Описание окружающей местности

Ровно 50 лет назад человечество вступило в эпоху подводных атомных катастроф. 4 июля 1961 года на подводной лодке К-19 произошла авария - вышел из строя один из ядерных реакторов.

 Атомная подлодка К-19 проекта 658М была построена на Северном машиностроительном предприятии, расположенном в городе Северодвинске (Архангельская область), спущена на воду 11 октября 1959 г. и вступила в строй 12 ноября 1960 г.

В июне 1961 г. К-19 включили в состав Северного флота.

К-19 была первой в СССР атомной подводной лодкой, способной нести на борту три баллистические ракеты в ядерном снаряжении. Этим атомоходом, построенным по проекту ЦКБ "Рубин" в рекордно короткие сроки, Советский Союз отвечал на вызов США, уже имевших на вооружении атомную подлодку "Джордж Вашингтон".

 

Основные характеристики :

Тип корабля:                                                  подводная лодка атомная с баллистическими ракетами 1 го поколения

Обозначение проекта:                                  проект 658, 658М, 658С

Разработчик проекта:                                   ЦКБ МТ «Рубин»

Главный конструктор:                                  С. Н. Ковалёв

Классификация НАТО:                                 «Hotel-I», после модернизации в 1968 - «Hotel-II»

Скорость (надводная):                                 18 узлов   (примерно 33 км/ч)

Скорость (подводная):                                 26 узлов   (примерно 48 км/ч)

Рабочая глубина погружения:                     240 м

Предельная глубина погружения:               300 м

Автономность плавания:                            50 суток,
                                                                        15 тыс. миль надводным ходом,
                                                                        30 тыс. миль под водой

Экипаж:                                                         104 человека

Размеры

Водоизмещение надводное:                        4030 т

Водоизмещение подводное:                       5300 т

Длина наибольшая :                                     114,0 м

Ширина корпуса наиб.:                                9,2 м

Средняя осадка:                                            7,5 м

Силовая установка

 2 ядерных реактора типа ВМ-А

Вооружение

Торпедно-минное вооружение                  Носовые ТА: 4 × 533 мм, 16 торпед СЭТ-65, 53-65К и 53-61. Кормовые ТА: 2×400 мм, 6 противолодочных торпед.

Ракетное вооружение                                  Комплекс Д-2 с тремя БРПЛ Р-13 в ограждении рубки.

 

C самого начала лодку преследовал злой рок:

Еще при строительстве в 1959 году при окраске трюмов вспыхнул пожар, два человека погибло, после возобновления покрасочных работ задохнулась женщина-маляр.

В 1961 году при погрузке ракет в шахты один матрос был придавлен крышкой шахты и погиб.

12 апреля 1961 года лодка чудом избежала столкновения с АПЛ USS «Nautilus» SSN-571, но из-за резкого маневра снижения глубины при этом врезалась в дно. Значительных повреждений не было.

4 июля 1961 года — авария кормового реактора: падение давления в первом контуре в результате разрыва в первом контуре импульсной трубки между напорной линией и датчиками. В результате, приборы показали нулевое давление, хотя полного разрыва не было. Устранение аварии впоследствии стоило жизни 8 человек, все остальные члены экипажа получили высокие дозы облучения.

15 ноября 1969 года — столкновение в подводном положении с подводной лодкой ВМС США USS Gato при манёвре изменения глубины с 60 до 90 метров.

24 февраля 1972 года — пожар в 8 и 9 отсеках. Прибуксирована на базу. Погибло 28 человек на лодке и 2 спасателя. 9 матросов пробыли в заточении в 10-м кормовом отсеке 23 дня без света, связи, пищи и со скудными запасами воды, получая из других отсеков только воздух (с перебоями). Все остались живы.

15 августа 1982 года — при ремонте в аккумуляторном отсеке возникла электрическая дуга. Обожжены несколько человек, один из них 20 августа скончался в госпитале.

 Флотские остряки прозвали АПЛ - "Хиросима".

 В 1990 году лодка была выведена из боевого состава в резерв. Несмотря на все старания ветеранов-подводников, пытавшихся сохранить первый атомный подводный ракетный крейсер, утилизирована в 2003.

Позже, один из бывших членов экипажа подлодки ( Владимир Романов ) выкупил рубку К-19. Именно ее  установили на берегу Пяловского водохранилища в качестве памятника К-19.

Всего с момента постройки «К-19» прошла 332 396 миль за 20 223 ходовых часа. Выполнила 6 боевых служб общей длительностью 310 суток, осуществила пуск 22 баллистических ракет, провела 60 торпедных стрельб.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться