степени не приличное имя, он неоднократно меняет хозяев, профессии, был даже Кузьмой и Антоном. Далее успешная охота оборачивается трагикомичным опрокидыванием лодки и попытками выбраться на берег.
Современное село Льгов, насчитывающее в тургеневские времена до тысячи дворов, сократилось более чем в десять раз. Впервые оно упоминается в документах в 1626 г., однако считается, что основали его в конце ХI переселенцы из одноименного города в нынешней Курской области, который прославился как родина детского писателя Гайдара и недавними нетрадиционными акциями протеста в учреждении пенециарной системы. Как это не редко бывало люди, скрываясь от набегов половцев и феодальных войн, вместе со скарбом перевезли и привычные топонимы. В последствии селом владеют многие, в том числе и известные люди. Среди них бил прямой предок Пушкина Иван Иванович Ржевский и Пушкинская «Пиковая Дама» Наталья Петровна Голицына. Река, протекающая через Льгов, называется Вытебеть. Хотя она и обмелела из-за попыток мелиорации но, тем не менее, живописна. По поводу мельниц точной информации нет, но доподлинно известно, что их в Орловской губ. было немало а некоторые сохранялись вплоть до 60 – х годов ХХ в. Церковь во имя Святой Живоначальной Троицы была построена в 1765 году крестьянином князя Д.В. Голицына Тарасом Вавиловым. В первой половине XIX века к ней были пристроены колокольня и трапезная. В 1894 году открывается церковно-приходская школа. Приход составляли жители самого села, деревень Верхняя Шкова и Криуша. Судьба церкви типична. В 1930 году ее закрывают, а в 60 –е годы исчезает колокольня и трапезная. Вроде бы церковь сильно пострадала во время ВОВ летом 1943 г. во время штурма Орловского плацдарма «с глубоко эшелонированной обороной с развитой системой полевых укреплений и инженерных заграждений». Об одном из компонентов этой операции читаем Крах Цитадели (Курская битва ... под Калугой?!). Результат этой операции братская могила советский бойцов на территории церкви. От старого же кладбища ничего не осталось. Все пространство вокруг церкви убрали под плитку. «Почерневшая четырехугольная урна» над могилой графа Бланжия, которую рассматривал герой рассказа в ожидании своих товарищей, на мой взгляд, напоминает реально существующее захоронение в усадьбе писателя Спасское (шаг 3 Записки охотника – Бирюк). Если начало приведенной эпитафии взято из статьи А. Герцена «Последнее убежище изгнанников закрыто», то заканчивает ее Тургенев прямыми цитатами со «спасского камня».
Граф Бланжия – домашний учитель помещиков Юрасовских Болховского уезда. Исследователь орловских крепостных театров Т.А. Мартемьянов установил, что Юрасовские, у которых были имения и в Мценском уезде, находились в близких отношениях семейством владелицы Спасского-Лутовинова, «благодаря чему, надо полагать, и имя их гувернера графа Бланжия, сделалось хорошо известным в доме Тургеневой и попало даже в написанной ее сыном рассказ «Льгов» - в своем подлинном виде». Считается, что прототипом Ермолая был Алифанов Афанасий Тимофеевич — крепостной егерь помещика Чернского уезда Тульской губернии П. И. Черемисинова, живший на оброке у помещика Глаголева. Тургенев познакомился с Алифановым на охоте, и тот стал частым его спутником. Став по настоящему состоятельным человеком с получением наследства после смерти матери Варвары Петровны в 1850 г., выкупил его вместе с семьей и поселил в лесу “Высокое” в трех километрах от Спасского, выплачивая ему деньги как вольнонаемному слуге. В последствии Алифанов стал знаменитостью, о нем можно прочитать, например, в «Воспоминаниях» А. Фета. Известно, что после ВОВ его внук Алексадр Алифанов, жил в Спасском-Лутовиново, в доме возле школы (шаг 1 соответствующего тайника). И сегодня, видимо там можно отыскать людей с этой фамилией. Охотник Владимир напоминал современникам-землякам дворового Ефима Семенова, который «жил обыкновенно, переходя от одного помещика к другому», «всегда встречал радушный прием и вовсе не казался прихлебателем. Повязку он носил всю жизнь и когда снимал ее, то производил неприятное впечатление». Сучок тоже реальный персонаж. Если вам повезет, то может быть вам покажут место, где стояла его хата или пообщаетесь с его потомками.
Нынешнее реанимированное состояние села и окружающей местности связано, прежде всего, с образованием в 1994 г. «Национального парка Орловское полесье », на территории которого оно и находится. Побывав в этих местах первый раз в мае 2001 г. в последующие приезды села просто не узнал. Не было ни асфальтовых дорог, ни ж/б моста, а на церковь вообще без слез смотреть было нельзя.
О впечатлениях от поездок в эти места можно почитать у главных прикладных тургеневедов - В. Песков Льгов и Н.Старченко «Поедемте-ка в Льгов…» в журнале «Охота и охотничье хозяйство» №11, 2005 г.. Видимо имеет смысл также посетить профильный самодеятельный музей в близлежащем с. Ильинское. В тексте так же были использованы комментарии из СС И.С. Тургенева М., «Художественная литература», 1975.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: