Сукино болото [MV/29501]

1967 год. Сукино болото. Вид от Печатников на север. Видно русло реки Нищенки. Сейчас здесь электродепо Печатники, далее станция Южный порт и за ней завод Москвич.
1967 год. Сукино болото. Вид от Печатников на север. Видно русло реки Нищенки. Сейчас здесь электродепо Печатники, далее станция Южный порт и за ней завод Москвич.
Тайник
Тип: Пошаговый виртуальный
Класс: Замечательные люди
Исторический
Прогулка
Техноген
Координаты
(видны только зарегистрированным пользователям)
Местность
Россия
Москва и Московская обл.
Южнопортовый р-н
Ближайший нас.пункт
Москва
Оценки тайника[?]
Доступность: 1
Местность: 3
Рейтинг
5.00Нашли: 5
Атрибуты[?]
Паспорт тайника
Экспорт точки
Фотоальбом тайника
Показать на карте
Больше карт
Поделиться тайником
1925 год. Станция разгрузки мусора с трамвайной платформы. Территория свалки "Сукино болото".
1925 год. Станция разгрузки мусора с трамвайной платформы. Территория свалки "Сукино болото".
1898 год. Строительство городской канализации.
1898 год. Строительство городской канализации.
1913 год. Станция биологической очистки сточных вод городских боен. 12 шаг.
1913 год. Станция биологической очистки сточных вод городских боен. 12 шаг.
1913 год. Разводная и оросительные канавы на Люблинских полях орошения. Шли через Сукино болото в таком же виде.
1913 год. Разводная и оросительные канавы на Люблинских полях орошения. Шли через Сукино болото в таком же виде.
Автор: Solo
Создан: 18.05.2023
Опубликован: 19.05.2023
(отредактирован: 01.06.2023)

Описание окружающей местности

На старинных картах Москвы в правом нижнем углу бросается в глаза большое пятно с комическим, но неблагозвучным названием — Сукино болото. Хотя этот топоним возник из респектабельного источника, а вовсе не от непорядочных женщин, как думают подростки, изучающие москвоведение в школах Текстильщиков и Печатников. В XVI столетии эти топкие земли принадлежали думскому дворянину Ивана Грозного и основателю Тюмени Василию Борисовичу Сукину. Он и подарил свою фамилию территории, на которой сейчас стоят завод Renault и Южный грузовой порт.

Но название оказалось говорящим. Долгие столетия болото оставалось просто болотом с сочными покосными лугами по краям. В XVII–XVIII веках здесь охотились московские государи. Кто знает, будь здесь посуше, на этом месте мог бы возникнуть островок нетронутой природы вроде Лосиного Острова или, того гляди, Булонского леса в Париже с его атмосферой экзотической сексуальности. Но Сукино болото ждала другая судьба.

В конце XIX века Москва переживала период индустриализации и бурного роста. Плотность населения росла. Сотни тысяч новых москвичей ели (огороды на юго-востоке стремительно расширялись), пили (остро встала проблема питьевой воды) и, не к столу будет сказано, испражнялись. Нечистоты почти до самого конца столетия в Москве удаляли вывозным способом. По улицам ездили подводы с огромными зловонными бочками. Но эта услуга стоила недешево, и многие домовладельцы экономили на ней, спуская свои выделения в водоемы или просто в придорожные канавы. Нечистоты скапливались в выгребных ямах, но проникали сквозь смазанную глиной древесину их стен и засоряли питьевые колодцы. В городе свирепствовали дизентерия и тиф. В конце XIX века власти озаботились созданием системы городской канализации.

Канализацию строили на деньги городского бюджета, и прибыли от нее не ожидалось. Поэтому экономили каждую копейку. Нужно было где-то купить большой участок земли для отвода естественных выделений московских граждан, а земля в ближайшем Подмосковье уже тогда была на вес золота. И тут взгляд отцов города упал на Сукино болото. Это был самый дешевый участок земли такого размера во всей округе — ведь там почти не было ни населения, ни сельскохозяйственных угодий, ни строений. Только торфяники и кочки. Но, несмотря на это, покупка влетела в копеечку: сумма процентов, выплаченных землевладельцам, превысила предусмотренную проектом стоимость устройства канализации. И все-таки поворотным пунктом в судьбе будущего ЮВАО стало это Сукино болото с его пустошами и топкими местами.

Первая очередь московской канализации вступила в строй в 1898 году. Сюда же стали возить и прочий городской мусор. Огромное пространство между нынешними метро «Дубровка», «Волгоградский проспект», «Текстильщики» и «Печатники» превратилось в то, чем не стал архангельский Шиес в наши времена. Сюда даже проложили особую трамвайную ветку, по которой на грузовых платформах возили бытовые отходы и прочий мусор.

В 1911-м газета «Столичная молва» описывала результаты этого урбанистического проекта: «Выехав за Спасскую заставу, вы попадаете в своеобразный мир. Здесь царство отбросов. Унылая изрытая равнина с зараженной почвой, с отравленным воздухом. Даже в морозный день, когда валит хлопьями снег, вы стараетесь спрятать поглубже лицо в воротник, чтобы не слышать этого страшного запаха тления. В царстве отбросов — царство человеческой предприимчивости. Разбросаны по зловонной равнине приземистые заводские здания, высятся красные трубы. Завод альбуминный, клееварный, утилизационный — заводы, перерабатывающие отбросы…  В зловонной атмосфере кипит лихорадочная работа. Здесь же, при заводах, позабыв о свежем воздухе, живут люди, живут годами, с семьями… »

Этот адский мир отходов индустриального города требовал все больше пространства. На юго-востоке от Москвы стали строить поля орошения — систему очистки городских сточных вод. Их остатки до сих пор сохранились в Курьяново. А жители Верхних и Нижних Полей в Марьино обязаны названием своих улиц этому ароматному прошлому. По курортно-дачному направлению развития Юго-Востока был нанесен решительный удар.

Фабрики конкурировали с дачами еще до того, как в эти края хлынули потоки испражнений. Уже в 1840 году очевидец описывал будущие Текстильщики, в которых еще боролись два ландшафта — индустриальный и дачный: «Достигаете вы какого-то странного промышленного городка, столпившегося у плотины озера, и видите направо и налево красивые домики хозяев, с садиками, перемешанные с безобразными фабричными строениями, кривыми, слепыми, безоконными. Бывшее имение распродали по частям, лес вырубили, а в самой усадьбе обосновалась фабрика». Через девять лет после этого некий купец Н. Ф. Китаев купил у местных помещиков землю под строительство наемных дач. Но прогорел. Его конкуренты, немецкие купцы, построили здесь одну за другой бумажно-набивную и текстильную фабрики. Шерстопрядильная и ткацкая фабрики возникли и в паре километров к северу, в Грайвороново. 150 лет назад промышленная буржуазия по всем статьям обыгрывала рантье и спекулянтов недвижимостью. Исторический баланс восстанавливается прямо на наших глазах, когда возникшие на месте тех старинных фабрик огромные заводы постепенно разбираются под жилую застройку.

В 1904 году сама природа высказалась в пользу индустриализации. Над юго-восточным Подмосковьем пронесся смерч, поваливший большинство деревьев между Люблино и Чесменкой. Привлекательность местных дач резко снизилась. В поисках спасения от городского смрада обеспеченные горожане потянулись дальше — в Горки, Малаховку и Кратово. Дачные поселки стали возникать и по другим направлениям расходившихся из Первопрестольной железных дорог. А Юго-Восток стал быстро превращаться в заводскую окраину Москвы.

Окончательно эту тенденцию закрепила советская власть. Она переименовала Сукино болото в болото им. Каменева. А когда Каменев оказался врагом народа, то и вовсе осушило эту древнюю топь. Здесь построили Южный грузовой порт, громадный Завод им. Сталина (затем им. Лихачева) и Автомобильный завод им. Коммунистического Интернационала Молодежи (будущий АЗЛК, а затем Renault). Старинные бойни стали мясокомбинатом им. Микояна, а к югу от него расположились Московский жировой завод и еще десятки предприятий поменьше. В 1930-х, отчитываясь о достигнутых индустриализацией успехах на юго-восточных окраинах Москвы, государственное издательство выпустило книгу с гордым названием «Детройт на Сукином болоте».

В полном соответствии с марксистской доктриной производственный уклад определил собой внешний облик, культуру и историческую судьбу Юго-Востока Москвы. Если американский Детройт стал на рубеже XXI века центром «ржавого пояса» США, то на месте бывшего Сукина болота образовался свой, не менее ржавый пояс пришедших в запустение заводов.

https://moskvichmag.ru

Другие мои городские тайники-прогулки:

Дома СДС

Запомним их такими

Дома на кладбище

Матросская тишина

Нагатинский затон

Краснопрудная

Дангауэровка

Люблино

Лосиноостровск

Русаковская

Шаболовка

Преображенское

Домниковка

Красное село

Образцово-перспективный

Вешняки

Бойня

Рогожская Застава

Беговой

Капотня

Лефортово

Грачёвка-Драчёвка

Лесная

Кожевники

Пресня

Академгородок

Реквием машиностроению 

Реквием машиностроению II

Описание тайника


Поддержи игру!


Сообщить о проблеме с тайником Сообщить об опечатке

Интернет-блокнот

Отметить все Убрать все отметки Распечатать интернет-блокнот тайника Спрятать все Показать все

Aleslav (09.02.2024 22:15:49)
Гуляли здесь сегодня. Интересная прогулка получилась, особенно по территории порта. А вот часть шагов недоступна. Перегон Южный Порт Угрешская больше чем наполовину разобран и значений Ж И И уже не найти. Иногда приходилось идти по глубокому снегу, но так как он был пушистый это было не сильно утомительно. Автозачет. Сергею спасибо
IraAleksandr (06.11.2023 22:00:48)
После прохождения Реквием машиностроению III, решили продолжить прогулку по ж/д. Очень нравиться атмосфера данных мест. Городскую часть прошли нормально, завершив ее очень экстремальной лестницой. А далее жесткая щебенка на ж/д путях которая напомнила тайник "босоногая тропа" - пятки горели даже в ботинках. В порту практически не было людей, спокойно прошли и вернулись обратно. И наверное очень во время посетили данный тайник, с учетом проекта "Москва-сити 2". Маршрут интересный, немного страшно было выходить на действующие развязки (с учетом обстановки) и проходить рядом с действующим метро - поезда быстро и шумно выныривали из тоннеля и мы в этот момент шли по путям еще с большей осторожностью. Насладились атмосферой в полном объеме, огромное спасибо автору!
Solo (17.08.2023 14:32:25)
Мэри Мэкси (17.08.2023 13:48:39)
Арбузик (06.08.2023 19:06:41)
ЖЖ и Chuma (21.07.2023 12:02:10)
mmm1863 (01.06.2023 17:21:03)
Сообщение об ошибке в тексте тайника


Авторизация
E-mail:
Пароль:
Запомнить меня
Входя в игру, я обязуюсь соблюдать Правила
Зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Выбор тайника
Название:
Расширенный поиск

Поиск по сайту
Мини-карта сайта
Геокэшинг в соцсетях

Поддержи игру!

Скачать приложение Геокешинг на Google Play.

Скачать приложение Геокешинг на Apple Store.