Re: ДЫХАНИЕ БОРЕЯ.
09/08/11
10.30 Поздний отбой приводит к позднему подъему и уменьшению светового движения. Хозяин попросился руль на первую половину дня (забегая вперед скажу, что он вел машину весь день, а Олег объявил, что наконец-то у него начался отпуск). Двигаемся в сторону Умбы и дальше на Тоню Тетрину и Варзугу, самые дальние наши точки на Кольском. П о дороге встречаем токующего глухаря и курочку.
Рядом с брошенным домиком лесника встречаем вчерашних ребят с Нивами. Шевроле рассталась с коробкой в одном из бродов, а ведь мы предупреждали что не надо туда лазить в ночь...
Очень быстро лесная дорожка закончилась и мы вышли на асфальт. Заправились в Умбе и мчимся по идеальной дороге вперед на Тоню Тетрину.
17.30 Слегка проскочив нужный нам поворот мы выкатываемся на пляж Белого моря. Сейчас отлив и немного штормит. Песчаный пляж открыт на 100-150 метров, и белые барашки волн спокойно накатывают на него, еще издали захлестывая волну. Прогулка по пляжу недолгая, уходим вглубь леса и быстро приезжаем на стоянку около Тони Тетриной.
Вышедший нам на встречу паренек долго выясняет не будем ли мы против, если экскурсию будет вести он, подросток, а не отец, уехавший по делам в Умбу. Помня по отчетам что сын прекрасно знает всю историю поморов, мы естественно не отказываемся и вдруг оказываемся во временах лопарей, саамов и ненков. Мы посетили и зимнее жилище, увидели скрадок для продуктов (для защиты от куниц и медведя большой ящик ставили на высокие столбы, а от мышей делали специальные зарубки с отрицательным углом.).
Дрова лучше всего хранятся стоя в бревнах в виде остова для яранги. Так их легко достать даже под глубоким снегом, а постоянный ветер не дает развиваться гнили. В небольшом чуме диаметром меньше 2ух метров и печкой посередине могло спать до 8-10 человек одновременно. Они одевали специальные сапоги-чулки из оленьей шкуры с ног оленя и ложились по кругу, оставляя внутри яранги лишь верхнюю часть туловища, а ноги в этих сапогах оставались снаружи.
Отдельного рассказа требуют верования лопарей. Сейд сооружался из выкорчеванной и установленной вверх корнями березы. Она в таком виде очень напоминает голову человека или какого-то идола. За ней ставили сосну, и когда член того или иного клана шел на охоту , то брали пулю, которая при выстреле шамана прошла сквозь сейд и застряла в сосне.
У лопарей был матриархат, и когда мужчина приходил в гости к другому, он всегда смотрел на женщину, а говорил с мужчиной. Это нашло свое отражение и в межрасовых браках. Русские мужчины находили лопарих очень своенравными, тогда как русские женщины охотно выходили замуж за зажиточных лопарей.
Дальнейшая экскурсия привела нас в мир поморов. Суровые условия Севера воспитывают и сильных духом людей. Баркас – член семьи, их никогда не сжигали, а оставляли на берегу доживать свой век. Такие вот остовы являлись и хорошей игрушкой и тренажером для детей. Уже с раннего детства они знали как забираться в лодку, управлять ею, как и из чего она состоит. Петр I выпустил специальный указ о том, чтоб поморов брали только на флот в виду их врожденного знания мореходного дела и полного неумения плавать самостоятельно. Дом помора был разделен на мужскую и женскую половины, т.к. мужчины жили по луне, а женщины по солнцу. В зависимости от прилива и отлива муж выходил на промысел, а с восходом солнца жена занималась домом и хозяйством, огородом и сбором грибов-ягод в ближайших лесах.
В каждом доме было окно, выходящее на море, около которого всегда кто-то сидел и наблюдал (старик или пацан, не могущий пока еще помогать по хозяйству). Вьются чайки над неводом – зашла сельдь, отлив – пора вытаскивать невод, плещется и выпрыгивает рыба – зашла семга. В некоторых домах делалось специальное отверстие и, при заходе семги в сеть, даже немощный старик мог потянуть за веревку и закрыть вход в невод, тем самым отрезав столь ценящуюся добычу.
Можно еще долго пересказывать всю экскурсию, но лучше отправляйтесь туда и прочувствуйте на себе дух терского помора.
Редактировано 1 раз. Последний раз 20.09.2011 22:27 пользователем Сундук и Панда.