По велению Екатерины II на западной окраине Павловска, по дороге в Графскую Славянку, на берегах речушки Тызвы, впадающей в Славянку на территории современного города, начал строиться “диснейленд” XVIII века - городок, уводящий в мир сказок, который учил быть мудрым, настойчивым, трудолюбивым, отважным, уметь преодолевать преграды, неустанно бороться со злом, стремиться к намеченной светлой цели. Этот архитектурно-парковый ансамбль, завершенный в 1789 году, получил название Александровой дачи. Она была создана для ее внука, великого князя Александра Павловича. Парк и ряд сооружений в нем явились одними из первых детских впечатлений будущего императора Александра I.
На берегу пруда, образованного плотиной на речке Тызве, был построен Дом Царевича Хлора. Невдалеке от дома находился павильон Эхо - храм, посвященный Флоре и Помоне. На даче наследника возвышался златоверхий шатёр киргизского хана. Обсаженная цветами дорога вела к полю с павильоном Мурзы Лентяги, а за ней простиралась нива с хижиной - приютом тружеников. От нивы дорожка бежала к Храму Цереры - богини плодородия. Наконец дорога подводила к холму с крутыми скатами, на вершине которого стоял Храм Розы без Шипов - смысловой центр художественного ансамбля.
Однако император не очень жаловал подарок бабушки, и Александрова дача постепенно стала приходить в упадок. Уже в конце XIX столетия из садовых построек остались только две — Храм Фелицы и Храм Флоры и Помоны. В годы Великой Отечественной войны погиб и Храм Фелицы.
Судьба была неблагосклонна и к документальным данным; их сохранилось очень мало, неизвестен даже автор паркового ансамбля — предполагают, что им был либо Ч. Камерон, либо Н. А. Львов. Главным источником сведений является поэма в стихах С. С. Джунковского “Александрова, увеселительный сад…” (1793 г., второе издание — 1810 г.) с сопровождавшими ее гравюрами с видами дачи. В поэме, в частности, описывается путь от одного объекта ансамбля к другому; описание заканчивается следующей строфой:
Тенистою пойдем чрез лес дорогой,
От зноя и ветров она хранит;
Так дух не хвалится, довольный много;
Он любит тень, в ней зависть не страшит.
Искусною украшенный рукою,
Поставлен при конце храм для покою,
Помоне он и Флоре посвящен:
Пред ним кустарники плоды рождают,
И запах сладостный цветы пускают.
Приятством так путь долгой награжден!
Храм Флоры и Помоны, единственное дошедшее до наших дней сооружение, представляет собой кирпичную призму, которую ранее венчало перекрытие в виде пирамиды с вазой на вершине. Три фасада здания глухие, а четвертый, главный, прорезан громадной полуциркульной нишей. Проем в своей нижней части был украшен четырьмя ионическими колоннами, на которых покоился антаблемент. Этот антаблемент продолжался в виде широкой тяги на глухих фасадах.
В стене нижней части огромной ниши — две малые, тоже полуциркульные. В них первоначально стояли статуи двух древнеримских богинь — Флоры (богиня цветов) и Помоны (богиня плодов). Они и дали название храму. Колонны, антаблемент и стена в нижней части большой ниши были облицованы белым искусственным мрамором, а малые ниши — красным, чтобы на его фоне более четко выделялись статуи. Полукупол был декорирован многочисленными кессонами с лепными розетками, а верхняя часть фасада — двумя круглыми барельефами, изображавшими амуров-садовников. Над аркой ниши — массивный замковый камень, доходящий до классического карниза.
Сейчас Храм Флоры и Помоны в совершенном забвении и со временем разрушается. За последние восемьдесят лет на главном фасаде исчезли антаблемент, мраморная облицовка, капители колонн, лепные розетки, два круглых барельефа, большая часть карниза. Кирпичная кладка в ряде мест выщерблена, в стене - пролом между малыми нишами, трещина от которого поднимается вверх, в полукупол.
Хорошо видны остатки храма только в зимнюю пору, тогда его можно увидеть на расстоянии — с северо-восточной стороны, величественно стоящим за древесными стволами.
Храм Флоры и Помоны в первые годы его существования посещался знаменитыми людьми — к нему приходили юный Александр Павлович со своим наставником Лагарпом; здесь гуляли царскосельские лицеисты и среди них А. С. Пушкин…
Храм Флоры и Помоны — подлинное сооружение XVIII столетия, в этом его особая ценность, а интересен он и в нынешнем своем виде.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: