Это очередной тайник-приключение для нас. Мы брали его не совсем на внедорожнике, и не совсем от Сухотино, но близко. Для начала, мы решили быстренько, за первую половину дня взять тайничок-другой, чтобы оставить вторую половину дня на осмотр Тамбова. Ну как говориться, гладко было на бумаге, ибо мы доверились Яндекс-навигатору, который провёл нас мимо поворота на Тригуляй и предложил свернуть в лес на песчаную дорожку. Ну мы же всегда за слабоумие и отвагу! Мы и свернули, не смотря на то, что навигатор сулил нам ехать так еще 30 км.. 30 километров по лесу, по просёлку - весьма сомнительно, учитывая, что просёлки имеют свойство таять с каждой сотней метров. Но мы не были бы нами, если бы на нашем длиннющем сарае-универсале, с двумя детьми, лимитом времени, и прочим не сунулись бы на неё. Дорожка прямо скажем удивила тем, что мы только и успевали шарахаться от встречки и попуток, которые гарцевали туда-сюда с интервалом меньше минуты. такое оживление с одной стороны внушало надежду на то, что дорога тупиком не закончится, а все срезают какой то большой крюк(но это оказалось не так). Дорога очень хорошая, все засадные места имеют прекрасные объезды по верху. Народ строго соблюдает правостороннее движение и если я выбирал левую изрытую колеями сторону, сдобренную лужей, то народ пёр на встречу и явно недоумевал отчего я стою тут, а не еду по ровному объезду справа. Чуть позже мы поняли, что вся эта толпа народа - грибники! Действительно, лес был усеян ковром прекрасных фотогеничных мухоморов, к которым жались кучки маслят, рыжиков и белых. Белые при том, были совсем не червивыми. Любуясь на мухоморные просторы мы не могли не вспомнить картинку, блуждающую по сети и называемую "Медведь собирает грибы в лИсу". Навигатор на телефоне не отображал нам карту, а уровень сигнала не оставлял надежды дозвониться до помощи в случае беды, но дорожка хоть местами и была сыроватая, везде имела песчаное дно и совершенно не пугала. Навигатор же сообщал, что на следующей развилке нужно свернуть направо, а тут налево, и еще раз налево. Удивительно, как он проложил маршрут по постоянно меняющимися лесным тропинкам? Тем временем мы забирались дальше и дальше в чащу. В определённый момент решили остановиться и передохнуть, за одно сфотографировать детей. Во внемашинном виде выяснилось, что весь лес покрыт толстым слоем мухоморов. Мухоморы были качественные, прям как с картинки! Хоть сейчас же срывай, ешь и иди грызть щит и рубить врагов с двух рук! А можно и будущее предсказать... (Ладно, будем честны, ничего кроме тошноты, слюнотечения, головных болей мхоморы не принесут). Но они были так прекрасны! Были идеально ровные, гладкие, без единой точечки, будто одетые в красные латексные шапочки. Были такие, которых обсыпало точечками столь густо, что цвет шляпки совсем не просматривался. А главное, между ними всё было покрыто маслятами!
Чуть прогулялись, сфотографировали детей, набрали букет из полыни(судя по виду, внезапно, крымской!), запах которой я обожаю и поехали дальше. Красота в лесу неописуемая: всё рыжее воздух прозрачный!
Дальше нам встретились грибники, которые ходили с пустыми корзинками и озадаченным видом. Навели их на маслята и спросили доедем ли мы до Подоскляя. Грибники сказали, что вряд ли, что они не очень хорошо знают дорогу, что их тут целая сеть,, что мы заблудимся и на Подоскляй нужно будет после Солдатского моста поворачивать налево и идти на трассу. Попрощались и решили всё таки ломиться дальше. Действительно, вскорости встретился мост, да не один, а о 100 метрами асфальта с каждой стороны, а дальше опять песок. Нам советовали повернуть налево, но навигатор упорно требовал направо, - на узенькую дорожку, представленную двумя жидкми колеями. Потом от нее ответвилась еще одна дорожка, потом ещё, и в скорости от дороги остался один лишь намёк в виде двух полос травы чуть ниже.. Где-то через километр справа пришла новая такая же еле видная тропинка и дорога вновь обрела приемлемые контуры, хоть и не наезженность. По этой дороге мы спустились в какую-то низинку, где на полянке около машин сидели и отдыхали грибники. Попытали счастья с разведкой и тут. Результат плачевный: грибники однозначно сказали, что Подоскляй где-то там, но мы туда не проедем точно, потому что дорог тут сеть, мы заблудимся, шансов нет, возвращайтесь назад и едьте по трассе. А так, дальше по колее.. Решили ломиться дальше, а грибники остались сидеть и ждать нашего возвращения, как сказал один из них. А мы же ломанулись практически по азимуту через какую то канаву с торчащими корнями. ООооочень аккуратно! Но пузом всё равно чиркнули. Боялся встрять в этой низинке. Дети ненадолго задремали и мы с Наташей ехали и всё мечтали о том, как через год выбрав время и заедем в этот же лес с палатками. Любовались красотами и отдыхали. Проехали следы исполинской лужи, заваленной горами горелых грузовых покрышек.
Но вскоре доехали до развилки, где левее уходила хорошо накатанная дорога, а вправо ну совсем уж дохлая колея и навигатор отправил нас по той самой дохлой, которая взобралась на крутой холмик, потом спустилась вниз под крутой уклон и исчезла, а впереди показалось сломанной дерево. Тупик.. Придётся возвращаться к тем грибникам. Увы.. Еще и не развернёшься на моём архисарае...Пришлось пятиться задом в грунтовку горку в лесу. На середине подъема Наташа потребовала остановки, выбралась из машины и вернулась с прекрасными белыми грибами, два из которых поражали воображение и не имели червей. Решили угостить грибами отдыхающих грибников. Но выехав назад к развилке я потребовал проверить более накатанную дорогу, которая несёт на себе следы множества колёс, а значит куда-нибудь нас да приведёт. Сунулись по ней и встретили жигуль-девятку из которого выходили мужчина и две дамы. Спросили про дорогу у них, а мужчина нам и ответил, мол, Я тебе лестницу, ты мне - корону. Я вам карту, вы мне грибы. На самом деле конечно всё было совсем не так и мы сами предложили ему наши находки, потому как куда их было девать мы решительно не знали и уже на полном серьёзе обсуждали возможность сушки грибов прямо в салоне машины на ниточках. Грибник же поблагодарил нас и , уже по традиции, сказал, что они приехали оттуда, но мы сами дороги точно не найдём, заблудимся, сгинем в болоте, едье назад... А до тайника оставалось всего то каких то 14 км. Мы выразили твёрдое желание ехать через лес, ибо дорога туда есть, как мы видим по жигулю, дорога проезжабельная и култыхаться обратно 15 по лесам ну тааакоеее.. Да и сдаваться нельзя ни в коем разе! Мужчина сказал, что мол, доедете до "сапогов" и там свернёте вправо. Изумительное указание направления. Поблагодарили и поехали дальше. Дальше же мы плутали по тропинке еще минут 20. Почва и растительность изменилась: лес стал гуще, появился густой подлесок, появились и неглубокие чернозёмные лужицы. Сосны и дубы почти исчезли, уступив место клёнам. Проехали через коридор, образованный прекрасными жёлто-оранжевыми деревьями и очутились у развилки, где на пеньке действительно стояли чьи то забытые резиновые сапоги. Свернули влево и поняли, что дальше будет посложнее, ибо чёрная влажная колея была перерезана множеством узловатых толстых корней. Машину трясло и пинало, не смотря на минимальную скорость. Прямая дорожка окончилась еще одним перекрёстком, где прямой путь был размешан так, что даже на шишиге соваться я бы поостерёгся. Поехали по левой тропинке, которая большой петлёй спустилась в сырую низинку с несколькими засадными лужицами, но помня, что здесь проехало зубило, мы нырнули и всё оказалось действительно не слишком уж и страшно. Затем последовал длинный прямой участок, завершившийся глубокой чернозёмной колеей по крайней мере на ближайшие 50 метров, сдобренной парой серьёзных луж. Справа и слева были болотца. На машине стоит «типо АТ» резина, которая мгновенно забивается и превращается в натуральные слики. Поняли, что где то свернули не туда, хоть до выезда на шоссе оставалось всего 3 км. Решили развернуться и поискать объезд. Развернулись, проехали еще километра два назад и не нашли свороток. Но на встречу нам показалась серая десятка. Я пропустил ее, встав на обочину и, когда та поравнялась, спросил у водителя как отсюда выехать. В машине оказались две женщины и маленький мальчик. Они сказали, что всю жизнь по этой дороге и ездят, и другой тут нет. Попрощались и поехали искать место для разворота, решив, что если уж десятка прошла, то мой полноприводный сарай то просто обязан! Пока разворачивались, жигуля и след простыл. Вернулись к колее, заранее включили полный привод и приступили. Нууу.. на полном ничего страшного, только в луже посреди колеи несколько покидало по подводным колеям. Вылезли и форсировали еще 3 условно-засадных участка и когда до шоссе оставалось уже около 700 метров мы увидели слева на дереве табличку «Натравка на медведя». Ночевать в палатке в этом лесу резко перехотелось.
-Ты кто?
-Турист!
-Нееет! Это я турист, а ты – завтрак туриста!
А прямо перед нами оказалось действительно засадное место - череда из трёх луж на повороте дороги с явно вздыбливающимися мягкими тракторными колеями. Жигулёвские следы уходили в лужу.
Тут было два варианта – жигуль либо проскочил либо лежит сейчас где то на дне одной из трёх луж, как Титаник. Как он мог проскочить – уму не постижимо, только если у него на пузе нет совсем ничего и он хорошенько разогнался и пропрыгал, как плоский камешек по поверхности воды. Долго изучал, опять включил привод и со всем подобающим пиететом приступил к преодолению. Под пузом у меня много чего весит, а значит, пропрыгать по поверхности мне не суждено. Первую лужу форсировал приемлемо, оставив за собой ровный след пуза по жидкому чернозёму. По пузу ничего не чиркнуло, так что жигуль, возможно, доехал таки до второй лужи, или же глубина этой слишком велика. Вторая лужа была сложнее – она была в повороте, глубже и длиннее. В ней меня раскорячило по колеям и я проплыл ее боком – неприятное ощущение. Третья – выездная, как босс, не имела поворота, но колеищи пересекали друг друга и судя по колее, падать мне в них было ну никак нельзя. Слава богу не рухнул и пролез, но угваздался, как свинья. Дальше же всё было предельно скучно – шоссе и церковь Встали прямо около дерева и сразу же пошли за тайником. Обойдя во-круг дерева, я сразу же приметил коробочку и решил, что доставать её будет старшая дочка, которая, будучи посаженная мне на плечи, прекрасно дотягивалась до развилки. Коробка была извлечена, и был произведён обмен. Заселён геокрот Подвеска-Путешественница от Детройта. Взяли брелок и значок, положили фликер, фигурку и складной ножик. Потом покормили детей и отправились осматривать церковь.
Осмотр начали с алтарной части. Если быть более точным, то с круглого помещения со стороны алтаря. Видимо это был основной зал, а невысокий иконостас примыкал в внешней стене. Почему невысокий? Да потому, что на стене отсутствую крепления для него, а сам алтарь, по видимому, располагался в нефе внешней стены. Если посмотреть вверх, то можно увидеть главную достопримечательность данной постройки: круглый купольный потолок, усеянный лепниной. Потолок был поделен на квадраты, в центре каждого находилось соцветие, по форме больше всего напоминающее соцветие раффлезии, с одной лишь разницей, что имелся крупный выступающий пестик. Я не в курсе, как раффлезия, особенно ее запах, сочетается с образом неба и бога, но раз архитектор решил, то так тому и быть.
Лепнина потихоньку осыпается, в том числе и один из цветков. Удивительно, что упав с такой высоты, он не полностью разбился. Фрагменты лепнины аккуратно сложены на подоконнике одного из окон. Можно рассмотреть их вблизи. При рассмотрении оказывается, что делалось это не по месту, а где то заводским образом. В потолок густо наколачивались крупные кованные четырёхгранные гвозди, полость в гипсовой отливке заполнялась раствором, потом она надевался на шляпки пучка гвоздей и ждали отверждения. Таким образом, лепнина висела на гвоздях! Прочность просто колоссальная!
В центре алтарной части висит на цепи крест с купола. Он покрашен, не деформирован, что однозначно свидетельствует о том, что он не был сброшен, а был аккуратно снят с купола.
Проход в трапезную заложен кирпичом, для стабилизации арки, начавшей разрушаться.
Обошли заложенный проём через улицу и попали внутрь трапезной через разрушенные боковые пределы, которые ранее выступали полукругами с алтарной части здания. Пределы разрушены как с одной, так и с другой стороны здания, так что их прежнюю конфигурацию установить невозможно, но в одном из них виднеются очень плохо сохранившиеся контуры фресок (с фресками этому храму не повезло и они облезли без следа). В верхней части проходит балка связи, удерживавшая некогда свод. Обыкновенно, своды потолка удерживаются от разъезжания двумя открытыми или скрытыми в кладке балками, перпендикулярными друг другу. Эти же связи притягивают боковой свод к основной части строения. Здесь, судя по всему, такого сделано н было. Вместо этого, в кладку в основании купольной конструкции было заложено кольцо из металлических балок, которое должно было удерживать периметр основания свода. Как мы видим, идея потерпела крах, своды и внешние стены рухнули. Ранее, в из трапезной в основной объём вел низкий проём, который нынче заложен, но по бокам от новоприобретённой стенки есть два дверных проёма, ведущих на винтовые лестницы, поднимавшиеся на уровень потолка церкви. Судя по конфигурации остатков свода трапезной, туда доступа не было, а люди поднимались на балкон-хоры основной части. Судя по тому, что лестницы две, предполагалось большое количество посетителей. Я могу предположить два варианта: Там располагались певчие или там было место для помещика, откуда можно наблюдать за происходящим не из толпы. Второй вариант считаю несостоятельным, ибо тогда наверх вели бы явно не узкие низкие винтовые лестницы, а какой то более комфортный ход. В пользу хоров говорит и упомянутая выше лепнина, которая должна была очень эффективно препятствовать образованию эха под куполом. Сейчас, поднявшись наверх, мы оказываемся на узкой каменной перемычке между трапезной и основным объёмом, при том, нужно соблюдать большую осторожность, дабы не упасть с высоты. Если посмотреть на провалившийся потолок трапезной, то видно, что были проведены обширные работы по консервации кирпичной кладки, как то, выравнивание до стабильного уровня(почти по контуру стен), закрытие кладки от воды слоем новых современных кирпичей, аккуратно уложенных в два слоя на цементном растворе по всей окружности пролома. То есть, строители аккуратно обрушили всё, что не обрушилось само и закрыли гигроскопичный и драгоценный старинный кирпич современным. Спускаться по винтовой лестнице очень тяжело, так как обе они покрыты кирпичной сыпухой до состояния исчезновения ступенек. Для спуска пришлось испачкать турботинки, но расчистить одну из лестниц(левую, если смотреть со стороны трапезной).
В самой трапезной нет почти ничего интересного, так как масштаб разрушений довольно велик, а проводившаяся консервация стёрла почти все следы прежнего устройства. Очень удивило отсутствие даже следов связей, удерживавших свод. Подозреваю, что была тоже применена какая то рационализация, приведшая, в конечном итоге к обрушению. Ну выйдем из трапезной и окажемся не в притворе под колокольней, как это водится в обычной церкви, а на улице. Всё потому, что колокольня является совершенно отдельным зданием и подозреваю, что построена сильно позднее остальной церкви, так как над входом в церковь имеется большая ниша под надвратную икону и есть следы каркаса кованного козырька.
Колокольня находится примерно в двух метрах от здания церкви. Что мешало пристроить колокольню непосредственно к церкви неведомо. Кладка колокольни немного отличается от кладки церкви и на мой взгляд, несколько отличается применяемый кирпич. Колокольня имеет сквозной проход без следа установленных там ворот. Если смотреть со стороны церкви, то в правой стене прохода имеется ниша на винтовую лестницу, которая поднимается на первый ярус. Ступени кирпичные в очень плохой сохранности, что сильно затрудняет подъем. Выход на первый ярус невозможен, ввиду обрушения свода. Стены колокольни довольно таки тонкие и лестница внутрь не помещалась, по этому стена имеет полукруглое выбухание как в проём под колокольней, так и наружу, что делает здание несимметричным. Так как колокольня скорее всего была пристроена позже, то вероятно, что сам храм тоже имел звонницу, хоть и меньшего размера. Предполагаю, что располагалась она над разрушенным круглым пределом сбоку от церкви, не исключено, что их было две, симметрично с каждой стороны. Судя по всему, храм имеет следы как естественного, так и умышленного разрушения, не смотря на то, что попытки умышленного разрушения скорее всего носили стихийный и не слишком уж упорный характер, так как снесена алтарная апсида, боковые пределы, возможно, тоже разрушены умышленно, но никакие конструкции, несущие основную нагрузку здания не повреждены. Очень странно, что в здании е заметны следы «трансформации» под народное хозяйство, как то изоляторы проводки на стенах, или погрузочные пандусы, ведь церковь, в первую очередь, это большое камене здание, способное простоять длительное время, имеющее более-менее постоянную температуру и как нельзя лучше подходящее, например, под склад, клуб(еще и акустика часто хорошая была) или иные подобные цели. Более того, это, как правило, было самое крупное и самое капитальное строение в селе.
После осмотра церкви, жаль, что времени было очень мало, пошли исследовать второе дупло. Сначала подняли туда экшн-камеру, потом на дерево подсадил Матису. Ей не удалось как следует осмотреть всё дупло, но судя по нашим данным, внутри пусто. упаковал детей в машину но вспомнил, что контейнер на место не вернул. Оказалось, что для человека 180 см роста достать/убрать контейнер труда не представляет прямо с земли. Что и было мной проделано. Для людей пониже совет: на обоих деревьях имеются петли из кусков цепей. Так вот на искомом дереве петля с очень удобной стороны и всунутая в неё палка образует прекрасную ступеньку-пандус.
|