В начале XVII в. на этом месте находилась деревня Черевково (в некоторых источниках — Черепково), которую Василий Шуйский, в своё недолгое царствование, пожаловал князю Борису Михайловичу Лыкову-Оболенскому. Новый владелец построил в Черевкове деревянный храм во имя Живоначальной Троицы и переименовал деревню в село Новое Троицкое. В бывшее же село Троицкое, которое находилось в двух верстах южнее, он перевёл крестьянские дворы из деревни.
Лыковы происходили от князей Оболенских, род которых был очень влиятелен и довольно разветвлен. Род Лыковых идет от князя Ивана Владимировича Оболенского, носившего прозвище Лыко. Его правнук Борис Михайлович Лыков — талантливый воевода. Женат он был на Анастасии Никитичне — родственнице первой жены Ивана Грозного Анастасии и сестре Федора Романова — будущего патриарха Филарета. В царствование Бориса Годунова опала коснулась не только Романовых, в которых Годунов видел своих ближайших и возможных соперников во власти, но и их ближайших родственников, в том числе, и Бориса Лыкова. Но в отличие от многих представителей знати он впоследствии не примкнул к лагерю самозванца и до конца сохранял верность долгу и присяге. В качестве награды он и получил это поместье. Обширное имение перешло в его вотчину, но прямых потомков он не оставил (его сын и две дочери умерли во младенчестве), поэтому после его смерти село вновь перешло в дворцовое ведомство.
Есть сведения, что некоторое время Троицким владел Иван Кириллович Нарышкин — брат матери Петра I. Женат он был на родственнице Лыкова — Прасковье Алексеевне Лыковой. Во время бунта 1862 года он был убит стрельцами. В 1690 году Пётр I пожаловал село вместе с прилегающими деревнями Мартемьяну Кирилловичу Нарышкину., а после него передано Льву Кирилловичу Нарышкину и его матери (бабке Петра I).
Как мы помним, деревянная церковь была построена еще при Б.М. Лыкове, но выглядела довольно просто. Нарышкины решили построить парадный каменный храм на старом церковном месте, но деревянную церковь не уничтожили. Ее аккуратно разобрали, а затем вновь собрали в глубине сада, переосвятив во имя Успения Божьей матери. Еще два столетия она продолжала служить теплым зимним храмом, в то время как новый каменный не отапливали и использовали только для летних служб.
Для постройки нового каменного храма был приглашен крепостной мастер Яков Бухвостов. Вместе со своими помощниками Михаилом Тимофеевым и Митрофаном Семеновым он тогда считался уже признанным зодчим. Этой же артелью была, например, построена Спасская церковь в Уборах. По легенде камень в основание будущего храма заложил сам Пётр I. Нарышкины были большими любителями путешествий, что в те времена уже само по себе было большой редкостью. К тому же в каждой поездке они обращали внимание на местные традиции и культуру. Побывав на Украине, многие элементы украинского зодчества они применили в декоративном убранстве строящихся в их имениях храмов. Эти храмы характеризует необычный стиль, который мы привыкли называть «нарышкинским барокко», особенностью его является использование южных мотивов (в резьбе и лепке часто изображены виноградные грозди и лозы, ананасы, гранаты и другие растительные орнаменты).
Строительство было завершено в 1704 году.
Храм имеет невысокий подклет в виде террасы-гульбища. К трем дверям ведут широкие лестницы. Центральный кубический объем здания увенчан крупным восьмериком, на котором высятся еще два, образующие башню с куполом. Центральный четверик с востока и с запада обрамлен симметричными полукружиями алтаря и придела, которые также несут главы, поставленные на двухъярусные подымающиеся восьмерики. Главы ориентированы с запада на восток, как это было принято в украинском зодчестве. Этот прием увеличил стройность архитектурных форм храма, подчеркнул башнеобразный характер его главного объема. Особое изящество храму придает сочетание кирпича и белокаменной резьбы, с которой, в свою очередь, перекликается прорезной и кованый металл ажурных подзоров и крестов. Говорят, что внутреннее убранство храма ничуть не уступало внешнему декору. К сожалению, этот храм, хоть и сохранился, осмотреть вблизи мы не сможем. О причинах — чуть ниже.
Во второй половине XVIII в. Троице-Лыково стало быстро расти, и, несмотря на эпидемию чумы 1771 г., к 1800 г. численность его населения достигла 340 человек. Некоторые его жители занимались сельским хозяйством, другие продавали в Москве в Охотном ряду певчих птиц, третьи сплавляли лес по Москве-реке или обслуживали речную переправу. Женщины вязали колпаки и чулки и плели кружева.От Нарышкиных село в результате брака одной из наследниц Натальи Ивановны Нарышкиной перешло к Разумовским, затем — к Бутурлиным.
Во время войны 1812 года одна из частей наполеоновской армии была расквартирована в Троицком-Лыкове. С одной стороны, это сохранило селу крестьянские дома и здания храмов, но сами церкви были осквернены, вся утварь была похищена, а внутри были устроены конюшни. Позже храмы были заново освящены.
К середине XIX века старая деревянная церковь успения уже обветшала, к тому же ее небольшой объем уже не позволял вместить всех прихожан. Назрела необходимость в новой зимней церкви. Строительство нового каменного храма было осуществлено на деньги владельцев села Бутурлиных. 25000 рублей ассигнациями ушло на строительство и еще 10000 на украшение. Новый храм был закончен в 1852 году. В его внешнем облике заметны характерные для того времени элементы неоклассицизма, псевдорусского и византийского стиля. Декоративное убранство составляют кокошники стреловидной формы и пояски поребрика в два яруса, что придает облику нарядность.Этот храм сейчас действующий, полностью отреставрирован и доступен для посещения.
В 1876 г. усадьба переходит к купцам Карзинкиным — владельцам многих доходных домов и гостиниц в Москве (им, например, принадлежал «Метрополь»), ткацких фабрик под Москвой и в Ярославе. Новые владельцы изменили название усадьбы на «Карзинкино» и пытались закрепить его и за селом. Почти полвека два этих названия соперничали друг с другом, попеременно появлялись на картах, но всё же сохранилось именно старинное название. При них на территории усадьбы было построено множество новых построек. Был выстроен трехэтажный дом с множеством пристроек, в котором было 47 комнат! Впрочем, он всегда был полон гостей и странников. Карзинкины были люди образованные, понимали историческое значение всё еще сохранившейся до того времени деревянной церкви Успения и приняли меры к ее сохранению. Был подведен каменный фундамент, заменены полы, переходы, нижний венец бревен, установлены новый престол и жертвенник. Наружные стены обшили тесом, а крышу покрыли железом.
Очень много делали Карзинкины для местного населения. На свои средства они содержали школу (грамотными были записаны 75% мужчин и примерно 25% женщин), построили амбулаторию и платили жалованье фельдшерице, содержали в усадьбе богадельню, где временами проживало до 100 человек престарелых. Содержание дорог и переправы через Москву-реку они тоже взяли на себя. Людям, работавшим ранее у Карзинкиных и уходившим по вступлении в брак, купцы оказывали помощь в строительстве дома и давали приданое.
Так как большой дом всегда был переполнен несмотря на свои размеры, был построен еще один деревянный дом по проекту модного архитектора Ивана Ропета. Сказочный резной дом в стиле модерн простоял до 1990 года и стоял бы дальше, если бы не пожар.
Все члены семьи были высокообразованными людьми, большими поклонниками искусства, широко занимались благотворительностью. Здесь бывал Васнецов, собиратели картин Третьяковы, семейство Гнесиных, большая семья Шаляпиных жила здесь все летние месяцы.
В советское время один из Карзинкиных — организатор мотоциклетных производств в горьком и Ирбите, автор множества книг по строительству автомототехники.
После революции усадьбу национализировали, и она была в ведении ГПУ. В некоторых источниках сообщается, что в 1922 году Троице-Лыково передали московскому зоопарку, «но он почему-то этим подарком так и не воспользовался». На самом деле, шла долгая переписка между Совнаркомом, Наркомземом, Главнаукой и Моссоветом о передаче имения Троице-Лыково в распоряжение государственного зоологического сада. Спор был начал в январе и закончен только в августе 1922 года победой зоосада. Он, действительно, так и не переехал сюда. Официально причина этому неизвестна. Но в течение последующих двух лет в усадьбе почему-то постоянно находились на отдыхе сотрудники ГПУ.
А в августе 1924 года в жизни усадьбы начался новый период, связанный с туркменским домом просвещения. Сюда привезли больше двухсот детей-туркмен, которым планировали дать образование и использовать для строительства социализма в Средней Азии. Организатором Туркменского дома стал Николай Николаевич Иомудский, бывший хан, получивший русское имя вместо туркменского, он считал целью своей жизни способствовать образованию своего народа. Ученики были разного возраста от 10 до 18 лет. Только мальчики. В основном, из многодетных и бедных семей, либо сироты. Абсолютно всё для них было незнакомым: и жилье, и еда, и природа, и одежда... Местное население было возмущено наездом «бусурман», расселенных на территории трех православных храмов. В один из дней Масленицы в Троице-Лыкове завязалась грандиозная драка, которая достигла такого накала, что в церквях стали бить в набат. Постепенно, однако, страсти улеглись — жители села подружились с туркменами, а Дом просвещения был преобразован вначале в туркменский рабфак (рабочий факультет), а позже — и вовсе в туркменский дом отдыха. Память об этих учреждениях сохранилась в названии Туркменского проезда.
В 1942 г. усадьбу передали Суворовскому музыкальному училищу, целых 37 лет село просыпалось и засыпало под звуки трубы. Потом в 1979 году началось заселение нового района Строгино, Суворовское училище перевели в Беляево, а усадьба на целых шесть лет превратилась в пустынный парк с полуразрушенными церквами.
В 1985 году решением Мосгорисполкома усадьбу передали Институту атомной энергии им. И.В. Курчатова для размещения здесь профилактория, но с обязательным проведением восстановительных и реставрационных работ. Всё кончилось тем, что в результате такого надзора из 37 усадебных построек к 1993 году сохранились лишь 2 церкви и 8 других строений. «Сказочный» деревянный дом Карзинкиных сгорел осенью 1990 года. А деревянную церковь еще в 1936 г. сожгли комсомольцы.
В Успенской церкви в разное время устраивались изба-читальня, госпиталь, клуб со сценой в алтаре, столовая с огромными чугунными печами. Институт им. Курчатова устроил там склад лакокрасочных материалов, который однажды взорвался, уничтожив остатки росписи потолка. Чудом сохранился лишь пол, покрытый ковровой кафельной плиткой. В Троицкой церкви полностью утрачены иконостас и внутреннее убранство.
В каком состоянии всё сейчас? Храм Успения полностью отреставрирован и давно действует. А вот с Троицким храмом, находящимся на территории бывшего усадебного парка (как и с самим парком), происходят странные вещи.
Строго говоря, усадебный парк не принадлежит церкви, а территория усадьбы является объектом культурного наследия федерального значения. Кроме того, парк находится в границах природно-исторического парка «Москворецкий», и церковью всего лишь арендуется. Но попасть на его территорию сейчас нет, практически, никакой возможности. По официальной версии территория закрыта для прогулок по причине реконструкции. Правда, в местных компетентных органах власти утверждают, что никаких документов, разрешающих строительство или реконструкцию, не выдавалось, и, соответственно, формально, никакой стройки нет.
При предыдущем настоятеле храма каких только ужасов ни творилось! На территории парка организовали свалку промышленных отходов, в том числе, токсичных. Так, например, сюда свезли шпалы, оставшиеся от ремонта трамвайных путей строгинской линии. В глубине парка есть пруды, оставшиеся от усадьбы. Там разводили рыбу, и, судя по всему, была организована платная рыбалка, но только для «своих».
В апреле 2013 года храмовый комплекс преобразован в подворье Покровского ставропигиального женского монастыря у Покровской заставы г. Москвы.
Уже не один год продолжается борьба местной инициативной группы за то, чтобы доступ в исторический парк сделать свободным. Со сменой арендатора и появления новой настоятельницы появилась некоторая надежда на изменения. В парк вроде бы стали пускать всех желающих (по крайней мере, в дневное время), с его территории убрали строительный мусор, копившийся здесь годами. Но довольно быстро все положительные изменения в плане доступа к памятнику закончились. Вновь запретили доступ в парк. Запрет на фото и видеосъемку введен уже давно (никаких оговорок о необходимости получения благословения, как это обычно бывает, нет). Зато видно, как на территории парка работает строительная техника. Храм Троицы, который еще 4 года назад выглядел вполне презентабельно, сейчас вновь в лесах и затянут сеткой. Обещали построить детскую площадку на территории парка. Построили, действительно. Прямо при входе на территорию храма — платные детские аттракционы. А рядом будка охраны. Сквозь забор видно, что и в парке ходит охрана.Наибольшее возмущение местных активистов вызывает именно запрет на вход на территорию парка. И ладно бы это обосновывалось монастырским уставом....
Ситуация вокруг всего этого неоднозначная, хотя во многом, активисты правы. Историю вопроса можно почитать, если вдруг кого-то заинтересует, на их форуме
В парк сейчас можно всего лишь заглянуть через решетку забора с территории Успенского храма. В селе в точке N 55º 47.368' E 37º 24.222' находится мемориал, установленный местными жителями погибшим в годы Великой Отечественной войны односельчанам. Это еще одно место, откуда можно заглянуть через забор в парк. И всё. Дальше забор уже сплошной и высокий, частично перекрывается частными домами.
Если интересно, здесь можно почитать небольшие интервью с местными жителями.
В сети много информации по истории усадьбы и храмов, но все эти статьи представляют собой перепечатки, безо всяких ссылок на первоисточник (даже на сайте монастыря) статьи «Троице-Лыково» Г.Р. Бялой из сборника «Северо-Западный округ Москвы». Для описания использована именно она.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: