Ровно 50 лет назад человечество вступило в эпоху подводных атомных катастроф. 4 июля 1961 года на подводной лодке К-19 произошла авария - вышел из строя один из ядерных реакторов.
Атомная подлодка К-19 проекта 658М была построена на Северном машиностроительном предприятии, расположенном в городе Северодвинске (Архангельская область), спущена на воду 11 октября 1959 г. и вступила в строй 12 ноября 1960 г.
В июне 1961 г. К-19 включили в состав Северного флота.
К-19 была первой в СССР атомной подводной лодкой, способной нести на борту три баллистические ракеты в ядерном снаряжении. Этим атомоходом, построенным по проекту ЦКБ "Рубин" в рекордно короткие сроки, Советский Союз отвечал на вызов США, уже имевших на вооружении атомную подлодку "Джордж Вашингтон".
Основные характеристики :
Тип корабля: подводная лодка атомная с баллистическими ракетами 1 го поколения
Обозначение проекта: проект 658, 658М, 658С
Разработчик проекта: ЦКБ МТ «Рубин»
Главный конструктор: С. Н. Ковалёв
Классификация НАТО: «Hotel-I», после модернизации в 1968 - «Hotel-II»
Скорость (надводная): 18 узлов (примерно 33 км/ч)
Скорость (подводная): 26 узлов (примерно 48 км/ч)
Рабочая глубина погружения: 240 м
Предельная глубина погружения: 300 м
Автономность плавания: 50 суток, 15 тыс. миль надводным ходом, 30 тыс. миль под водой
Экипаж: 104 человека
Размеры
Водоизмещение надводное: 4030 т
Водоизмещение подводное: 5300 т
Длина наибольшая : 114,0 м
Ширина корпуса наиб.: 9,2 м
Средняя осадка: 7,5 м
Силовая установка
2 ядерных реактора типа ВМ-А
Вооружение
Торпедно-минное вооружение Носовые ТА: 4 × 533 мм, 16 торпед СЭТ-65, 53-65К и 53-61. Кормовые ТА: 2×400 мм, 6 противолодочных торпед.
Ракетное вооружение Комплекс Д-2 с тремя БРПЛ Р-13 в ограждении рубки.
C самого начала лодку преследовал злой рок:
Еще при строительстве в 1959 году при окраске трюмов вспыхнул пожар, два человека погибло, после возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр.
В 1961 году при погрузке ракет в шахты один матрос был придавлен крышкой шахты и погиб.
12 апреля 1961 года лодка чудом избежала столкновения с АПЛ USS «Nautilus» SSN-571, но из-за резкого маневра снижения глубины при этом врезалась в дно. Значительных повреждений не было.
4 июля 1961 года — авария кормового реактора: падение давления в первом контуре в результате разрыва в первом контуре импульсной трубки между напорной линией и датчиками. В результате, приборы показали нулевое давление, хотя полного разрыва не было. Устранение аварии впоследствии стоило жизни 8 человек, все остальные члены экипажа получили высокие дозы облучения.
15 ноября 1969 года — столкновение в подводном положении с подводной лодкой ВМС США USS Gato при манёвре изменения глубины с 60 до 90 метров.
24 февраля 1972 года — пожар в 8 и 9 отсеках. Прибуксирована на базу. Погибло 28 человек на лодке и 2 спасателя. 9 матросов пробыли в заточении в 10-м кормовом отсеке 23 дня без света, связи, пищи и со скудными запасами воды, получая из других отсеков только воздух (с перебоями). Все остались живы.
15 августа 1982 года — при ремонте в аккумуляторном отсеке возникла электрическая дуга. Обожжены несколько человек, один из них 20 августа скончался в госпитале.
Флотские остряки прозвали АПЛ - "Хиросима".
В 1990 году лодка была выведена из боевого состава в резерв. Несмотря на все старания ветеранов-подводников, пытавшихся сохранить первый атомный подводный ракетный крейсер, утилизирована в 2003.
Позже, один из бывших членов экипажа подлодки ( Владимир Романов ) выкупил рубку К-19. Именно ее установили на берегу Пяловского водохранилища в качестве памятника К-19.
Всего с момента постройки «К-19» прошла 332 396 миль за 20 223 ходовых часа. Выполнила 6 боевых служб общей длительностью 310 суток, осуществила пуск 22 баллистических ракет, провела 60 торпедных стрельб.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: