При строительстве Транссибирской железной дороги вся территория строительства была разделена на 7 строительных участков. Самым коротким из которых был Кругобайкальсикй – всего 292 версты (чуть менее 310 километров) – этот участок от Иркутска до пристани Мысовой и был назван Кругобайкальской железной дорогой. При строительстве этот участок был разделен еще на два участка – западный (от Иркутска до Слюдянки) и восточный (от Слюдянки до Мысовой).
Если с восточным участком все было ясно с самого начала – прохождение железнодорожных путей по кромке озера Байкал, то западный участок на стадии проектирования вызвал множество споров. Было предложено два варианта прохождения трассы: вдоль Ангары до озера Байкал, а далее по берегу озера Байкал (так называемый Байкальский вариант) или вдоль реки Иркут, через Зыркузунский хребет, и выходом к Байкалу возле села Култук (так называемый иркутный вариант).
Трудность Байкальского варианта состояла в отсутствии естественной «полки» у берега озера, по которой могла пойти дорога. Участок от Порта-Байкал до села Култук изобиловал огромными скальными мысами, уходящими прямо в Байкал.
Но и Иркутный вариант был не идеальным: на нем были существенные спуски и подъемы, которые сильно ограничивали возможности паровозов того времени по массе и скорости составов. Кроме этого необходимо было построить тоннель длинной более, чем в 3,5 версты (почти 4 километра) в рыхлых и осыпающихся грунтах. Подвоз строительных материалов и оборудования также был сильно затруднен. Кроме этого крупный город Иркутск оставался вне магистрали, чему весьма богатое Иркутское купечество сопротивлялось как могло. Неизвестно, в какую сумму ему (купечеству) это обошлось, но в апреле 1901 года был принят Байкальский вариант прокладки железной дороги.
В начале 1902 года была готова вся проектная документация, и начата постройка дороги. Тогда же на выделенных Култукским сельским сходам землях начато строительство Станции III класса и железнодорожного поселка при станции. Надо сказать, что станций III класса на западном участке было всего две: Порт Байкал на 72 километре от Иркутска и Слюдянка на 167 километре.
Самым распространенным строительным материалом для зданий на КБЖД было дерево. Все вокзалы всех станций западного участка КБЖД были деревянные. За исключением Слюдянки. На станции Слюдянка здание вокзала возводится из… мрамора! И этот вокзал до сих пор является единственным мраморным вокзалом не только на Транссибе, но в во всем мире!
Благодарить за это надо скорее всего какого-то безвестного итальянского мастера, который заметил огромные залежи этого камня вблизи строящегося поселка, и решил построить здание вокзала из такого экзотического здесь, на просторах Сибири, материала. Увы, фамилия архитектора до нас не дошла. Осталось только уникальное здание вокзала из весьма необычного для этих суровых краев белого и розового мрамора.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: