Город Сызрань – один из старейших городов на Волге. Город возник в 1683 году. Первоначально это была крепость на юго-восточных рубежах России, предназначенная для защиты от набегов кочевников – крымских и ногайских татар и калмыков. В XX веке из небольшого купеческого города Сызрань превратилась в крупный промышленный, транспортный и культурный центр Средней Волги. Здесь широкое распространение получили: машиностроение, нефтепереработка и энергетика, химическая, легкая и пищевая промышленность, строительная индустрия, добыча и переработка сланца, железнодорожный, автомобильный и речной транспорт.
Сызранская ТЭЦ расположена в южном промышленном районе. Решение о строительстве Сызранской теплоэлектроцентрали с использованием в качестве энергетического топлива местных кашпирских сланцев было принято в соответствии с народно-хозяйственным планом III пятилетки (1938-1942гг.). Место для строительства ТЭЦ было выбрано на водоразделе малых рек Кашпирки и Малой Кубры, в непосредственной близости от места добычи кашпирскох сланцев. Таким образом, промплощадка под строительство ТЭЦ разместилась в14 кмот центра города на землях села Кашпир. Это и предопределило район развития основного промышленного потенциала г.Сызрани: в 1942 году на одной границе с ТЭЦ были построены и введены в эксплуатацию Сызранский нефтеперерабатывающий завод, завод РМЗ, множество строительно-монтажных и транспортных организаций, завод ЖБИ, а с пуском и развитием ТЭЦ – заводы техуглерода, пластических масс, «Луч», Кашпирский завод тепловой изоляции, завод «Нефтехимзапчасть» и другие. Установленная электрическая мощность станции 160МВт, тепловая – 712.9 Гкал. В 2012 году будет введен в эксплуатацию новый энергоблок, оснащенный двумя современными газотурбинными установками General Electric и паровой турбиной SIEMENS. Электрическая мощность новой установки, получившей кодовое название «Волжский агат» в рамках перспективного плана развития энергетики «Диадема», проводимого ЗАО КЭС-Холдинг, составит 225МВт. Новая башенная градирня и здание главного корпуса прекрасно смотрятся с трассы Р-228.
Во времена работы станции на сланце для сбора и хранения «шлама» - неорганической составляющей топлива, создавались шламоотвалы в близлежащих оврагах, отстойники для воды, которая транспортировала шлам от котельного цеха СТЭЦ, где в энергетических котлах сжигался сланец, превращая воду в пар для вращения турбин. После перевода станции на сжигание природного газа в 1991году и отказа от сланца, экологическая ситуация на станции улучшилась. Золоотвалы покрылись растительностью, сейчас их не отличить от обычных холмов, а ведь раньше это были глубокие овраги, заполненные на десятки метров в высоту золой, шламом и недожженным сланцем. Сейчас рассматривается возможность использования этих отложений для производства строительных шлакоблоков, образцы породы отправлены в Москву и СПб для исследования. Пруд-отстойник бывшего золоотвала превратился в озеро, именуемое в народе Голубым за характерный морской цвет воды, развелась рыба, утки, цапли и чайки также частые гости в тех местах. В данный момент озеро наполовину осушено для проведения изыскательных работ. Для предотвращения размывания дамбы пруда-отстойника талыми весенними водами с окрестных полей, в 1960 году был построен обводной дренажный канал, по которому вода во время паводка или сильных ливней минуя озеро попадает в овр. Деловая Кубра. Весной из устья тоннеля вырываются мощные водяные потоки, и безобидное гидротехническое сооружение превращается в бушующую горную реку. Длинна тоннеля согласно проектной документации составляет 980м, на самом деле замеры на велокомпьютере показывают 780м, куда делись еще 200м, неизвестно, хотя строители наверное смогли бы много чего интересного рассказать об этом. Тоннель выполнен из сборного железобетона 2000х2000мм, имеет устойчивый уклон по ходу движения, хороший проток воздуха исключает скопление каких-либо газов, даже запаха сырости нет.
Примечательно, что тоннель полностью находится под землей, открыты только вход и выход, и снаружи посторонний зритель никогда не догадается о его существовании. Тоннель можно свободно проехать на велосипеде, лишь в середине из пола торчат арматурины, берегите покрышки. И в центре обязательно остановитесь, отключите фонари и прислушайтесь к себе, что вы почувствуете вдали от поверхности под метрами земли и железобетона, без лучика света в кромешной тьме. А какое там эхо…
(Информация взята из книги "Свет и тепло - людям! Энергию - заводам!"/Сызранская теплоэлектроцентраль, филиал ОАО "Самараэнерго".-Сызрань, 2002.-192 с.:ил., выпущенной к 55 летию Сызранской ТЭЦ )
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: