Автор: Звезда
Создан: 20.05.2018
Опубликован: 20.05.2018
(отредактирован: 07.04.2024)
Компаньоны: Семья Тумановых
Описание окружающей местности
Тайник создан на месте невинно убиенного тайника G-H " Прогулка по Романовской дороге [MS/6068]"
При поиске информации в интернете, сразу нашла ту же статью, которую использовал G-H, её и оставила. Ссылка на источник информации приведена ниже.
Романовское шоссе — одна из самых красивых дорог Крыма, из 60 километров дороги 45 проходит по территории заповедника. Это самая высокогорная дорога Крыма с асфальтовым покрытием (высшая точка шоссе — Никитский перевал 1448 м).
Проезд по дороге разрешён только с сопровождающим из числа сотрудников заповедника, получив пропуск в администрации заповедника в Алуште (без сопровождающих только до Косьмо-Дамиановского монастыря).
История строительства
История возникновения Романовской дороги в Крыму начинается задолго до ее создания. Весь уклад жизни императорской семьи вел к тому, что не построить эту дорогу просто не могли. Союз Романовых с Крымом предопределил рождение прекрасной горной дороги, проходящей мимо самых высоких вершин Крыма.
После Крымской войны в 1857 г. при источнике Косьмы и Дамиана, вода которого с давних времен считалась исцеляющей от всех болезней, создается Косьмо-Дамиановский монастырь. А в начале 1880-х гг. в 60-70 саженях от монастыря по приказу императора Александра III - набожного человека и большого любителя охоты - был построен царский охотничий домик на 8 комнат: гостиная с кабинетом, спальня, две комнаты для прислуги, буфетная и ванная. Вслед за царем и его свитой монастырь и источник начинают посещать все больше людей. Здесь создаются купальни для омовения в водах источника и гостиница для паломников.
В 1896 г. удельное ведомство объявило эту местность «собственным уделом охоты царя». С 1910 г. к царскому домику, а значит, и к монастырю стали прокладывать улучшенные грунтовые дороги от Ялты, Алушты и важнейших охотничьих мест. По примеру деда и отца сюда неоднократно приезжал Николай II. Он посещал как охотничьи угодья, так и Косьмо-Дамиановский монастырь. Последняя российская царица — Александра Федоровна, надеясь на чудо, облюбовала целебный источник для лечения больного гемофилией царевича Алексея. Однако проезд из имения «Ливадия» за Ялтой до монастыря через Алушту был довольно долог и обременителен.
В эти же годы лесничий Южнобережского лесничества А. Ф. Скоробогатый инициирует постройку дороги из Массандры на Никитскую яйлу с целью ее облесения.
К постройке приступили в 1910 г. В этом же году был закончен участок дороги от ворот лесничества до Грушевой поляны протяженностью 3 версты. В 1911 г. соорудили следующие 3 версты дороги, и в 1912 г. было открыто движение до Красного Камня.
Строительство этой дороги открывало перспективы для последующего, более грандиозного проекта: сократить путь императорской семьи к монастырю и царскому домику, минуя Алушту, напрямик через Никитскую яйлу.
В конце 1911 г. министерство императорского двора, предложило лесному ведомству взять в свои руки сооружение шоссейной дороги, пригодной для автомобильного движения от Красного Камня до царского охотничьего домика и вопрос был решен положительно. При проектировании направления дороги приняли во внимание экономические интересы местности и лесного хозяйства, а также то, что дорога будет сооружена в самый короткий срок.
В постройке горной дороги были заинтересованы все участники соглашения. Министерству императорского двора она была нужна как кратчайшее и наиболее удобное сообщение имения «Ливадия» с районом царской охоты, расположенным в верховьях Альмы. Лесному департаменту — для ухода за лесными массивами Султанской и Бешуйской казенных лесных дач и вывоза оттуда продукции для нужд губернии.
Первоначальный вариант строительства дороги, пролегавшей на протяжении 16 верст по яйле, хозяйственного значения не имел. К тому же оставшиеся 13,6 версты приходились на сплошной спуск к монастырю по крутому склону ущелья, что для движения в одну сторону еще пригодно, но в обратную — довольно тяжело.
Необходим был другой вариант, и решение нашли — провести дорогу по северным склонам главной гряды, через вековые лесные массивы, что отвечало интересам лесного департамента. К тому же этот путь был короче на 7 верст, а, следовательно, дешевле на 60 000 рублей.
Эта дорога впоследствии должна была соединить казармы, кордоны, усадьбы лесничеств, Чучельский зверинец с главной магистралью.
Строительство началось в первых числах мая 1912 г. вслед за утверждением окончательного проекта, еще по последним остаткам снега.
Почти на всем протяжении дороги попадались скалистые, каменистые и щебенистые грунты, сильно затруднявшие разработку. На крутых склонах приходилось во многих местах срезать большие участки земли или устраивать подпорные стены, камень для которых находился поблизости. В отдельных случаях пригодный камень привозили за несколько верст на лошадях и вьючных ослах.
Отдаленность строительства от жилья и отсутствие сообщений затрудняли подвозку провизии для рабочих и строительных материалов, добыть которые на месте было нельзя. Цемент, песок, железо и прочее доставлялось к месту работы лошадьми и ослами.
Суровые климатические условия яйлы обусловливали большую текучесть рабочей силы и требовали постоянной заботы о пополнении артелей новыми добровольцами.
Общая стоимость самого трудного участка дороги Красный Камень — царский домик составила 200 000 рублей.
23 октября 1913 г. (по старому стилю) с первым проездом Николая II от начального пункта в Южнобережском лесничестве до конечного — царского охотничьего дома Романовская дорога открыта для сквозного проезда. А уже к апрелю 1914 г. были телефонизированы царский охотничий домик, монастырь, казармы Бешуйского лесничества, казенные дома Алабач, Красный Камень и усадьбы лесничеств. Несколько позднее устроена сеть подъездных дорог к Романовскому шоссе.
О том, с какой основательностью и тщательностью сооружена эта дорога, свидетельствует хотя бы тот факт, что долгие годы она была пригодна для автотранспорта и ни разу с 1913-го до 1957 г. не ремонтировалась. И сейчас от бывшего царского домика до реки Альма проходит старый, заброшенный участок, видимо, соединяющий ранее этот домик с дорогой на Алушту. По нему давно никто не ездит, его давно не ремонтируют, но очутившись здесь и отстранившись от окружающей действительности, словно погружаешься в те давние времена.
Романовская дорога, причудливо петляя, заползает от Массандры по горным склонам сквозь вековые сосновые леса, мимо ущелья Уч-Кош (где даже летом внизу ущелья можно увидеть снег), к кордону «Красный Камень» (название от моха, растущего на камнях красного оттенка) - оттуда открывается потрясающая панорама Ялтинского амфитеатра. Стелется по Никитской Яйле, пролегая неподалеку от Беседки ветров, парящей над Гурзуфской долиной, и огибает самую высокую вершину Крыма - гору Роман-Кош (1545 м над уровнем моря), а за Чучельским перевалом стремительным серпантином сбегает вниз к священному покою Косьмо-Дамиановского монастыря.
Романовская дорога, уже модернизированная и асфальтированная, по-прежнему служит людям. 4 ноября 2018г. ей исполнится 105 лет.
Сегодня практически вся Романовская дорога находится на территории Крымского заповедника. В этих местах можно увидеть многое: от степных роз, крымской орхидеи, магнолии до цветка купины неопалимой (ясенец голостолбиковый), который славится своей хищностью (прикосновение к коже человека листьями, цветком или стебельком уже через три часа вызывает ожоги). Если внимательно смотреть под ноги, то можно встретить ящерицу, занесенную в Красную Книгу. Невозможно не заметить множество красивейших бабочек. Также велика вероятность встречи с крымским благородным оленем, европейской косулей, диким кабанчиком и многими другими обитателями заповедника.
Романовская дорога еще никого не оставляла равнодушным. Ее нужно увидеть. Хотя бы один раз в жизни.
ВНИМАНИЕ !!! В связи с тем, что Романовская дорога находится на территории Крымского заповедника, официальный доступ на неё ограничен и возможен только при оформлении специального разрешения в сопровождении сотрудника заповедника. Также возможно посещение заповедника в составе экскурсии, организация которых проводится экскурсионными бюро в Алуште и Ялте. Правила посещения заповедных территорий строго регламентируется Федеральным законом от 14.03. 1995г. №33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях». Оформление разрешения проводится на кордоне Узень-Баш
координаты:N 44° 41.488' E 34° 19.159'
Администрация заповедника находится в г. Алушта, по адресу ул. Партизанская д. 42,рядом с тайником «Музей природы и дендрозоопарк в Алуште».
Популярность Крымского природного заповедника растет с каждым годом. Но Лимиты на посещение заповедника ежегодно утверждаются Рескомом природы РК, поэтому количество экскурсий ограничено. Предварительную заявку оформляют по телефону +7(978)084-29-18 за 10 дней до планируемого посещения. Сайт заповедника http://zapovednik-crimea.udprf-crimea.com
Если нашли опечатку в описании тайника, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить автору и модератору.
Использование материалов сайта только с разрешения автора или администрации, а также с указанием ссылки на сайт. Правила использования логотипа и названия игры "Геокэшинг". Размещение рекламы | Авторское право Геокэшинг в соцсетях: