Одно из красивейших зданий Казани - бывший особняк Ушковых. Под таким названием он входит в «Свод памятников России» и вызывает неизменный интерес и восхищение жителей и гостей города.
Здание построено в стиле «модерн», отличающимся особым изяществом и декоративностью, в котором путем стилизации органически усиливались черты различных эпох и стилей. «Архитектурная композиция, декоративное убранство фасада и интерьера, несмотря на разнохарактерность стилей, отличаются высоким мастерством», - так оценил здание один из казанских архитекторов. Построил это чудо в 1908 г. архитектор К.Л. Мюфке (1868-1933), умело объединив три отдельно стоящих дома в единый ансамбль.
История дома
Алексей Ушков во время учебы в Казанском Университете влюбился в Зинаиду Высоцкую, дочь профессора хирургической патологии. Будучи сыном богатого купца Константина Ушкова, владельца Бондюжского химического завода, Алексей решил сделать своей возлюбленной необычный свадебный подарок – построить красивый дом. Дом Ушковой был перестроен в 1904—1908 годах (по другим сведениям, в 1903—1907 годах) из трёх домов, располагавшихся на Воскресенской улице Карлом Людвиговичем Мюфке, известным по строительству Казанкской Художественной школы и Казанского Университета. После постройки здания большая часть его помещений сдавалась внаем - под жильё и коммерцию. На первом этаже располагались магазины, а на втором – жилые комнаты.
После Октябрьской революции собственность Ушковых была экспроприирована. В 1919 году Дом Ушковой стал главным зданием Центральной губернской библиотеки — одной из крупнейших библиотек Поволжья (объём фондов которой превышает 3,2 миллиона экземпляров документов, в том числе 98 тысяч документов на татарском языке и 78 тысяч — на иностранных языках).
Архитектура и интерьер
Здание представляет собой двухэтажный особняк причудливой формы, богато украшенный пышной лепниной и балконами с ажурными решетками. Дом Ушковой смотрится настолько целостно и органично, что невозможно поверить в то, что изначально это были три разрозненные постройки, мастерством архитектора соединенные в единое целое. Одним из способов соединения послужила арка с красивейшими воротами и чугунной решеткой, которой можно любоваться и поныне.
Дом двухэтажный в виде буквы «Г». Центром его архитектурной композиции является угол, украшенный полукруглым эркером, балконом, массивной консолью и небольшим куполом сверху. Каждый из элементов выполнен с особой тщательностью в малейших деталях и исполнен неподражаемой изысканности и аристократизма. Возвышающийся сверху купол украшен небольшими окошечками и изящным шпилем, а прилегающий к нему снизу эркер обвит, как плющом, великолепным лепным орнаментом.
Внешность особняка интересна, но гораздо интереснее его интерьеры, на создание которых заказчик не поскупился. Для внутреннего убранства дома характера эклектика – сочетание различных архитектурных стилей. Каждое помещение в доме отделано в своём стиле (неоготика, бонапартистский ампир, рококо, псевдовосточная стилистика). Высокое мастерство роскошной отделки здания поражает воображение. Здесь использованы мрамор и бронза, черное дерево и цветное стекло, позолота и зеркала, кованые металлические украшения в художественном единстве с украшением стен.
Войдя вовнутрь дома, Вы попадете в коридор, выполненный в китайском стиле Шинуазри. Интерьер здесь формлен как вход в дворцовые покои восточного властелина: позолоченные, резные драконы на стенах, дверях, потолке, в деревянном, ограждении лестницы, бронзовые и лепные украшения, изображения японских божков и т.п. Красочные росписи вестибюля напоминают Китай, Японию. Здесь заметна имитация древнекитайской и японской живописи, роспись панно и стен под драгоценную шелковую ткань. Легкие живописные панели с изображением бытовых сценок из восточной жизни обрамлены имитацией бамбука, на стенах и полу запечатлены иероглифы.
Дверные ручки разнообразной формы - настоящие произведения искусства. Все двери, выходящие на парадную лестницу, оформлены ручками в виде бронзовых дракончиков.
На окнах великолепно выполнены витражи из французского цветного стекла с экзотическими пейзажами, редкостными птицами и растениями. Эти витражи работы мастерской Шарля Шампиньоля, знаменитого французского мастера, были выполнены в Париже и привозились в Казань вместе с рамами, сделанными также на заказ.
На втором этаже располагается парадный зал, выполненный в стиле ампир с его торжественностью и военной атрибутикой. Потолки покрыты богатым орнаментом с изображением щитов, мечей, флагов, орлов, крылатых львов и коней и т.п. Интерес владельцев дома к Наполеону выразился в латинском вензеле N на потолке. Высокие лакированные двери украшены горельефами орлов и изображением медузы Горгоны. Изображения в горельефе выступают над плоскостью фона более чем на половину своего объема. Раньше здесь проводились балы и приемы, а теперь это главный читальный зал библиотеки.
Одна из комнат, включающая в себя эркер, отделана в мавританском стиле. В эркере есть круглое помещение, имитирующее минарет мечети. Мавританский стиль- это условное название средневекового искусства, развивавшегося в XI-XV вв. в Северной Африке и Южной Испании. Оно складывалось на основе слияния художественных традиций Арабского халифата и других народностей. В постройках этого стиля применялись стрельчато-подковообразные и фестончатые арки, резьба по дереву, повышенно-декоративный орнамент, насыщенный растительными, геометрическими и эпиграфическими мотивами. Своеобразием мавританского зала являются двери, украшенные арабской вязью, где стилизован и зашифрован главный постулат ислама: "Нет Бога, кроме Аллаха...". Во времена Ушковых мавританский колорит этого зала подчеркивали развешанные по стенам ятаганы, сабли, кинжалы. Это бывшая курительная комната, а в настоящее время зал выставок.
Стены бывшей столовой оформленной в несколько сумрачном готическом стиле средневековых немецких замков и обшиты панелями из черного мореного дуба, а вот в оформлении гостиных использовано празднично- легкое воздушное рококо.
Маленькая розовая гостиная (отдел абонементов) - это нарядная комната со светлыми расписными дверями и потолком с виньетками, амурчиками, медальонами с цветами и т.п.
В помещении большей по площади бывшей зеленой гостиной (ныне сектор литературы по гуманитарным наукам) сохранились камины ампирной формы из зеленого итальянского мрамора с бронзовыми украшениями и венецианскими зеркалами.
Настоящей жемчужиной особняка считается «сад-грот». Это зал верхнего этажа, напоминающий пещеру: с потолка в нем свисают сталактиты, в расщелинах стен, облицовка которых выполнена из природного ракушечника, пробиваются вьющиеся растения. В огромном аквариуме сохранились раковины, камни, фонтанчик в виде диковинной рыбы. Наружную стену почти целиком занимают окна, и освещенный в вечернее время грот особенно красиво смотрится с улицы - как окно в сказочный мир. Когда-то это помещение было гордостью хозяев дома, в нем собиралась казанская интеллигенция, проводились светские вечера, а сейчас здесь находится один из читальных залов.
Интересные факты
Несмотря на такой шикарный подарок, жизнь супругов не сложилась и через три года они разошлись. Дом остался во владении Зинаиды Ушковой, а ее супруг уехал в Москву и построил еще один такой дворец. В нем в свое время проживали Сергей Есенин и Айседора Дункан.
Архитектор Карл Мюфке так любил свою работу, что пренебрегал своей безопасностью. Газета «Вестник» в 1906 году писала: «Вчера на стройке дома Ушкова с лесов упал архитектор Мюфке». Несмотря на перелом двух ребер, архитектор вскоре продолжил свою работу.
Карлу Мюфке денег, заработанных на строительстве особняка на Воскресенской улице, хватило на строительство собственного дома, известного как особняк Мюфке, который он возвел на Кирпично-Заводской улице, ныне это улица Хади Атласи.
Режим работы библиотеки
С сентября по май: Ежедневно с 09:00 до 20:00 Суббота, воскресенье – с 09:00 до 18:00 Выходной день – пятница Санитарный день – последняя среда каждого месяца
С 30 мая по 31 августа: Ежедневно с 09:00 до 18:00 Выходные – суббота, воскресенье Санитарный день – последняя среда каждого месяца
Экскурсии проводятся в рабочие дни с 10:00 до 17:00 каждый час, стоимость экскурсии – 300 руб.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: