Для автокешеров очень удобно брать тайник в связке с тайником Шайтан-Мердвень и Байдарская долина. Для пеших кешеров, наверное, будет немного тяжеловато – маршрут километров 10. Для байкеров – раздолье!
В старых путеводителях читаем, что Форос — «имя совершенно историческое». Сейчас ему, предположительно, более 25 веков.
Никто из историков не сомневается, что слово «Форос» —- греческого происхождения, ученые лишь спорят, какое из десятка значений: «несущий», «парус», «обрыв», «дань», «попутный» или более поздних: «площадь», «рынок» и др. — имели в виду древние греки.
Одни склоняются к мысли, что греки так называли эту местность из-за маяка; по аналогии со знаменитым чудом света: ведь в позднегреческом языке слово «форос» получило значение «маяк», и уже стало неважным, почему таким образом назван островок и маяк около Александрии. Кстати, такое же происхождение имеет слово «фара», употребляемое иногда в прежние времена как «форо».
Другие считают, что Форос был местом сбора дани, отправляемой в Грецию. Сомнение в справедливости этой версии вызывает отсутствие дорог, удобной гавани и административного развития в древнем Форосе.
Третьи говорят, что Форос означает: «несущий ветер», «порыв ветра». В истории Советского Союза Форос — это разрыв страны, разрыв времен...
Древние мореплаватели, следовавшие из южных и восточных гаваней Тавриды в Грецию, должны были хорошо запомнить это место: именно здесь, где заканчивались обрывы гор, они должны были отрываться от прибрежного пути и брать курс на Босфор. Моряки, шедшие в противоположном направлении, возгласом «Форос!» (или «Фарос!») возвещали о появлении на горизонте берегов Тавриды и правильности своего движения, вполне возможно, еще в те времена, когда здесь не было ни маяка, ни поселения, ни сбора дани.
В средние века на месте Фороса была генуэзская крепость Фори. Памятником той эпохи является христианский храм, раскопки которого были проведены в 1968 голу археологом Когонашвили. Храм относится к XIII — XIV вв. Он имеет характерную для Южнобережья особенность: вход расположен не с западной стороны (противоположной алтарю), а с южной, обращенной к морю. Предполагают, что открытая дверь освещенного изнутри храма служила маяком. Храм был расположен на возвышении и окружен оборонительной стеной, что позволяло использовать его как крепость. Сохранились остатки этой оборонительной стены. Крепость Фори была разрушена в 1475 году турками, захватившими Южный берег Тавриды.
Б 1783 году Крым был присоединен к России. Через четыре года на присоединенную землю приехала императрица Екатерина II. Она посетила Байдарскую долину («Бай-дере» — в переводе с татарского «богатая долина»). Конечной точкой ее путешествия был перевал, где теперь стоят Байдарские ворота. Перед ней открылась великолепная панорама Южного берега, восторженные описания которой мы находим у многих путешественников и писателей: П. Сумарокова, П. Украинки, Б. Гиляровского и других.
Екатерина II щедро раздавала титулованной знати земли полуострова, который называли «жемчужиной в короне императрицы». Форосскими землями (до м. Сарыч на западе и Байдарской долины на севере) завладел князь Г. А. Потемкин. Но т. к. это не было надлежащим образом оформлено, позднее между ним и графом Мордвиновым, владевшим Байдарской долиной, разгорелся спор о границах впадений. Этот спор докатился в конце концов до императора, который принял поистине соломоново решение: он объявил, что земля эта не принадлежит «никому, а только государю».
Александр I дарит земли Фороса во владение обер-гофмаршалу Нарышкину Кириллу Александровичу, а небольшое имение Тессели (в переводе с греческого — «тишина»), расположенное в 2-х километрах к западу от Фороса, — герою Отечественной войны 1812 года генералу Николаю Николаевичу Раевскому-старшему. Сын генерала Раевского был другом А. С. Пушкина, а дочь Мария — женой декабриста С. Г. Болконского, последовавшей за мужем в сибирскую ссылку и показавшей тем самым пример беззаветной любви, преданности и героизма. Внук Раевского-старшего одно время был президентом Российского общества садоводства и немало сделал для создания редкостных по красоте и разнообразию растительности парков в Тессели, Партените и других местах Крыма.
После строительства на Южном берегу летней резиденции русских царей в Крым все активнее потянулась придворная знать. Форос многократно меняет владельцев (1853 г. — князь Голицын П. М., позднее — граф Игнатьев А.П.). Однако из-за отсутствия дорог поместье не развивается и приходит в упадок.
В 1887 году имение «Форос» (300 га) приобрел с торгов московский купец 1-й гильдии Александр Григорьевич Кузнецов — крупнейший российский торговец чаем и фарфорозаводчик, внук А. Губкина, владевшего чайными плантациями в Индии и на Цейлоне. Форосский парк обозначен на картах еще в 1834 году. Однако Кузнецов решил его полностью перепланировать.
Вот отрывок из доклада члена Ялтинского горного клуба на одном из его заседаний в 1892 году: «В 1885 году я в первый раз посетил эту местность, она была дикая, голая, навален был лишь строительный материал на вершине скалы... Воды я видал мало, она струилась лениво лишь из одного тощего «фонтана»... Скудость растительности в то время бросалась в глаза еще и потому, что в соседнем имении Тессели Раевского красовался прекрасный парк, с богатыми источниками, к сожалению, запущенный, точно как и сам господский дом... В Форосе же поражала зрителя лишь могучая, скалистая, дикая природа.
Теперь же все изменилось. Вершина скалы украшена великолепным храмом. Оттуда до форосской долины ведет дивная шоссейная дорога длиною 7 верст, устроенная нашим сочленом С. И. Руденко. Одна эта дорога составляет достопримечательность Южного берега, потому что на ней может спускаться совершенно свободно экипаж, запряженный в четверку, несмотря на крутой обрыв...
Когда смотришь на этот парк, то трудно поверить, что он создан в течении 5 — 6 лет. Все, что только имелось в садах Южного берега, все бесчисленные виды природной и культурной растительности имеют здесь представителей, но и все, что можно акклиматизировать из чужеземных растений, мы здесь встречаем. Самое замечательное в парке Кузнецова не огромное количество разнообразных растений, но то, что они распределены и группированы с таким вкусом, который возможен лишь художнику 1-го класса. Создатель величественного целого был не просто ботаник-садовод, но художник...»
Одним из самых впечатляющих сооружений, построенных на средства А. Г. Кузнецова, является церковь Воскресения Христова. Она стоит на вершине Красной скапы (Кильяс-кая, 402 м над уровнем моря), у края почти вертикального обрыва, уходящего вниз на добрую сотню метров.
C решением о строительстве этого храма связано множество легенд. По одной из них, дочка хозяина влюбилась в простого работника. Хозяин, разумеется, был категорически против и решил выдать дочь за другого. Тогда влюбленные бросились вниз с обрыва Красной скалы. Потрясенный хозяин построил на этом месте церковь.
По другой версии — избранником хозяйской дочки был конюх. Однажды она ехала на бричке через перевал, и лошади понесли. Конюх, поджидавший любимую на повороте у скалы, увидел, что бричка не минуемо улетит под обрыв, кинулся наперерез и сумел удержать лошадей на краю бездны.
Еще одна легенда гласит, что однажды темной ночью богатый купец впервые ехал на коляске через Байдарский перевал. Неожиданно лошади понесли. Седок стал молиться о спасении души, и животные остановились перед самым обрывом. Чтобы в эту ночь не испытывать больше судьбу, купец решил заночевать у места счастливого избавления. Только наутро путешественник смог оценить масштаб грозившей ему опасности.
Впрочем, многие не верят ни в одну из этих версий. Они говорят, что в царской России церковь могла быть построена только по высочайшему разрешению Его Императорского Величества. После Крымской войны 1853—56 гг. правительство решило построить железную дорогу из центра империи до Севастополя. Ветка от Лозовой до Севастополя была построена в 1874 году. В 1888 году царь Александр 111 возвращался с юга в столицу. На станции Борки Курско-Харьковской железной дороги 17 октября случилась авария, поезд сошел с рельсов, но к счастью дня Императора все кончилось благополучно. Потрясенный известием об этом происшествии, А. Г. Кузнецов испросил высочайшей милости построить в честь спасения Императора церковь в Форосе.
Место для строительства было предложено инженером Блажновым, который считал Красную скалу как бы центром пейзажа, открывающегося на горы со стороны Фороса. Проект был составлен академиком Николаем Михайловичем Чагиным, расписывали храм известные художники: К. Е. Маковский, А. И. Корзухин и Н. Е. Сверчков, мозаика была выполнена мастерской Антонио Сальватти из Бинченцы (Италия).
Строительство было завершено в 1892 году. Церковь построена в византийском храмовом стиле. Она нанесена как ориентир на мореходные карты, виды с церковью были на открытках, на жестяных банках великолепного чая А. Г. Кузнецова, продававшегося по всему миру. Упоминается она и в художественной литературе, в частности, у А. И. Куприна. Б 1898 году, в десятую годовщину спасения Александра III, церковь посетил царь Николай II с Государыней Александрой Федоровной.
В советское время, как и многие другие храмы, церковь была закрыта (с 1929 г.). Ее здание использовали сначала как склад, затем здесь была закусочная, куда, как уверяют, зашел однажды даже проезжавший мимо Н. С. Хрущев, потом сооружение бросили на произвол судьбы. От костра, разведенного туристами, пропали практически все росписи.
В 1987 году было принято решение о реставрации здания, а в 1990 году церковь вновь была передана православной епархии. Выделение денег на купона с их позолоченными оголовками и крестами было инициировано самой Раисой Максимовной Горбачевой — первой леди Советского Союза, женой единственного президента СССР М. С. Горбачева. Примечательным событием новейшей истории храма было посещение его президентом Украины Л. Д. Кучмой во время пасхального богослужения.
Большую работу по восстановлению церкви проделал ее первый после возвращения здания христианам настоятель отец Петр. В 1997 году он трагически погиб — был зверски убит в прицерковной келье, где проживал.
Убийство совершили двое молодых мужчин. Еще прежде отец Петр оказывал одному из этих парней посильную христианскую помощь, однако чувство благодарности, видимо, было неведомо их натурам. Согласно официальному расследованию мотивом преступления послужило бытовое ограбление, но мало кто из обывателей поверил, что только оно стало причиной убийства. Кто-то направил грабителей, пустив слух, что у настоятеля находится крупная сумма денег на реставрацию храма.
Верующие прихожане считают, что отец Петр принял мученическую смерть за свою веру в Господа нашего Иисуса Христа. В момент гибели ему был 31 год. О земном пути отца Петра — в миру Посаднева Виталия Леонидовича — повествуется в книге «Крымский священномученик», изданной московским издательством «Паломник».
Нельзя не сказать несколько слов и о дорогах. Участок Южнобережья от Симеиза и до Ласпи для создания дороги был наиболее трудоемким. Каменистые отроги гор, пересеченные оврагами, спускаются до самого моря. Неудивительно, что вплоть до середины 19 века никаких дорог, кроме пешеходных троп практически не было. Это не могло не сказаться на экономическом развитии региона.
Поэтому в 1824 году два пехотных батальона начали строить дорогу протяженностью 180 верст, и была закончена к 1834 г. Участок же от Фороса до Севастополя через перевал Байдарские ворота был закончен путем неимоверных усилий только к 1848 году. Эта дорога «старая Ялтинская» сохранилась в некоторых местах до сих пор. Она проходит чуть выше новой трассы, прижимаясь к самому подножию Главной гряды.
В 1903 году инженером Николаем Георгиевичем Гариным-Михайловским был предложен проект строительства железной дороги от Севастополя до Ялты. Но смутные времена, революция и землятресение 27 года не позволили (и Слава Богу) воплотить его в жизнь. И только в 60-70 годы по маршруту, большей частью проложенному Гариным-Михайловским для железной дороги, было построено автомобильное шоссе Ялта-Севастополь, открытое для движения в 1972 году.
Интернет-блокнот
Сообщение об ошибке в тексте тайника
Геокэшинг в соцсетях
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: