«Маяки – святыни морей. Они принадлежат всем и неприкосновенны, как полпреды держав». Константин Паустовский
Одна из достопримечательностей курортного города Анапы – Большой Утриш. Такое название носит и полуостров, и небольшой поселок, расположившийся на нем. От Анапы до Большого Утриша – совсем недалеко, всего каких-то 15-16 километров.
Природа этого чудесного местечка на берегу Чёрного моря удивительно первозданна и потрясающе красива: прозрачно чистая морская вода, отвесные голые скалы и изумрудные холмы совсем близких гор, небольшие уютные лагуны, облюбованные натуристами и просто любителями дикой природы, замечательные галечные пляжи. Здесь любят тренироваться или просто предаваться любимому занятию (часто всей семьей – от мала до велика) местные и приезжие дайверы. Поэтому совсем неудивительно, что именно здесь был создан один из немногичисленных подводных тайников «Амфора на дне» [VI/4541], который, к сожалению, со временем ушёл в архив.
Геологи говорят, что полуостров Большой Утриш сформировался давным-давно в результате мощного землетрясения. А мифология гласит, что именно здесь Зевс-Громовержец, разъярённый тем, что Прометей украл у первого кузнеца, древнегреческого бога Гефеста божественный огонь и подарил его людям, приковал ослушника к скале. Но об этом вы можете во всех деталях прочитать в описании другого тайника – «Скала Прометея на Большом Утрише» [TR/12894] и тоже попробовать найти его.
А ещё Большой Утриш славится своим дельфинарием, который также не остался в стороне от внимания геокэшерского сообщества – тоже есть тайник..
Здесь же находится известный ландшафтно-флористический и морской заказник «Большой Утриш» общей площадью 5112 гектаров. На обрывистых, скалистых берегах растут редчайшие растения: три вида реликтового можжевельника, фисташка туполистная, пицундская сосна, граб, скалистый дуб. Всего здесь встречается около 60 видов растений и животных, занесённых в Красную книгу России. Жаль, что над уникальным заповедником нависла угроза уничтожения.
Всего в 20 метрах от оконечности полуострова Большой Утриш расположился крохотный островок Утриш или, как его ласково называют местные жители, Утришонок, соединённый с полуостровом специальной насыпью и железным мостом. Вот именно на этом островке и возвышается маяк (вернее даже два маяка – старый и новый), которые и стали поводом для создания еще одного тайника в этом удивительном месте.
Новый монументальный каменный маяк-памятник был сооружён рядом со старым, совсем небольшим по современным меркам, маяком в 1975 г. в дань памяти всем морякам Азово-Черноморской флотилии, а также экипажу транспортного судна «Фабрициус», героически сражавшимся в годы Великой Отечественной войны. На маяке можно прочитать: «Памятник-маяк поставлен в память о героических подвигах моряков Азово-Черноморского пароходства, отдавших свою жизнь за честь и независимость нашей Родины в годы Великой Отечественной войны 1941–1945».
А история транспорта «Фабрициус» заслуживает отдельного рассказа. Этот первоначально обычный грузовой пароход с началом войны (а точнее 27 июля 1941 г.) был зачислен в списки транспортных военных судов и принял участие в нескольких боевых операциях. Так, в декабре 1941 г. в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции он одним из первых в тяжелейших погодных условиях высадил десантные части Красной Армии в порту Феодосии. После этого «Фабрициус» вместе с другими транспортными судами продолжал совершать боевые рейсы в Крым, снабжая всем необходимым советские войска.
Зимой и весной 1942 г. моряки торгового флота, несмотря на тяжелую блокаду, доставляли военные грузы в Севастополь, эвакуировали раненых. Рейсы транспортных судов прекратились только в июне 1942 г., когда прорваться в Севастополь уже не могли даже надводные боевые корабли Черноморского флота. Кроме Севастополя суда бывшего торгового флота регулярно ходили в Камыш-Бурун. В каждом рейсе экипажи ныне военных транспортных судов отражали многочисленные атаки вражеской авиации.
2 марта 1942 г. во время сложного перехода из Новороссийска в морской порт Камыш-Бурун на берегу Керченского пролива «Фабрициус» был атакован немецким самолётом-торпедоносцем у мыса Большой Утриш. Одна из торпед попала в транспорт. Экипаж героически боролся за спасение своего судна, но разрушения оказались слишком большими. Капитан парохода, Михаил Иванович Григор, несмотря на контузию, сумел дождаться помощи, а затем посадить уже опустевшее судно на отмель, протянувшуюся в юго-западном направлении относительно маяка на Большом Утрише. Экипаж не покинул судна и еще почти целых полгода продолжал сражаться с врагом. «Фабрициус» превратился в своеобразный форпост для наблюдения за морем и воздухом. Через Утриш по нескольку раз в день пролетали немецкие самолеты бомбить Новороссийск. Моряки встречали их огнём и предупреждали береговые части. Немецкие лётчики несколько раз принимали полузатопленное судно за действующее и пытались повторно его потопить, но, к счастью, безуспешно.
В результате торпедирования погибли 5 членов экипажа «Фабрициуса». Товарищи похоронили их на острове и над могилой установили маленький белый обелиск. Уже в наши дни на братской могиле моряков, оказавшейся совсем рядом с маяком-памятником, была установлена гранитная плита, на которой выбиты имена героически погибших воинов.
Старый маяк, которому больше ста лет, стоит на самом краю крутого скалистого берега маленького острова. Можно легко представить себе, как на его спасительно надёжный свет, хорошо видимый с моря, ориентировались в прошлом корабли и рыбацкие шхуны. 22 мая 2010 г. силами местной казацкой общины он был превращён в часовню. Теперь это маяк-часовня Николая Чудотворца, который, как известно, всегда был добрым и верным покровителем моряков. Ведь недаром считают, что Святитель Николай сам был моряком или рыбаком. А еще он усмирил молитвой разбушевавшиеся морские волны и в одном из своих морских путешествий из Миры в Александрию воскресил моряка, сорвавшегося в шторм с корабельной мачты и разбившегося насмерть. А потом на обратном пути в Миру Николай спас ещё одного моряка и, достигнув берега, взял его с собою в церковь.
Непременно зайдите в маленькую часовню и почувствуйте, какая благодать там царит. Все её стены увешаны иконами, в углу стоит большой тёмный крест, украшенный нежно-розовым ажуром засушенных цветов, растущих в изобилии на острове, а на маленьком столике всегда горят свечи, покоится Святое Евангелие и богоудные книги. В углу примостился небольшой металлический ящик для пожертвований. Не пожалейте и опустите и вы туда несколько монет на благие дела.
Недалеко от маяка-часовни установлен памятник экипажу самолета Як-40, потерпевшего катастрофу 9 сентября 1976 г. В тот день из-за ошибки авиадиспетчера в небе над Черным морем столкнулись два самолета Аэрофлота: Ан-24б, выполнявший рейс 7957 (Гомель–Донецк–Сочи), и Як-40, выполнявший рейс С-31 (Ростов-на-Дону–Керчь). В результате катастрофы погибли все 70 человек, находившиеся на борту обоих самолетов.
Свет маяка-памятника, то вспыхивающий, то гаснущий с чёткими временными интервалами, хорошо виден ночью из Анапы, особенно в районе Высокого берега. Утришский маяк не только неутомимый и надёжный друг и помощник моряков, но своим ярким светом он еще напоминает нам об одной из славных страниц нашей истории.
Использованы следующие материалы:
Григор М.И. Море – моя судьба. Воспоминания капитана. Одесса: изд-во «Маяк», 1987. В электронном виде отрывки из книги можно прочитать здесь: http://www.infoflotforum.ru/index.php/topic/21354-%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5-%D0%BC%D0%BE%D1%8F-%D1%81%D1%83%D0%B4%D1%8C%D0%B1%D0%B0/page__hl__%D0%9C%D0%9E%D0%A0%D0%95+-+%D0%9C%D0%9E%D0%AF+%D0%A1%D0%A3%D0%94%D0%AC%D0%91%D0%90.
Историки будут искать советский военный транспорт, затонувший у берегов Анапы в 1942 году // Black Sea News. 25.08.2013. http://www.blackseanews.net/read/69375
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: