До 1917 года Суворовская площадь называлась Екатерининской по расположенному на ней Екатерининскому институту благородных девиц. Затем была переименована в площадь Коммуны и только в 1994 году получила современное название в честь великого русского полководца Александра Васильевича Суворова.
Архитектурной доминантой площади являются два больших здания — бывшее здание Екатерининского института, вытянутое вдоль восточной стороны площади, и Театр Российской армии, занимающий всю северную часть площади. В центре площади расположен сквер с цветниками, в котором установлен памятник Суворову. Кстати, обратите внимание на форму стволов деревьев в скверике. Здесь почти нет обычных прямых стволов — у большинства деревьев один или даже несколько стволов искусственно перевиты и закручены спиралью.
В северной части площади расположен вход в Екатерининский парк.
До XV века на этом месте протекала река Напрудная (имела речка и другие названия: Самотёка, Синичка), которая впадала в Неглинную примерно в районе современной Самотёчной площади. Освоение территории вдоль течения Напрудной началось в XVI веке. Неподалеку была построена церковь Иоанна Воина, документально известная с 1635 года также и под другим названием — Воздвижения Креста Господня на старых убогих домах.. Позже здесь был образован Божедомский Воздвиженский мужской монастырь, который, правда, через сто лет был упразднен и преобразован в приходскую церковь. В 1930-х годах была разрушена и церковь. В настоящее время об этом напоминают лишь две мемориальные таблички при входе на детскую площадку во дворе за гостиницей «Славянка».
Во второй половине XVIII века рядом с церковью Иоанна Воина была построена по проекту Ухтомского загородная усадьба графа В.С. Салтыкова (бывшего в то время вице-губернатором Москвы), а рядом с усадьбой разбит парк. В 1807 году усадьба была перестроена под руководством И.Д. Жилярди, и в здании был открыт Екатерининский институт благородных девиц. Парк при институте также получил имя Екатерининского. Именно тогда и площадь перед зданием по имени института и парка также стала называться Екатерининской.
В 20-х — 30-х годах XX века площадь была радикально преобразована. Река Напрудная была заключена в трубу на всём протяжении, а в центре площади появился сквер. Церковь Иоанна Воина снесли, на её месте была построена гостиница ЦДКА, ныне гостиница «Славянка». В 1941 году в северной части площади завершилось строительство монументального здания Театра Красной армии, имеющего в плане форму пятиконечной звезды. Каждый из лучей звезды окружён колоннадой. Сейчас это Центральный Академический театр российской армии. К зданию Екатерининского института в 1928 году была пристроена парадная лестница, и в нём расположился Центральный Дом Красной Армии (сейчас — дом Российской армии). Перед зданием был установлен бюст М. Фрунзе.
В 1982 году в центре площади был установлен памятник А.В. Суворову, а через 12 лет в честь полководца была переименована и сама площадь.
Памятник А.В. Суворову.
А.В. Суворов - военный гений мирового масштаба, оставил после себя большое военно-тактическое, стратегическое и практическое наследие. Благодаря своему таланту выиграл более 60 сражений. Помимо совершенствования искусства ведения боя, полководец придавал огромное значение воспитательной деятельности: развитие в солдатах чувства патриотизма, национального самосознания и умения адекватной оценки ситуации в ходе сражения. Суворов категорически отвергал бессмысленную муштру, большое внимание уделял обучению тонкостям ведения боя, способности совершения грамотных поступков и четкому пониманию поставленных задач солдатами: «Каждый воин должен понимать свой маневр». Воспитанниками Суворова были выдающиеся полководцы: Кутузов и Багратион. Идеи Суворова стали надежным фундаментом для развития и совершенствования военного дела России.
Конкурс на лучший проект памятника был объявлен в 1980 году, к 250-летию фельдмаршала. Победители конкурса - скульптор О. К. Комов и архитектор В. А. Нестеров - одни из немногих сумели преодолеть давление давно укоренившегося стереотипа образа А. В. Суворова, идущего от знаменитого памятника работы М. И. Козловского в Санкт-Петербурге. Там в характерной для классицизма манере великий военачальник аллегорически представлен в образе античного бога войны Марса.О. К. Комов избрал реалистический вариант трактовки образа, создав замечательный характерный портрет, физиономически точный и пластически соответствующий темпераменту прототипа.
Личность Суворова, как и любого талантливого человека неординарна и полна несоответствий. Казалось бы, столь блестящий военный стратег должен выглядеть строго, мужественно, авторитарно. Александр Суворов, напротив, внешне смотрелся как тщедушный обаятельный человек, с хорошим чувством юмора и живым умом. Это несоответствие внешности и значимости деяний примечали многие современники полководца.
По воспоминаниям современников, «князь Александр Васильевич Италийский, граф Суворов-Рымникский, среднего роста, взвилистый, сухощавый, имел лицо, покрытое морщинами, большой рот, взгляд быстрый и часто грозный, волосы седые как лунь; был жесток и сострадателен, горд и доступен, снисходителен и склонен к насмешкам; скор во всех своих действиях: никогда не ходил, а бегал; не ездил верхом — скакал».
Стройная, субтильная фигура, классическая в пропорциях, удивительно «собранная» и гармоничная по пластике, вся как бы пронизана внутренним движением: задорно подбоченившись, пожилой фельдмаршал, кажется, притопывает ногой, нетерпеливо выслушивая донесение или ожидая известия. Длинный походный плащ помогает придать хрупкой фигуре устойчивость, органично связывая ее с пьедесталом. Именно походное, не парадное облачение фельдмаршала, держащего к тому же в руке подзорную трубу, прежде всего, характеризует его как человека деятельного, энергичного, далекого от салонной светскости, и лишает памятник всякого налета официальности.
Живое, открытое лицо с присущим прообразу несколько ироничным выражением словно обращено к зрителю - голова дана в наклонном ракурсе. Скульптор позаботился не только о максимальном портретном сходстве, но и о точности характерных деталей. Например, Суворов изображен лишь с одним орденом - самым любимым им орденом Святой Анны, единственным, который он носил всегда.
Живой темперамент портрета, внутренняя динамика фигуры хорошо уравновешиваются и как бы «стабилизируются» мощным цилиндрическим постаментом из красного полированного гранита. Классический приём - «статуя на колонне» — единственное, пожалуй, что связывает московский и санкт-петербургский памятники.
Во времена Суворова на месте установки памятника находился инвалидный дом для военных ветеранов. Расположенные сейчас рядом Театр и Дом Российской армии как бы продолжили линию соответствия исторической и современной топографии расположения памятника. При этом степень его удаленности от громады здания театра рассчитана таким образом, чтобы строгий и стройный силуэт монумента не «потерялся» на фоне многопрофильных стен.
Торжественное открытие памятника состоялось 17 февраля 1982 года.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: