Рядом с храмом Петра и Павла в Тобольске разбит небольшой сквер, а в нем расположен памятник величайшему писателю, классику русской литературы, мыслителю Федору Михайловичу Достоевскому. Бронзовая скульптура писателя, сидящего на лавке рядом с раскрытым Евангелием, установлена неподалеку от здания пересыльной тюрьмы на улице Октябрьской, где Достоевский провел 10 дней по дороге на каторгу в город Омск.
Во всяком несчастном видеть брата
Достоевский пребывал в Тобольске менее двух недель. Но в эти дни с ним произошло то, что определило всю дальнейшую жизнь гениального писателя.
В разгар лютой зимы 1850 года, следуя с другими осуждёнными по делу Петрашевского этапом на омскую каторгу, Достоевский с 9 по 20 января провёл в пересыльной тюрьме Тобольска. Здесь, в тюремном замке на квартире подкупленного смотрителя состоялась удивительная встреча молодых этапников с проведшими всю жизнь в Сибири жёнами декабристов - Натальей Фонвизиной, Жозефиной Муравьевой и Полиной Анненковой с дочерью. Здесь, как и другим петрашевцам, Наталья Дмитриевна Фонвизина вручила Достоевскому книгу Нового Завета, с которой писатель никогда более не расставался. Это было первое издание Евангелия на русском языке, выпущенное в 1823 году Библейским Обществом под руководством преосвященного Филарета (Дроздова), будущего Московского митрополита.
4 года Федор Михайлович провел в Омске. Первые два года были для него очень тяжелые. Ему не давали ни читать, ни писать, и тогда он штудировал это Евангелие. У него даже не было карандаша, где-то он ногтем отмечал в этой священной книге какие-то абзацы, строки, делал загибы уголков. Всего он сделал почти 1700 помет.
Тобольское Евангелие прошло с Достоевским каторгу и солдатские казармы, оно было рядом, когда Фёдор Михайлович вернулся в большую литературу, оно свидетель и судья его творческих взлётов и страстных падений. Оно, перечитываемое и толкуемое каждый день, стало его покаянным путеводителем к спасению. С этой тобольской книгой он не расставался до конца дней своих. И уже умирая, попросил жену открыть наугад Евангелие, она прочла строки, из которых стало ясно, что он уходит из жизни.
Всего одна встреча в тюремном замке, и такой протяжный, во всю жизнь, след. Так в первом же, после выхода его из каторги письме, Федор Михайлович спешил поделиться с братом воспоминанием: «Скажу только, что участие, живейшая симпатия почти целым счастием наградили нас. Ссыльные старого времени (т. е. не они, а жены их) заботились об нас как о родне. Что за чудные души, испытанные 25-летним горем и самоотвержением. Мы видели их мельком, ибо нас держали строго. Но они присылали нам пищу, одежду, утешали и ободряли нас». И позднее в «Записках из Мёртвого дома»: «При вступлении в острог у меня было несколько денег; в руках с собою было немного, из опасения, чтоб не отобрали, но на всякий случай было спрятано, то есть заклеено, в переплете Евангелия, которое можно было пронести в острог, несколько рублей. Эту книгу, с заклеенными в ней деньгами, подарили мне еще в Тобольске те, которые тоже страдали в ссылке и считали время ее уже десятилетиями и которые во всяком несчастном уже давно привыкли видеть брата».
Сейчас, зачитанное до истёртостей краёв и сгибов страниц, покрытое отметками ногтей, карандашными и чернильными замечаниями и комментариями, Евангелие хранится в Ялуторовском музее в Тюменской области.
Памятник писателю
Центральным образом скульптурной композиции является выполненная в полный рост фигура создателя «Бесов» и «Братьев Карамазовых», присевшего отдохнуть после тяжелого пути на грубую деревянную скамью. Мятежный взор писателя задумчиво устремлен вдаль, натруженные руки сложены крест-накрест на левом колене. Рядом, на скамье – только что сброшенные кандалы, поверх которых возложено раскрытое Евангелие, подаренное добровольно отправившейся вместе с мужем в тобольскую ссылку супругой декабриста М. А. Фонвизина Натальей Дмитриевной.
"Мне кто-то здесь говорит - у него руки не писателя. Конечно, не писателя: на каторге оттруби-ка 4 года! И вот эта усталость, это его раздумье отражено в скульптуре. Раздумье может быть и в стоящей фигуре, но мне показалась более уместной сидящая фигура. Лавку я придумал, эта такая колода занозистая. Это тоже трагическая деталь", - пояснил свою задумку автор, действительный член Российской Академии Художеств Михаил Переяславец.
Идея воздвигнуть скульптуру возникла у руководителя Общественного благотворительного фонда «Возрождение Тобольска» Аркадия Григорьевича Елфимова, который обратился к будущему автору памятника Михаилу Переяславцу. Эта идея возникла давно, но только в 2007 г. она получила физическое воплощение. Благотворительный фонд также и финансировал эту работу. Памятник был открыт 29 октября 2010 г
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: