Описание окружающей местности

 20 февраля 2020 года в целях увековечения подвига тружеников тыла во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов Государственная Дума РФ приняла закон «О почётном звании Российской Федерации «Город трудовой доблести». 26 февраля его одобрил Совет Федерации, а 1 марта подписал президент РФ Владимир Путин.
 Звание «Город трудовой доблести» присваивается указом президента Российской Федерации городу, жители которого внесли значительный вклад в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, обеспечив бесперебойное производство военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, располагавшихся на территории города, и проявив при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность. В городе, удостоенном почётного звания, устанавливается стела с изображением герба города и текстом указа Президента Российской Федерации о присвоении городу этого звания, а также проводятся публичные мероприятия и праздничные салюты 1 мая (Праздник Весны и Труда), 9 мая (День Победы), а также в День города.
 С 2020 года по настоящее время вышло пять указов о присвоении званий «Город трудовой доблести» – всего их удостоены 70 населённых пунктов.

 2 июля 2020 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о присвоении почётного звания «Город трудовой доблести» 20 городам. В перечень вошли: Боровичи, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Иркутск, Казань, Магнитогорск, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новосибирск, Омск, Пермь, Самара, Саратов, Томск, Ульяновск, Уфа, Челябинск и Ярославль.
 20 мая 2021 года указом главы государства почётное звание было присвоено 12 городам: Барнаулу, Каменску-Уральскому, Кирову, Коломне, Комсомольску-на-Амуре, Красноярску, Магадану, Пензе, Рыбинску, Северодвинску, Тюмени, Чебоксарам.
 10 сентября 2021 указом президента РФ почётное звание было присвоено ещё 12 городам: Алдану, Бологому, Воркуте, Дзержинску, Кемерову, Костроме, Лысьве, Мончегорску, Охе, Ступину, Сызрани и Чите.
 15 ноября 2022 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о присвоении почётного звания «Город трудовой доблести» Астрахани, Вологде, Горловке, Златоусту, Каспийску, Луганску, Норильску, Орску и Якутску.
 11 сентября 2023 года президент присвоил почётное звание «Город трудовой доблести» ещё десяти городам РФ. Это города: Владимир, Воткинск, Находка, Новомосковск, Подольск, Прокопьевск, Рубцовск, Рязань, Улан-Удэ, Ханты-Мансийск.
 15 января 2025 года почётное звание присвоено городам Верхняя Пышма, Зеленодольску, Ишимбаю, Кургану, Ленинску-Кузнецкому, Миассу и Салехарду.

 10 декабря 2025 года в столице Югры в честь 95-летия региона состоялось открытие стелы «Ханты-Мансийск – город трудовой доблести». Торжественное событие состоялось в год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, Год Защитника Отечества в России и Год исторического наследия в Югре. В церемонии участвовали  представители семей тружеников тыла, работавших на предприятиях в годы Великой Отечественной войны, кадеты и юнармейцы, представители ветеранских организаций, волонтёрского и добровольческого движений, администрация. В ходе торжественной церемонии югорчане присоединились к всероссийскому проекту и заложили «Капсулу Победы», содержащую материалы о вкладе земляков в Победу, и видеопослание потомкам от ветеранов и тружеников тыла.

 Памятный монумент установили рядом с местом, где в годы войны находился кирпичный завод, работавший на нужды фронта. Высота стелы – 28,6 метра. Нижняя её часть выполнена в благородном граните, а верхняя – из нержавеющей стали с использованием светодиодной подсветки и закалённого стекла, обеспечивающего эстетичность и долговечность комплекса. Наверху – герб Ханты-Мансийска, а у подножия – текст Указа президента России. Важным элементом композиции является мозаичное панно на трёх пилонах, выполненное в традициях советского искусства. Каждое панно – отдельная история трудового подвига. На одном – дети блокадного Ленинграда, которых приняли и выходили в Самарово. На другом – благодарственная телеграмма Сталина работникам леспромхоза, которые собрали 188 тысяч рублей на строительство самолётов и выпускавшим авиафанеру и лыжный брус. Ещё один сюжет – вклад югорчан в создание танковой колонны «Омский колхозник».

 Весть о нападении фашистской Германии собрала жителей посёлка Ханты-Мансийск и соседнего села Самарово возле громкоговорителей воскресным днём 22 июня 1941 года. А утром в понедельник газета «Сталинская трибуна» разразилась заголовками о волне митингов в трудовых коллективах. Рабочие и колхозники были глубоко возмущены жестокостью агрессора, клялись «разгромить фашистских псов», давали обещания сплотиться ради победы над врагом и помогать Красной армии в тылу. 4500 человек приняли резолюцию, в которой говорилось:
 «Мы, рабочие, колхозники и советская интеллигенция вместе со всем советским народом заверяем нашу партию, Советское правительство, что все как один грудью встанем на защиту нашей великой Родины. Мы торжественно обещаем работать так, чтобы крепкий и могучий тыл обеспечивал нашей славной Красной Армии решительную победу над врагом».

 Во время войны рыбная промышленность на западе СССР была фактически парализована из-за оккупации, и огромная нагрузка легла на рыбозаводы Югры. В статье «Сталинской трибуны» от 23 июня 1941 года написано: «Рабочие Самаровского консервного комбината 22 июня на митинге трудящихся села Самарово взяли на себя обязательство вырабатывать не менее 45 тысяч банок консервов за смену».
 Постановлением Совета народных комиссаров 27 января 1943 года был создан Ханты-Мансийский рыбный трест. К концу войны он объединил 12 рыбозаводов, консервный комбинат и консервный завод. Предприятие, кроме консервов, поставляло на фронт солёную, вяленую и копчёную рыбу, рыбную муку и дроблёную рыбью крупу, технический жир и клей. Если в довоенном 1940 году добыто 134,6 тысячи центнеров рыбы, в 1941 – уже 148,3. Стахановские рекорды продолжали бить и дальше: в 1942 году добыли 233,4 тысячи центнеров рыбы, в 1943 – 311, в 1944 – 247,3, в 1945 году – 170,7. В пересчёте на консервы – это 32 млн банок.
 Комбинат поставлял продукцию как для нужд фронтовиков, так и для тружеников оборонных предприятий страны. Каждая вторая банка рыбных консервов на фронте была югорской. Особенно солдаты ценили карася с гречкой, а в ассортименте комбината были ещё и язь, и щука, и осётр. Разделка рыбы и весь заготовительный процесс проходил вручную. Помидоров не было – вместо томатного соуса консервы заливали клюквенным.
 К тяготам войны добавилось стихийное бедствие – пришла «большая вода». В архивах хранятся воспоминания жительницы Самаровского района Клавдии Ларюшкиной: «Положение усугублялось небывалым наводнением 1941 года, которое нанесло огромный ущерб – разрушило хозяйственные постройки, жилые дома, затопило приусадебные участки, поля и сенокосные угодья».
 Тяжелейший труд лёг на плечи женщин, стариков и подростков. Отец Валентины Ахтямовой работал на рыбокомбинате, а когда он ушёл на фронт, на завод устроилась Валентина Ивановна. Она делится воспоминаниями о том, как не хватало топлива, и они – девочки-подростки – брали мешки, топор и отправлялись в лес корчевать пни и рубить сухостой. Старшие школьники на рыбзаводе были основной рабочей силой. «Помню, в цехе стоят огромные чаны с солёной рыбой. Мы, подростки, стоим по бортам чана и вылавливаем рыбу, вешаем её для сушки и отправки на фронт. На поверхность чана всплывали кишки, жир. Нам разрешали отходы брать домой поочередно. А дома мама вытапливала из них рыбий жир – основной продукт для питания и освещения. До сего времени помню слова «горбуша». Это не рыба и не кусок хлеба, а небольшие фанерные ящики, которые надевались на плечи подростков, и они в них носили соль и рыбу при погрузке и разгрузке судов. Меня, видимо, жалели бригадиры, и я стояла у весов, страшно переживая, чтобы не ошибиться при взвешивании».

 На максимальные темпы работы перешёл во время войны и Ханты-Мансийский леспромхоз. «Не уходить из леса, не выполнив нормы» стало девизом работников лесного хозяйства. Древесина шла на производство авиационной фанеры, лыж, ящиков для патронов, прикладов для винтовок. В посёлке была построена спичечная фабрика. В 1943 году ЛПХ освоил производство ружейных болванок (ложе для винтовок и автоматов). Кроме заготовок и вывоза древесины, возросли добыча живицы, скипидара, дёгтя, изготовление хвойной настойки, сбор лесных ягод и лекарственных растений.
 Всё это заготавливали в тяжёлых северных условиях – вручную с применением конной тяги, без единого трактора на делянке. «Бездорожье, тучи насекомых, передвижение на лодках и марш-броски по тайге пешком... Но такое было время и такие люди, что выше личных интересов ставили интересы страны», – вспоминают хантымансийцы.
 Леспромхоз пять лет подряд был победителем всесоюзного соревнования «Больше леса – Родине!». В апреле 1945 года посёлок получил на вечное хранение Красное знамя Государственного комитета обороны. Всего за годы Великой Отечественной войны фронту было поставлено 900 тысяч ружейных болванок, 25 тысяч кубометров авиафанеры, семь тысяч кубометров авиасосны, 17 тысяч кубометров кедра и 234,4 тысячи кубометров других материалов.

 К 1943 году добыча пушнины в Ханты-Мансийском национальном округе резко сократилась, так как охотники ушли защищать Родину. При этом её заготовка для страны приобрела оборонное значение – мех шёл в оплату поставок по ленд-лизу. И уже к 1944 году отцов и старших братьев на охотничьих тропах сменили подростки. Уходили они от дома далеко, за десятки вёрст, ставили силки и капканы. Шкуры и мясо убитых животных сдавали государству. За четыре года Великой Отечественной войны, по данным окружного исполнительного комитета депутатов, охотники добыли пушнины на 20,8 млн советских рублей (в пересчёте на нынешний курс – порядка 2,5 млрд). В конце войны в округе работало семь комсомольских бригад – 467 парней и девушек было занято на охотничьих промыслах. Пушнину сдавали в окружную контору «Заготживсырьё». Охотились на белку, выдру, горностая, соболя, лисицу, колонка и водяных крыс. За сданную пушнину давали талоны на продукты. Детям объясняли, что пушнина идёт на покупку танков и самолётов.
 Газета «Сталинская трибуна» в 1942 году опубликовала заметку о Марии Загваздиной: «В IV квартале ею сдано цветной пушнины государству на 560 рублей и боровой дичи более чем на 150 рублей. Кроме того, Мария Гордеевна забила двух лосей, мясо которых она также сдала государству». В 1943 году 12-летние Вася Сирин и Сева Бочкарёв за три дня добыли и сдали в пункт конторы 59 белок, 6 глухарей и 12 рябчиков, а к годовщине Великой Октябрьской революции – 260 беличьих шкурок. 73-летняя Евдокия Булатова сдала в «Заготживсырьё» 485 крыс. В заметке от 25 июня 1944 года написано: «Охотники Самаровской районной конторы Заготживсырьё (директор товарищ Кузьмин) добились отличных показателей в соревновании на досрочное выполнение полугодового плана пушных заготовок. Задание первого полугодия ими перекрыто к 20 июня на 65 процентов. Самаровская райконтора заняла первое место среди других районных контор округа. В текущем квартале охотниками сдано государству одних только шкурок водяных крыс свыше 150 тысяч штук. Охотники прочно удерживают переходящее Красное Знамя областной конторы и обкома союза кожевников».

 Хантымансийцы отказывали себе в самом необходимом, помогая советскому солдату. Учреждённый осенью 1941 года народный Фонд обороны жители пополняли кто чем мог: деньгами, фамильными ценностями, трудоднями. Существовала добровольно-обязательная подписка граждан на государственные военные займы, продавались билеты денежно-вещевых лотерей. Политрук отдела НКВД Зеленин в январе 1943 сообщил газете о внесённых 9883 рублях наличными, из которых 600 заработаны на воскресниках. «На 62050 рублей сдано облигаций государственных займов. В действующую Армию отправлено пять посылок с подарками и одна – в партизанский отряд». Сотни рублей переводили жёны начсостава Красной Армии, жившие в посёлке. В сводке сохранились фамилии: товарищ Соколова внесла 500 рублей, Вандакурова – 400, Тонкова и Баловинцева – по 200 рублей каждая. На постройку самолётов «Боевая подруга – фронту» ими было собрано 3350 рублей.

 Огромный вклад в общее дело Победы внесли колхозники округа. В фонд здоровья Красной Армии сдано более 300 тысяч литров молока. «Отправлено в Красную армию 6386 тёплых вещей и 874 посылки. В фонд шефства над Запорожской областью собрано 640 тысяч рублей деньгами и облигациями госзаймов, выделено 992 головы крупного рогатого скота, 256 рабочих лошадей и жеребят, 756 овец и свиней», – отчитывался на партийной конференции секретарь окружкома ВКП(б) Кулагин.

 На плечи жителей легло не только бремя тяжёлого труда в условиях ограниченных ресурсов. Население постоянно пополнялось за счёт эвакуированных и спецконтингента. В Югру были эвакуированы дети из блокадного Ленинграда, ссыльные немцы из Ленобласти и калмыки. Не хватало продуктов, медикаментов, одежды, обуви и топлива. Жители страдали от туберкулёза, цинги, простуды и желудочно-кишечных инфекций. Нормы снабжения по карточкам постоянно менялись, но в среднем рабочий рыбзавода получал в день полкило хлеба, иждивенцы – всего 300 граммов.

 Госархив Югры хранит воспоминания хантымансийцев о победном мае 1945. В начале месяца в посёлке прошли традиционные первомайские митинги, продолжались сборы средств и велась активная кампания по привлечению к четвёртой денежно-вещевой лотерее. Голос Юрия Левитана, объявивший о Победе, разбудил всю страну. Измождённые тяжким трудом жители, как и в июне 1941 года, собрались на митинги, но теперь уже со слезами радости на глазах.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться