Трудно представить окрестности Новгорода без выразительного силуэта Нередицкого храма на высоком холме. У его крутого западного склона протекает речушка Спасовка. Широко разливается она весной. Стоят в воде раскидистые ивы. Плещутся волны у бревенчатой баньки, поставленной на склоне холма.
В 1198 г. князь Ярослав Владимирович заложил на Нередицкой горе, как называли ее в древности, Спасскую церковь и основал монастырь. Серьезные политические изменения, происшедшие в Новгороде в этом столетии, привели к установлению республиканского правления и утрате князем былого могущества. Поэтому храмы конца XII в., в том числе и княжеские, отличаются значительным уменьшением размеров, упрощением композиции здания. Спас-на-Нередице – небольшой кубический трехапсидный храм с одной главкой.
Спасская церковь была доминантой монастырского ансамбля. Ее окружали деревянные строения, которые довольно часто перестраивались и меняли свой облик. На основе ряда описей XVIII в. Монастырь представляется так: каменный храм, рядом – деревянная Введенская церковь XVI в. с трапезной палатой, в которую вело высокое крытое крыльцо. Отдельно стояла деревянная восьмигранная колокольня с шатровым верхом. Каменная колокольня XVIII в. повторила композицию своей предшественницы. Разрушенная в годы войны, она не была восстановлена. Вокруг монастыря в начале XVIII в. устроили ограду «тарасами» (срубами). В ограде с западной стороны были «состроены» святые ворота, увенчанные шатром, а шатер крыт чешуей (или лемехом) — резными осиновыми дощечками. Около монастыря стояла ветряная мельница, такая обычная для новгородского пейзажа XVIII—XIX вв.
Древний храм на Нередицкой горе стал символом мужества и великой любви к сокровищам национальной культуры.
Архитектурно-художественная ценность древнего храма начала осознаваться во второй половине XIX в. В 70-х гг. «известный знаток христианской старины» В. А. Прохоров осуществил первую реставрацию храма. За эту работу он был удостоен медали на Парижской выставке. Нередица становится местом паломничества специалистов и просто любителей старины.
В конце XIX в. Потребовался неотложный ремонт памятника. Новгородская общественность добилась его реставрации, осуществленной под руководством академика П.П.Покрышкина в 1903-1904 гг. Противниками реставрации выступили представители духовенства. Новгородский архиепископ, выслушав доклад о том, что крыша в храме течет и гибнут фрески, заявил: «Эта церковь дохода не приносит».
Существование древнего храма неожиданно оказалось под угрозой и во время строительства железной дороги Новгород-Крестцы, которое началось в 1914 г. и вызвало повреждение Нередицкой горы при возведении насыпи Тогда же разрушили и могильник XI—XII вв.- свидетельство существования на этом месте славянского поселения. Часть собранного здесь вещественного материала хранится в Русском музее. Железная дорога, не была достроена. С 1916 г. так и остались стоять посреди Волхова мощные быки, облицованные тесовым камнем. А насыпь привела к заболачиванию местности.
Первые месяцы Великой Отечественной войны. Бомбежки, артобстрелы. Музейному сторожу A. Антонову, простому труженику, всю жизнь прожившему в деревне Спас-Нередица, было невыносимо больно смотреть, как на его глазах рушатся Нередицкий храм и другие древние памятники: церковь Андрея на Ситке, Михаила на Сковородке... В письме, адресованном музейному сотруднику Б. К. Мантейфелю, он писал - «Купол, как крыша, так и свод, пробит насквозь с западной стороны, но еще держится на месте. Но самое главное — это снесено западное плечо на хоры почти по окно; с юго-западной стороны, где вход на хоры, пробита и изуродована стена насквозь, прямо на лестницу... Снесена и изуродована вся крыша...» Два с половиной года памятник находился на линии фронта. Фашисты превратили его в руины. Дотла сгорела и родная деревня А. Антонова.
Казалось, полная гибель памятника неотвратима. Но люди распорядились его судьбой иначе. В 1945 г. работники Новгородской реставрационной мастерской над руинами соорудили шатер и вслед за этим приступили к разборке завалов под руководством архитектора Л. М. Шуляк. Одновременно живописцы-реставраторы Е. А. Домбровская и В. Г. Светличная укрепляли раскрытые в процессе археологических работ фрески.
Менее пострадала кладка восточной стены. В апсидах оказалась и лучшая сохранность фресок. В центральной апсиде уцелели фрагменты изображения святителей в рост, а в аркасолиях (нишах) хорошо сохранились изображения Петра Александрийского и «Ильи Пророка, питаемого вороном». Эти две композиции исследователи единодушно считают работой двух ведущих мастеров артели фрескистов. Статичные фронтальные изображения мучениц размещены регистрами и создают монументальный характер росписи. На южной стене храма остались небольшие фрагменты композиции «Крещение» а на западной стене - незначительные участки большой композиции «Страшный суд». Почти полностью погибла ктиторская (ктитор— заказчик храма) фреска в аркасолии южной стены. Историки искусства так и не пришли к единому мнению относительно того, кто же был изображен здесь: основатель храма князь Ярослав Владимирович или Ярослав Всеволодович - отец Александра Невского.
Когда археологи на бывшей Черницыной улице (Троицкий раскоп) открыли усадьбу новгородского художника XII в. Олнсея Гречина, В. Л. Янин высказал предположение, что этот мастер был главой артели живописцев, трудившихся в церкви Спаса-на-Нередице. Имя Олисея Гречина упоминает Новгородская летопись как автора росписей надвратной церкви в Кремле. Одним из подтверждений гипотезы является необыкновенная схожесть изображения Богоматери в Деисусе храма и на свинцовой печати из Троицкого раскопа. Вероятно, мастер использовал эту печать в качестве образца.
Сейчас церковь Спаса-на-Нередице (N58 29.828, E31 18.685) входит в состав Новгородского музея-заповедника. Каждый день, кроме вторника и среды, с 11.00 до 18.00 любой желающий может попасть внутрь, и осмотреть остатки фресок одного из самых знаменитых храмов новгородчины…
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: