Автор: Виктор Т.
Создан: 21.01.2012
Опубликован: 24.01.2012
(отредактирован: 05.02.2019)
Компаньоны: Катя С.
Описание окружающей местности
Одним из уникальнейших мест Кисловодска является Нарзанная галерея (N43°53,966’ E042°43,030’)
Прежде галерея называлась Воронцовской и предназначалась для прогулок в ненастье после питья нарзана. Южный и западный фасады здания прорезаны арками, а между ними стилизованные под готику контрфорсы, над которыми возвышаются пирамидальные башенки. Весь архитектурный облик галереи выражает традиции «готического романтизма» (автор проекта галереи — С.И. Уптон).
Весной 1851 г. перед строительством каменной Нарзанной галереи зодчий С.И. Уптон разобрал прежний сруб и поставил на его место новый, сохраняя общую конструкцию колодца, сделанную братьями Бернардацци.
В 1891 году в решетке была сделана дверца для удобного погружения в воду креста во время водосвятия. Некоторые посетители подолгу стояли у решетки колодца, как зачарованные, наблюдая непрерывное бурление могучего Нарзана. Композитор М. А. Балакирев, посетивший Кисловодск летом 1862 г., писал своему другу об источнике Нарзана: «Один вид его уже приятен: бассейн, устроенный в колодце, очень широк и до самого верха наполнен шипящей водой, страшно изобилующей углекислотой; пена журчит, а если вы бросите туда полтинник, вода выбрасывает его назад… Я люблю стоять у Нарзана и смотреть на его сердитую пену, чувствуется элемент силы, а все сильное меня притягивает…». В 1863 году северная часть колодца Нарзана, где сильнее вырывался газ и затем по цинковым трубам подавался в комнату для приема газовых ванн.
Уптоновский колодец прослужил более 40 лет. 11 августа 1893 г. произошел первый провал почвы и пола галереи с юго-восточной стороны колодца Нарзана, ближе к засыпанному еще в 1812 г. месту выхода первобытного источника. Источник ушел в сторону от колодца. Воронку попытались насыпать, но вскоре на том же месте опять произошел обвал. Осенью 1893 г. новый старший горный инженер КМВ Клементий Франциевич Ругевич (1859-1911) начал полномасштабный каптаж источника Нарзана, который был завершен 1-4 мая 1894 г. Глубина колодца достигла 6,5 метра. Однако выход углекислоты источника заметно понизился — уменьшилось «кипение» источника. Согласно начальному эскизному проекту колодец должен был получить прежнее оформление в виде ажурной ограды. Однако в итоге был создан новый каменный колодец, а надкаптажное устройство получило беломраморную внешнюю отделку восьмигранной формы и мраморные лестницы, а летом 1895 г. года были установлены новая ограждающая каптаж ажурная решетка и «колокол» для сбора углекислого газа.
Над каптажным колодцем Нарзана был водружен перед открытием сезона 1896 г. высокий стеклянный колпак с железным остовом «с целью предохранения источника от загрязнения пылью во время ветров и в видах предупреждения по галерее выделяюшегося с поверхности вредного для дыхания углекислого газа». Наливалась минеральная вода в стаканы работницами-источницами (шутливо их называли «нимфами») из наружных кранов в виде львиных голов, расположенных ниже уровня воды в колодце. Однако вскоре проявились недостатки неправильно сделанного каптажа – вода источника стала заливать пол вокруг колодца. В 1900 г. началось просачивание Нарзана через стенки колодца, начались ежегодные ремонты. В мае 1903 г. сильное наводнение очередной раз повредило каптаж Нарзана.
4 марта 1908 г. младший инженер И. М. Пугинов был назначен Директором КМВ главным производителем работ по ремонту существующего каптажа источника Нарзан по его же проектам, одобренным в министерстве. Для выполнения требуемых работ в марте 1908 г. были вызваны водолазы из Кронштадта. В группе командированных были инженер-технолог поручик Ф. М. Соколовский, кондуктор С. Ф. Чекарев и старший квартирмейстер водолаз Седлов. Удалось, не изменяя колодца, усовершенствовать сам каптаж. Вокруг колодца было забито глиняное кольцо. В мае 1908 г., к открытию курортного сезона, был установлен новый стеклянный купол над источником Нарзана. Для местных газет каптаж кисловодского Нарзана был главной темой года.
Работы были продолжены и в 1909 г. Ныне в общем виде сохраняется надкаптажпое устройство, сделанное в 1908-1909 гг. В середине 1920-х годов с южной стороны колодца была сделана внешняя траншея, огражденная ажурной решеткой, чтобы увеличить число обслуживаемых посетителей. На вершине стеклянного колпака каптажа был установлен фигурный светильник. После Отечественной войти утраченная металлическая решетка вокруг каптажа была заменена на каменные бордюры. В 1990-x годах был сооружен новый стеклянный колпак для каптажа.
Колодец Нарзана до 1925 г. был единственным источником в Кисловодске.
Следующая точка в нашем GPS навигаторе Колоннада, (N43°53,920’ E042°43,000’) символизирующая вход в курортный парк. Коринфские колонны нижнего яруса поддерживают плоскую крышу, в центре которой верхний ярус с башнями и арками. Крыша нижнего этажа, огражденная балюстрадой, должна была служить площадкой для летнего ресторана. Возвели колоннаду в 1912 году по проекту архитектора Н. Н. Семенова, к 100-летию победы над Наполеоном. Оригинальность строения подчеркивается и местом расположения — на мосту через речку Ольховку.
Напротив колоннады, находится небольшой архитектурный ансамбль из светлого песчаника - Лермонтовская площадка. (N43°53,937’ E042°43,046’) Ранее здесь, прямо на вершине небольшого холма, находилось одно из первых гостиничных зданий для размещения приезжающих на Кисловодский курорт. Здание носило звучное название «Кисловодская ресторация». Деревянное здание было возведено в 1823 году по проекту братьев Бернардацци, и считалось одним из самых лучших на Кавказских водах.
По проекту, здание имело несколько номеров для приезжих, а также зал, в котором устраивались балы и концерты, ресторан и другие помещения для отдыха и развлечений приезжающей на Кислые воды публики.
Известно это место еще и тем, что во время своей ссылки на Кавказ в 1837 году, известный поэт М.Ю. Лермонтов, проживая в доме А.Ф. Реброва, у подножия Крестовой горы, любил бывать в ресторации, и это нашло отражение в его произведениях. Так, в повести "Княжна Мэри" из "Героя нашего времени", Печорин делится о ней своими воспоминаниями. "В ресторации, построенной на холме, в нескольких шагах от моей квартиры, начинают мелькать вечером огни сквозь двойной ряд тополей; шум и звон стаканов раздаётся до поздней ночи". В Кисловодской ресторации собиралось находившееся на водах общество. Там обычно устраивались балы и другие развлечения. Некоторые из них, как известно из повести, посещал и Печорин. И именно из здания ресторации Печорин уходит на свидание с графиней Верой. Здесь же, на следующий день происходит его окончательная ссора с Грушницким, закончившаяся их трагической дуэлью.
После возведения ресторации, этот проект нашел свое дальнейшее развитие. Так, в 1825 году братья Бернардацци предложили в дополнение построить перед зданием ресторации портик с колоннами и каменную лестницу, по которой можно было бы удобно подниматься наверх по склону холма. На что получили одобрение генерала Ермолова.
Под лестницей, по замыслу архитекторов, сооружён грот, в котором предполагалось хранить интересные окаменелости и другие местные редкости, которые удавалось находить вокруг Кисловодской крепости. Все работы по этому проекту были закончены уже в 1826 году.
При реконструкции зданий Кисловодской ресторации по проекту С.И. Уптона, в середине XIX века были внесены некоторые архитектурные изменения в оформление лестницы и грота. В 1944 году здание ресторации было уничтожено пожаром, осталась только площадка. И после её небольшого архитектурного оформления в 1948-1949гг, она стала носить название "Лермонтовской". Была сооружена новая четырёхмаршевая лестница. Над вторым маршем её возведена каменная стена, в нише которой под пальмовой ветвью поместили скульптурный портрет М.Ю. Лермонтова. Впоследствии, в дополнение к Лермонтовской площадке, над лестницей был сооружен портик с колоннами - именно такой, какой украшал здание ресторации.
До наших дней, от «современников» здания ресторации остался только грот, сооруженный братьями Бернардацци. В наши дни, вход в грот закрыт железной решётчатой дверью, за которой можно увидеть фигуру лермонтовского Демона. Скульптура была сооружена по замыслу кисловодского скульптора Г.К. Курегяна.
Далее для поиска числа J нам необходимо проследовать к беседке, расположенной среди высоченных и очень красивых елей по координатам N 43° 53.682' E 42° 43.277'
Отсюда следуем в «Долину роз», созданную в послевоенные годы кисловодскими садоводами. На площадке около 5 гектар раскинулись куртины с сотнями кустов роз тридцати сортов.
Здесь же располагается четырёхметровая каменная скульптура крокодила (N43°53,806’ E042°44,344’). Наш крокодил по своим габаритам больше напоминает доисторического Deinosuchus hetcheri, однако гораздо короче. Длина большинства современных крокодилов 2—5,5 м. Их внешность демонстрирует адаптацию к обитанию в водной среде: голова плоская, с длинным рылом; туловище приплюснутое; хвост мощный, сжатый с боков; ноги довольно короткие. На передних конечностях — 5 пальцев, на задних — 4 (нет мизинца), соединённых перепонкой. Глаза с вертикально-щелевидным зрачком расположены на верхней части головы, так что животное может выглядывать из воды, выставляя наружу только ноздри и глаза; ноздри и ушные отверстия под водой закрываются подвижными клапанами.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: