1967 год. Сукино болото. Вид от Печатников на север. Видно русло реки Нищенки. Сейчас здесь электродепо Печатники, далее станция Южный порт и за ней завод Москвич.
1913 год. Разводная и оросительные канавы на Люблинских полях орошения. Шли через Сукино болото в таком же виде.
Автор: Solo
Создан: 18.05.2023
Опубликован: 19.05.2023
(отредактирован: 03.08.2024)
Описание окружающей местности
На старинных картах Москвы в правом нижнем углу бросается в глаза большое пятно с комическим, но неблагозвучным названием — Сукино болото. Хотя этот топоним возник из респектабельного источника, а вовсе не от непорядочных женщин, как думают подростки, изучающие москвоведение в школах Текстильщиков и Печатников. В XVI столетии эти топкие земли принадлежали думскому дворянину Ивана Грозного и основателю Тюмени Василию Борисовичу Сукину. Он и подарил свою фамилию территории, на которой сейчас стоят завод Renault и Южный грузовой порт.
Но название оказалось говорящим. Долгие столетия болото оставалось просто болотом с сочными покосными лугами по краям. В XVII–XVIII веках здесь охотились московские государи. Кто знает, будь здесь посуше, на этом месте мог бы возникнуть островок нетронутой природы вроде Лосиного Острова или, того гляди, Булонского леса в Париже с его атмосферой экзотической сексуальности. Но Сукино болото ждала другая судьба.
В конце XIX века Москва переживала период индустриализации и бурного роста. Плотность населения росла. Сотни тысяч новых москвичей ели (огороды на юго-востоке стремительно расширялись), пили (остро встала проблема питьевой воды) и, не к столу будет сказано, испражнялись. Нечистоты почти до самого конца столетия в Москве удаляли вывозным способом. По улицам ездили подводы с огромными зловонными бочками. Но эта услуга стоила недешево, и многие домовладельцы экономили на ней, спуская свои выделения в водоемы или просто в придорожные канавы. Нечистоты скапливались в выгребных ямах, но проникали сквозь смазанную глиной древесину их стен и засоряли питьевые колодцы. В городе свирепствовали дизентерия и тиф. В конце XIX века власти озаботились созданием системы городской канализации.
Канализацию строили на деньги городского бюджета, и прибыли от нее не ожидалось. Поэтому экономили каждую копейку. Нужно было где-то купить большой участок земли для отвода естественных выделений московских граждан, а земля в ближайшем Подмосковье уже тогда была на вес золота. И тут взгляд отцов города упал на Сукино болото. Это был самый дешевый участок земли такого размера во всей округе — ведь там почти не было ни населения, ни сельскохозяйственных угодий, ни строений. Только торфяники и кочки. Но, несмотря на это, покупка влетела в копеечку: сумма процентов, выплаченных землевладельцам, превысила предусмотренную проектом стоимость устройства канализации. И все-таки поворотным пунктом в судьбе будущего ЮВАО стало это Сукино болото с его пустошами и топкими местами.
Первая очередь московской канализации вступила в строй в 1898 году. Сюда же стали возить и прочий городской мусор. Огромное пространство между нынешними метро «Дубровка», «Волгоградский проспект», «Текстильщики» и «Печатники» превратилось в то, чем не стал архангельский Шиес в наши времена. Сюда даже проложили особую трамвайную ветку, по которой на грузовых платформах возили бытовые отходы и прочий мусор.
В 1911-м газета «Столичная молва» описывала результаты этого урбанистического проекта: «Выехав за Спасскую заставу, вы попадаете в своеобразный мир. Здесь царство отбросов. Унылая изрытая равнина с зараженной почвой, с отравленным воздухом. Даже в морозный день, когда валит хлопьями снег, вы стараетесь спрятать поглубже лицо в воротник, чтобы не слышать этого страшного запаха тления. В царстве отбросов — царство человеческой предприимчивости. Разбросаны по зловонной равнине приземистые заводские здания, высятся красные трубы. Завод альбуминный, клееварный, утилизационный — заводы, перерабатывающие отбросы… В зловонной атмосфере кипит лихорадочная работа. Здесь же, при заводах, позабыв о свежем воздухе, живут люди, живут годами, с семьями… »
Этот адский мир отходов индустриального города требовал все больше пространства. На юго-востоке от Москвы стали строить поля орошения — систему очистки городских сточных вод. Их остатки до сих пор сохранились в Курьяново. А жители Верхних и Нижних Полей в Марьино обязаны названием своих улиц этому ароматному прошлому. По курортно-дачному направлению развития Юго-Востока был нанесен решительный удар.
Фабрики конкурировали с дачами еще до того, как в эти края хлынули потоки испражнений. Уже в 1840 году очевидец описывал будущие Текстильщики, в которых еще боролись два ландшафта — индустриальный и дачный: «Достигаете вы какого-то странного промышленного городка, столпившегося у плотины озера, и видите направо и налево красивые домики хозяев, с садиками, перемешанные с безобразными фабричными строениями, кривыми, слепыми, безоконными. Бывшее имение распродали по частям, лес вырубили, а в самой усадьбе обосновалась фабрика». Через девять лет после этого некий купец Н. Ф. Китаев купил у местных помещиков землю под строительство наемных дач. Но прогорел. Его конкуренты, немецкие купцы, построили здесь одну за другой бумажно-набивную и текстильную фабрики. Шерстопрядильная и ткацкая фабрики возникли и в паре километров к северу, в Грайвороново. 150 лет назад промышленная буржуазия по всем статьям обыгрывала рантье и спекулянтов недвижимостью. Исторический баланс восстанавливается прямо на наших глазах, когда возникшие на месте тех старинных фабрик огромные заводы постепенно разбираются под жилую застройку.
В 1904 году сама природа высказалась в пользу индустриализации. Над юго-восточным Подмосковьем пронесся смерч, поваливший большинство деревьев между Люблино и Чесменкой. Привлекательность местных дач резко снизилась. В поисках спасения от городского смрада обеспеченные горожане потянулись дальше — в Горки, Малаховку и Кратово. Дачные поселки стали возникать и по другим направлениям расходившихся из Первопрестольной железных дорог. А Юго-Восток стал быстро превращаться в заводскую окраину Москвы.
Окончательно эту тенденцию закрепила советская власть. Она переименовала Сукино болото в болото им. Каменева. А когда Каменев оказался врагом народа, то и вовсе осушило эту древнюю топь. Здесь построили Южный грузовой порт, громадный Завод им. Сталина (затем им. Лихачева) и Автомобильный завод им. Коммунистического Интернационала Молодежи (будущий АЗЛК, а затем Renault). Старинные бойни стали мясокомбинатом им. Микояна, а к югу от него расположились Московский жировой завод и еще десятки предприятий поменьше. В 1930-х, отчитываясь о достигнутых индустриализацией успехах на юго-восточных окраинах Москвы, государственное издательство выпустило книгу с гордым названием «Детройт на Сукином болоте».
В полном соответствии с марксистской доктриной производственный уклад определил собой внешний облик, культуру и историческую судьбу Юго-Востока Москвы. Если американский Детройт стал на рубеже XXI века центром «ржавого пояса» США, то на месте бывшего Сукина болота образовался свой, не менее ржавый пояс пришедших в запустение заводов.
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: