Сукино болото [MV/29501]

1967 год. Сукино болото. Вид от Печатников на север. Видно русло реки Нищенки. Сейчас здесь электродепо Печатники, далее станция Южный порт и за ней завод Москвич.
1967 год. Сукино болото. Вид от Печатников на север. Видно русло реки Нищенки. Сейчас здесь электродепо Печатники, далее станция Южный порт и за ней завод Москвич.
Тайник
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Замечательные люди
Исторический
Прогулка
Техноген
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Москва и Московская обл.
Южнопортовый р-н
Ближайший нас.пункт
Москва
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 3
Рейтинг
5.00Нашли: 7
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
1925 год. Станция разгрузки мусора с трамвайной платформы. Территория свалки "Сукино болото".
1925 год. Станция разгрузки мусора с трамвайной платформы. Территория свалки "Сукино болото".
1898 год. Строительство городской канализации.
1898 год. Строительство городской канализации.
1913 год. Станция биологической очистки сточных вод городских боен. 12 шаг.
1913 год. Станция биологической очистки сточных вод городских боен. 12 шаг.
1913 год. Разводная и оросительные канавы на Люблинских полях орошения. Шли через Сукино болото в таком же виде.
1913 год. Разводная и оросительные канавы на Люблинских полях орошения. Шли через Сукино болото в таком же виде.
Автор: Solo
Создан: 18.05.2023
Опубликован: 19.05.2023
(отредактирован: 03.08.2024)

Описание окружающей местности

На старинных картах Москвы в правом нижнем углу бросается в глаза большое пятно с комическим, но неблагозвучным названием — Сукино болото. Хотя этот топоним возник из респектабельного источника, а вовсе не от непорядочных женщин, как думают подростки, изучающие москвоведение в школах Текстильщиков и Печатников. В XVI столетии эти топкие земли принадлежали думскому дворянину Ивана Грозного и основателю Тюмени Василию Борисовичу Сукину. Он и подарил свою фамилию территории, на которой сейчас стоят завод Renault и Южный грузовой порт.

Но название оказалось говорящим. Долгие столетия болото оставалось просто болотом с сочными покосными лугами по краям. В XVII–XVIII веках здесь охотились московские государи. Кто знает, будь здесь посуше, на этом месте мог бы возникнуть островок нетронутой природы вроде Лосиного Острова или, того гляди, Булонского леса в Париже с его атмосферой экзотической сексуальности. Но Сукино болото ждала другая судьба.

В конце XIX века Москва переживала период индустриализации и бурного роста. Плотность населения росла. Сотни тысяч новых москвичей ели (огороды на юго-востоке стремительно расширялись), пили (остро встала проблема питьевой воды) и, не к столу будет сказано, испражнялись. Нечистоты почти до самого конца столетия в Москве удаляли вывозным способом. По улицам ездили подводы с огромными зловонными бочками. Но эта услуга стоила недешево, и многие домовладельцы экономили на ней, спуская свои выделения в водоемы или просто в придорожные канавы. Нечистоты скапливались в выгребных ямах, но проникали сквозь смазанную глиной древесину их стен и засоряли питьевые колодцы. В городе свирепствовали дизентерия и тиф. В конце XIX века власти озаботились созданием системы городской канализации.

Канализацию строили на деньги городского бюджета, и прибыли от нее не ожидалось. Поэтому экономили каждую копейку. Нужно было где-то купить большой участок земли для отвода естественных выделений московских граждан, а земля в ближайшем Подмосковье уже тогда была на вес золота. И тут взгляд отцов города упал на Сукино болото. Это был самый дешевый участок земли такого размера во всей округе — ведь там почти не было ни населения, ни сельскохозяйственных угодий, ни строений. Только торфяники и кочки. Но, несмотря на это, покупка влетела в копеечку: сумма процентов, выплаченных землевладельцам, превысила предусмотренную проектом стоимость устройства канализации. И все-таки поворотным пунктом в судьбе будущего ЮВАО стало это Сукино болото с его пустошами и топкими местами.

Первая очередь московской канализации вступила в строй в 1898 году. Сюда же стали возить и прочий городской мусор. Огромное пространство между нынешними метро «Дубровка», «Волгоградский проспект», «Текстильщики» и «Печатники» превратилось в то, чем не стал архангельский Шиес в наши времена. Сюда даже проложили особую трамвайную ветку, по которой на грузовых платформах возили бытовые отходы и прочий мусор.

В 1911-м газета «Столичная молва» описывала результаты этого урбанистического проекта: «Выехав за Спасскую заставу, вы попадаете в своеобразный мир. Здесь царство отбросов. Унылая изрытая равнина с зараженной почвой, с отравленным воздухом. Даже в морозный день, когда валит хлопьями снег, вы стараетесь спрятать поглубже лицо в воротник, чтобы не слышать этого страшного запаха тления. В царстве отбросов — царство человеческой предприимчивости. Разбросаны по зловонной равнине приземистые заводские здания, высятся красные трубы. Завод альбуминный, клееварный, утилизационный — заводы, перерабатывающие отбросы…  В зловонной атмосфере кипит лихорадочная работа. Здесь же, при заводах, позабыв о свежем воздухе, живут люди, живут годами, с семьями… »

Этот адский мир отходов индустриального города требовал все больше пространства. На юго-востоке от Москвы стали строить поля орошения — систему очистки городских сточных вод. Их остатки до сих пор сохранились в Курьяново. А жители Верхних и Нижних Полей в Марьино обязаны названием своих улиц этому ароматному прошлому. По курортно-дачному направлению развития Юго-Востока был нанесен решительный удар.

Фабрики конкурировали с дачами еще до того, как в эти края хлынули потоки испражнений. Уже в 1840 году очевидец описывал будущие Текстильщики, в которых еще боролись два ландшафта — индустриальный и дачный: «Достигаете вы какого-то странного промышленного городка, столпившегося у плотины озера, и видите направо и налево красивые домики хозяев, с садиками, перемешанные с безобразными фабричными строениями, кривыми, слепыми, безоконными. Бывшее имение распродали по частям, лес вырубили, а в самой усадьбе обосновалась фабрика». Через девять лет после этого некий купец Н. Ф. Китаев купил у местных помещиков землю под строительство наемных дач. Но прогорел. Его конкуренты, немецкие купцы, построили здесь одну за другой бумажно-набивную и текстильную фабрики. Шерстопрядильная и ткацкая фабрики возникли и в паре километров к северу, в Грайвороново. 150 лет назад промышленная буржуазия по всем статьям обыгрывала рантье и спекулянтов недвижимостью. Исторический баланс восстанавливается прямо на наших глазах, когда возникшие на месте тех старинных фабрик огромные заводы постепенно разбираются под жилую застройку.

В 1904 году сама природа высказалась в пользу индустриализации. Над юго-восточным Подмосковьем пронесся смерч, поваливший большинство деревьев между Люблино и Чесменкой. Привлекательность местных дач резко снизилась. В поисках спасения от городского смрада обеспеченные горожане потянулись дальше — в Горки, Малаховку и Кратово. Дачные поселки стали возникать и по другим направлениям расходившихся из Первопрестольной железных дорог. А Юго-Восток стал быстро превращаться в заводскую окраину Москвы.

Окончательно эту тенденцию закрепила советская власть. Она переименовала Сукино болото в болото им. Каменева. А когда Каменев оказался врагом народа, то и вовсе осушило эту древнюю топь. Здесь построили Южный грузовой порт, громадный Завод им. Сталина (затем им. Лихачева) и Автомобильный завод им. Коммунистического Интернационала Молодежи (будущий АЗЛК, а затем Renault). Старинные бойни стали мясокомбинатом им. Микояна, а к югу от него расположились Московский жировой завод и еще десятки предприятий поменьше. В 1930-х, отчитываясь о достигнутых индустриализацией успехах на юго-восточных окраинах Москвы, государственное издательство выпустило книгу с гордым названием «Детройт на Сукином болоте».

В полном соответствии с марксистской доктриной производственный уклад определил собой внешний облик, культуру и историческую судьбу Юго-Востока Москвы. Если американский Детройт стал на рубеже XXI века центром «ржавого пояса» США, то на месте бывшего Сукина болота образовался свой, не менее ржавый пояс пришедших в запустение заводов.

https://moskvichmag.ru

Другие мои городские тайники-прогулки:

Дома СДС

Запомним их такими

Дома на кладбище

Матросская тишина

Нагатинский затон

Краснопрудная

Дангауэровка

Люблино

Лосиноостровск

Русаковская

Шаболовка

Преображенское

Домниковка

Красное село

Образцово-перспективный

Вешняки

Бойня

Рогожская Застава

Беговой

Капотня

Лефортово

Грачёвка-Драчёвка

Лесная

Кожевники

Пресня

Академгородок

Реквием машиностроению 

Реквием машиностроению II

Новокузнецкая

Калитники

Тушино

Реквием машиностроению III

Алексеевское

Реквием машиностроению IV

Крутицы

Первомайская

Земляной Вал

Котельники 

Басманная

Первомайская II

Восточный

Белая Дача

Силикат

Щипок

Косино

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Natic (16.11.2024 23:42:43)
Ужас! Ужас-ужас! 😱 Вот уж сУкино, так сУкино! Лучше и не скажешь! :-))) Ужаса натерпелась в ходе прохождения. Да и неважно, что там сейчас нет болота, совсем нет - благополучно засыпали. Но та атмосфера места и то, что там было раньше - топкое вонючее болото, в котором топили неверных жён и гулящих девок, общегородская даже не свалка, а свалища разного мерзкого мусора и отходов, первая городская канализация - оставили свою несмываемую отметину на этой местности. По крайней мере, во время прохождения маршрута меня не покидало подспудное знание этого и соответствующий настрой. 😲

Давно собиралась на этот тайник. А когда уже готова была прям выйти из дома и поехать в те края в начале зимы этого года, он оказался закрыт - на местности произошли изменения, и автор стал ждать лета для его восстановления.
Сегодня вот выбралась. Не совсем поняла, зачем надо было первый шаг делать на мосту, под которым проходит МЦК - брала я как-то тут уже тайник, приуроченный к станции "Дубровка". Да и изучив источники, что-то не нашла информации, что здесь под мостом было болото (а ведь этому природному явлению посвящён тайник). Вот в районе станции Угрешской, да, располагалось болото.

На втором шаге, когда я фотографировала эти силовые ящики с наклейками (кстати, на одном нужный угол наклейки оторван, хорошо имеется целая наклейка на втором; а ещё там видеокамера вас осматривает), на меня окрысился вышедший охранник: "Чего тут фоткаешь? С какой целью? Шла бы лучше отсюда!" Отвегтила, что лучше бы он не связывался со мной - я - городская сумасшедшая, сбежавшая из филиала психиатрической лечебницы № 1 им. Алексеева. А это как раз было написано на двери дома рядом с мемориальной табличкой про Петра Романова. Он, видимо, так испугался, что больше не приставал ко мне и даже слова не сказал против, когда я сфоткала его на фоне этих ящиков. Вот так! Остерегайтесь! Бойтесь геокешеров! Они зачастую при поиске ответов на виртвопросы очень похожи на городских сумасшедших! 😄

Очень скоро - при проходе по ж/д путям к Южному грузовому порту - мне пришлось испытать ещё несколько неприятных минут, наполненных отчаянным страхом. 😱 Первые десятки метров по этой ветке ещё ничего так, а потом место становится диковатым и глухим. Страшновато и так. И вот именно в этом месте впереди на путях я увидела огромного лохматого пса. Настроен он был явно недружелюбно. Я остановилась и стала думать, что же делать? Поворачивать назад? А как же тайник? Мне повезло, Судьба хранила меня сегодня. Из-за забора, где виднелись здания, кто-то стал свистеть - возможно, подзывая собаку. Псина, поразмышляв ещё некоторое время - не попробовать ли ей меня на зуб - всё же передумала, развернулась и шмыгнула под забор. Я с облегчением вздохнула, мысленно перекрестившись, и продолжила путь.

Идти по путям было так неудобно и даже несколько опасно - старые прогнившие деревянные шпалы, чёрные от времени, были очень скользкие (видимо, чуть раньше прошёл небольшой дождик). Поэтому мне абсолютно не нравилась перспектива идти по ним же к следующему 9-му шагу. Ну, я и не пошла по ним. А села на автобус 790 и, проехав с комфортом три остановки, вышла на нужном переезде.
Здесь опять надо идти по путям до некоего серого ящика у перекрёстного пути. Места сначала тоже глуховатые. Когда со всех сторон осматривала и фотографировала ящик, заметила впереди группу рабочих. "Вот, - думаю, - ведь и повязать могут!" Утром в Новостях как раз показывали, как взяли подозрительного парня, крутящегося у таких же ящиков. Оказалось, доморощенный террорист - за вознаграждение должен был взорвать эти ящики.
Ну, представляете, какое это неслыханно опасное занятие - геокешинг, поиск ответов на виртвопросы! Я же говорю вам ужас! 😱

А дальше мне идти по другой ветке как бы в обратную сторону. Вижу, там три мужика, все в чёрном идут мне навстречу. И кто такие? И что им надо в таком глуховатом месте? Ведь явно не геокешеры! Шли, шли и остановились, присели у путей сбоку, что-то там делают. А уже ранние сумерки спустились. Не видно. А, может, они там путь разбирают, болты выкручивают... А я сейчас мимо них пойду - они меня и огреют чем-нибудь тяжёлым - в таких делах им свидетели не нужны!!! 😱

Подхожу ближе и вижу, что они, нет, не диверсанты и не сборщики металла - выпивают. Меня увидели - и руками замахали - дескать, иди к нам, баба, четвёртой будешь! Ой, свят, свят!
Ну, разошлась я как-то с ними, пожелав хорошо провести время.

А на 11-м шаге, там, где маневровый светофор - глухое место! - на другой стороне ветки вдалеке, сбоку, вижу фигуру идущего мужика. И меня он тоже видит. А сумерки всё сгущаются. И никуда не убежишь. Поравнялся он на той стороне почти со мной, но дальше не пошёл, а сел на бетонные плиты, горкой лежащие, достал из кармана бутылку и стал прямо из горла пить. 🍾🍺
А я давай скорей ходу-ходу, то и дело оглядываясь - не гонится ли за мной? - к последнему шагу. Там, у этого светофора я, почуяв опасность, нашла огромную палку - так с ней и шла до конца маршрута. В случае чего было бы чем отбиваться. Но сердце сжималось, и страх одолевал всё время, пока шла по этому самому длинному отрезку пути по железке - больше километра. 😱 И картина, пейзажи вокруг такие безрадостные и депрессивные - справа сплошной забор, слева - какая-то свалка, склады, промзона, рабочие что-то там вдалеке делают, машины какие-то подъезжают.

До заключительной "жемчужины" маршрута дошла уже практически в темноте. Не поняла, от слова "совсем", зачем надо считать ступени у этой железной лестницы??? 🤷🏼‍♂️

Но кое-что и понравилось. Это Южный грузовой порт. ⛴ 😁Я походила там, посмотрела. Стоят там сейчас, отстаиваются привычные нам и хорошо знакомые прогулочные пароходики - много! А ещё прогулочные катерочки от компании Radisson - красивые, с панорамными окнами. Я видела такие не раз летом на Москва-реке в районе Киевского вокзала - гостиницы "Украина".

А выбравшись по железной лестнице на Волгоградский проспект, доехала до метро "Текстильщики" и дальше ещё на один тайник.
Впечатлени-и-и-и-й! Ой!!!
Decreed (03.08.2024 19:21:14)
Зачёт получен, спасибо.
Solo (03.08.2024 18:16:14)
Solo (11.07.2024 12:08:30)
Aleslav (09.02.2024 22:15:49)
IraAleksandr (06.11.2023 22:00:48)
Solo (17.08.2023 14:32:25)
Мэри Мэкси (17.08.2023 13:48:39)
Арбузик (06.08.2023 19:06:41)
ЖЖ и Chuma (21.07.2023 12:02:10)
mmm1863 (01.06.2023 17:21:03)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.