Описание окружающей местности

Все местные жители, как и большинство гостей города, видели остров напротив Адмиралтейской площади, именно там, где стоит копия петровского корабля Гото Предестинация. Некоторые экскурсоводы рассказывают, что именно на этом острове в свое время стоял Петровский цейхгауз. На самом деле, это совсем не так. Тот самый остров находился немного севернее современного Петровского острова. Согласно архивным источникам, цейхгауз, ставший к концу XIX века яхт-клубом, располагался «против церквей Успенской и Иоанна Богослова» (не сохранилась, ориентиром её былого расположения может служить перекрёсток улиц Чернышевского и Софьи Перовской). При заполнении водохранилища в 1972 году остров с руинами цейхгауза (яхт-клуба) был затоплен, а тот остров, который мы можем наблюдать сегодня, в те годы еще не существовал, он более современный, намывной.

История цейхгауза подробно и ёмко изложена в труде воронежского историка и краеведа Н. А. Комолова, который с небольшими дополнениями позволю себе здесь привести.

***

Цейхгауз Петра I за два с половиной века своего существования стал неотъемлемой частью приречного ландшафта города Воронежа, хотя и не всегда воспринимался со священным историческим трепетом как памятник петровских деяний. Этот значительный по размерам адмиралтейский склад был построен в 1697-1698 гг., имел в длину 60 метров, а в ширину – 18,5-19 метров. Толщина стен фундамента составляла 4,3 метра. Впервые цейхгауз был изображен в 1703 г. на рисунке голландского путешественника Корнелия де Бруина. Первые два его этажа были кирпичные, третий, разобранный в 1780 г. – деревянный. На складе хранились оружие, амуниция, провиант, денежная казна, а также приказное делопроизводство.

После завершения воронежского кораблестроения в 1711 г. внимание к цейхгаузу ослабло и как следствие его техническое состояние ухудшилось. Основную проблему представляли подтопление здания во время половодья и протекающая кровля, из-за чего стены, полы и само содержимое склада постоянно пребывали в сырости. А ведь здесь наряду с прочими материалами стояли сундуки со старыми делами, в том числе вывезенными из Азова и Таганрога после Прутского мирного договора с турками. Воронежские губернаторы и вице-губернаторы второй четверти XVIII в. (Иван Лихарев, Егор Пашков и др.) неоднократно доносили в Сенат о плачевном состоянии цейхгауза и просили выделить средства на ремонт. Ведь прочные стены делали это здание довольно надежным городским хранилищем.

Принимая во внимание, что цейхгауз стоит «не в способном месте», руководство губернии в начале 1740-х гг. поставило вопрос о его переносе на другую сторону реки. При этом выдвигалась идея из оставшегося после разбора здания кирпича и железа построить различные казенные сооружения, в частности новую губернскую канцелярию, казнохранилище, архив, военные склады.

В июне 1745 г. во время урагана крыша цейхгауза обвалилась, отчего проломился потолок. В это время в нем было 10 «покоев» (помещений). В 1747 г. была составлена и отправлена в Сенат смета на ремонт, предусматривавшая расходы до 2000 рублей. В следующем году в Воронеже случился грандиозный пожар, на цейхгаузе сгорел и обвалился потолок. Но склад устоял, поскольку солдаты успели вывезти отсюда не только жалованье и полковые знамена, но и ящики с порохом, не допустив взрыва. Также удалось во многом сохранить и архив, особенно дела Азовской приказной палаты, который затем был вновь возвращен на хранение в цейхгауз.

В 1750 г. находящийся в губернском центре «для учинения по городу Воронежу в регулярном строении плана» кондуктор Воробьев составил смету, согласно которой на починку и покрытие цейхгауза было необходимо материалов на 907 руб. 98 коп. 24 января 1751 г. состоялся указ Военной коллегии канцелярии Главной артиллерии и фортификации с предписанием отремонтировать цейхгауз Главному комиссариату за половину суммы от сметы. Но это учреждение вообще посчитало достаточным оставить шесть «палат» (для хранения сукон и каразеи, принимаемых  от  воронежских  фабрикантов,  а  также  пороха,  амуниции, «мундирных вещей», знамен Елецкого пехотного полка), а остальные помещения отдать Штатс-конторе для подушной подати, собираемой с Воронежской провинции. Поскольку в Воронеже по штату артиллерии содержать не положено, в цейхгаузе для «пушечного» ведомства «нужды не состоит». После строительства в 1788-1795 гг. на Большой Дворянской улице зданий для губернских присутственных мест, туда и перенесли сундуки со свитками, которые позже обнаружил Н.И. Второв.

Утрата интереса военного ведомства к петровской постройке пагубно отразилась на ее состоянии. Сыграло негативную роль и то, что остров, на котором находился «оставшийся от времен государя императора Петра Великого» цейхгауз, перешел в частную собственность. Генеральное межевание этой территории было произведено в 1777 г. землемером первого класса ротмистром Михаилом Хомяковым. С конца XVIII в. остров более 35 лет принадлежал одной семье. Об этом свидетельствует межевое дело, сохранившееся в фондах областного краеведческого музея. 25 февраля 1798 г. коллежский советник Иван Якимов купил у одного из князей Гика 9 десятин 1100 квадратных саженей земли, заключающейся «в особом острове» на р. Воронеж. Затем по дарственной записи от 8 августа 1804 г. этот участок перешел к его жене коллежской советнице Елизавете Казьминой. После ее смерти по наследству остров в числе прочего недвижимого имения получил отставной полковник Петр Иванович Якимов.

В 1812 г., по утверждению историка Г.М. Веселовского, цейхгауз был продан с публичного торга за 12000 рублей частному лицу на слом, но согласно преданию, из-за прочности разломать его не удалось. Последствия этого неудачного варварства можно увидеть на рисунке, сделанном в 1820-е гг. с натуры писателем, журналистом, художником, первым издателем журнала «Отечественные записки» Павлом Петровичем Свиньиным (1787-1839). Рисунок изуродованного непокрытого цейхгауза из альбома «Путешествия по России» сохранился в отделе изобразительных материалов Государственного исторического музея.
Интерес власти к цейхгаузу проявился лишь после того, как у регионального руля стал губернатор Дмитрий Бегичев. В комплексе утвержденных Николаем I мероприятий по увековечению памяти императора Петра Великого его воронежское детище ожидали радужные перспективы. В цейхгаузе планировалось создать музей царя и устроить первую в России домовую церковь во имя только что канонизированного епископа Митрофана.

Любопытная история по этому поводу:

В 1834 г. любители памятников старины пошли с ходатайством к царю. В мае последовал указ: приобрести здание известное в Воронеже под названием цейхгауз, проданное с торга в 1812 году в частные руки. Комнату, где была рабочая палата Петра, отделать во вкусе его времени и собрать в ней предметы, принадлежащие лично государю. С разных мест России начали поступать деньги в Воронежский особый комитет. Однако восстановительные работы шли медленно. За три года ухлопали 37 тысяч, а здание стояло еще без кровли. Воронежский епископ Антоний создание музея считал ненужной затеей и молотил свою копню. Втайне от местных властей он ходатайствовал перед Святейшим Синодом отдать весь верхний этаж под храм святого Митрофания. Не дожидаясь ответа, Антоний приказал привезти из города Павловска иконостас, сделанный при Митрофане, и установить его в цейхгаузе.

Начался тихий скандальчик между городским головой и епископом. Губернатор предложил выход из создавшегося положения: пусть-де епископ даст деньги из своей церковной казны на кровлю, и вопрос будет решен. Антоний согласился. В ночь на 23 ноября поднялась сильная буря и сорвала крышу с цейхгауза, повредив при этом часть здания и разрушив митрофановский иконостас. По странному стечению обстоятельств в тот же день в 1703 году умер первопрестольник, в честь которого отвоевывался второй этаж цейхгауза. Потрясенный неожиданным явлением природы, Антоний заболел и умер.

1 ноября 1834 г. П.И. Якимов продал остров с цейхгаузом в собственность города, а 12 марта 1835 г. воронежский уездный землемер титулярный советник Николай Елисеев приступил «к отводу и формальному отмежеванию» острова. К нему в помощь «для законных содействий» был определен дворянский заседатель Воронежского земского суда Верещагин. В качестве понятых выступали десять однодворцев слободы Придачи Воронежского уезда. При этом сам полковник П.И. Якимов находился в Петербурге, поэтому свою подпись в полевом журнале не поставил. Любопытно упоминание о сохранности межевого столба, поставленного в 1777 г. землемером М. Хомяковым, и «пред ним с левой стороны вырытой указной меры градской межевой ямы, в ней положено три камня и уголье».

Н. Елисеев составил «геометрический специальный план Воронежской губернии и оного ж уезда острову». На нем с помощью литер были показаны границы общего землевладения однодворцев слобод Чижевки с селами и Придачи, отмеченных как потомки бывших служилых людей (казаков, стрельцов и пушкарей), а также «города Воронежа оставленная под строение земля». Площадь участка под цейхгаузом составляла 300 саженей.

Интересной деталью, напрямую не связанной с межеванием острова, является упоминание в деле о нахождении на месте, «где прежде существовал дворец» Петра I, салотопенного завода купцов Клемешовых. Судя по схематичному рисунку, речь идет о домике царя на острове реки Воронеж. Важно отметить, что хотя еще в 1725 г. губернатор Г.П. Чернышев сообщал, что от петровского дома не осталось даже фундамента, то есть даже спустя более века о его привязке к этому месту еще помнили.

Хотя инициатива Д.Н. Бегичева реализована не была, но цейхгауз в порядок все же привели. Об этом можно говорить в связи с тем, что в июле 1837 г. его осмотрел великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр II. Академик Н.Г. Устрялов, посетивший Воронеж в 1850 г., в отчете о поездке писал, что хотел взглянуть на луговую сторону реки, «где была колыбель русского флота, на место, где находился дворец Петра и на его полуразвалившийся цейхгауз». В 1860 г. его неоднократно лицезрел историк военно-морского флота, капитан 1-го ранга С.И. Елагин в свободное от архивных занятий время. В его приезд на верхнем этаже цейхгауза, уцелевшего «вопреки пожарам и ежегодным разливам», хранилась амуниция запасных батальонов Волынского и Житомирского полков, а внизу была шерстомойка.

Последнее обстоятельство привело к тому, что в 1866 г. цейхгауз находился «в самом безобразном состоянии». Менялись арендаторы, но никто не хотел вкладываться в капитальный ремонт. Обследовавший здание городской архитектор М.В. Богданович отмечал глубокие трещины, выпавшие кирпичи, отсутствие оконных рам, отсыревшие от влаги стены и дощатые полы. Ситуация изменилась в лучшую сторону только после передачи с января 1876 г. острова с
цейхгаузом в аренду Петровскому Яхт-клубу.

***

Журнал "Всемирная иллюстрация", 1872 г.: о плачевном состоянии помещений цейхгауза - до того, как здание передали яхт-клубу:

«В наше время, цейхгауз в таком жалком виде, в каком только вообразить можно! Он арендуется с торгов и служит грязным складом грязной шерсти. Коридор между арками и стеной фасада полон мусора и обвалившихся кирпичей и глины; полы внутри залъ поломаны, а внизу совсем их нет; везде громадный формант навозу и клочьев шерсти, часть которых скопили всюду гнездящиеся галки; в некоторыхъ отделениях нижнего этажа летом откармливающиеся свиньи; в одной зале сложена беседка для торжества водосвятия, в другой — железные шерстомойки, в третьей... словом, и грустно, и больно смотреть на оригинальное и прочное создание золотых рук реформатора, о котором память в душе русских людей крепнет с каждым годом... Не было бы досадно, если бы Воронеж был богат желанием, но беден средствами сохранить у себя в приличном и достойном виде единственный памятник эпохи Петра Великого; но, то-то и беда! желания — ни малейшего, а средства... средства есть большие..».

После того, как яхт-клубу уступили цейхгауз, его члены оборудовали новое помещение таким удачным образом, что о клубе заговорили как об одном из лучших в России.

Секретарь Воронежского губернского статистического комитета Л.Б. Вейнберг, 1889 г.:

"Мы не будем распространяться о судьбе цейхгауза в настоящем его положении, она всем известна; прибавим только, что при скудости средств Яхт-клуба, надо удивляться современному благоустройству как самого Цейхгауза, так и острова. Благоговея перед памятью Великого Петра, не можем не пожелать и остальным памятникам его деяний в Воронеже... перехода в подобные руки"

Речной яхт-клуб// Велосипедист и речной яхт-клуб, 1892


Из истории яхт-клуба:

Первоначально помещение яхт-клуба находилось на городской стороне реки близ Митрофановского моста.
Через год после основания, в 1875 г., яхт-клуб переместился на противоположный берег, на полуостров, против церкви св.Иоанна Богослова. Осенью того же года Городская управа предоставила клубу здание Цейхгауза, тесно связанного с именем Петра Великого…

… Цейхгаус удалось отремонтировать только к 1875 г. Осенью того же года его сдали в аренду яхт-клубу с условием выплаты в городскую казну в течении пяти лет (до 1881 г.) половину той суммы, которая была потрачена городом на его ремонт. После 1881 г. здание было сдано яхт-клубу бесплатно.

Здание состояло из 5 залов в верхнем этаже и пяти казематов со сводами в нижнем. В 1880-е гг. в здании находились две танцевальные залы, столовая, зал для карточной игры и бильярда, в пятом зале помещалась шлюпочная мастерская. Нижние помещения использовались как зимние склады для сборно-разборных конструкций и шлюпок.

Воронежский футболист, краевед и спортивный журналист С.В. Кольцов следующим образом описывает интерьер Яхт-клуба в начале ХХ в.:

«Два главных зала второго этажа, соединенные аркой, где, по преданию, помещалась рабочая палата Петра, — представляли нечто вроде музея. Тут были собраны два десятка отлично выполненных (вплоть до мельчайших деталей) моделей деревянных кораблей, спущенных Петром с Воронежской и Тавровской верфей. Эти бесценные экспонаты, плоды тончайшей и кропотливой работы, хранились на специальных стеллажах, а некоторые, наиболее ценные, в стеклянных футлярах-ящиках. Рассказывали, что одна из моделей была изготовлена лично Петром. Центральное место на одной из стен занимал портрет Петра. Под портретом в специальном стеклянном ящике под замком хранился большой флаг яхт-клуба, извлекаемый оттуда лишь для подъема на мачту в торжественных случаях и в дни празднеств в клубе. Тут же висели несколько картин батального содержания, старые карты морей и океанов, различные предметы морской практики, в углах стояли корабельные якоря, на полках располагались образцы канатных морских узлов и ряд мореходных инструментов. Эти смежные залы были „святая святых“ яхт-клуба. Вход в них разрешался лишь в особо торжественные дни с санкции правления клуба и обязательно в присутствии старшего матроса или дежурного члена яхт-клуба».

При основании клуба около здания Цейхгауза был посажен парк, предназначенный для гуляний. Как отмечал Кольцов, он был с широкими аллеями и удобными скамейками для отдыха. К началу ХХ в. посаженные деревья так разрослись, что почти ежегодно приходилось обрубать ветки перед зданием, чтобы открыть чудесный вид с балкона на реку и раскинувшийся напротив город. Перед зданием Цейхгауза на средства почетного члена Л.И. Нордстранга была устроена мачта, предназначенная для флага яхт-клуба. От усадьбы на противоположный берег вел пешеходный мост. Цейхгауз находился напротив Успенской церкви конца XVII в. — одной из самых старых построек Воронежа.


Клуб был открыт ежедневно с 10 часов утра до 2 часов ночи. Посетители, остававшиеся в клубе после этого времени, должны были уплатить штраф, за первые просроченные полчаса — 25 коп., за шестые (с 4.30 до 5.00 утра) — 3 р. 50 коп. В 5 часов утра клуб обязательно закрывался. По Уставу 1892 г. клуб работал до 1 часа 30 минут. Проштрафившиеся платили за просроченные полчаса от 30 копеек до 38 руб. 10 коп. (за седьмые полчаса). С четверга Страстной недели до первого Пасхи яхт-клуб закрывался.


Из Устава яхт-клуба

Членами яхт-клуба могли быть лица мужского пола всех сословий, за исключением несовершеннолетних (из этой категории принимались лишь имеющие классные чины), воспитанников учебных заведений и нижних воинских чинов (даже, в случае, если они достигли совершеннолетия), а также лиц, лишенных по суду прав состояния, или исключенных из клуба и подобных ему Обществ.

Яхт-клуб состоял из почетных, действительных, иногородних членов и сотрудников. Почетные члены освобождались от взносов (как ежегодных, так и единовременных при вступлении). Члены-сотрудники избирались Общим собранием закрытой баллотировкой на 2 года (в Уставе 1908 г. этот срок был сокращен до 1 года), из лиц, оказавших клубу помощь по разным вопросам. По Уставу 1892 г. почетные члены и члены-сотрудники избирались по представлению Комитета, а по Уставу 1908 г. Общее собрание могло выбрать почетных членов и членов-сотрудников по заявлению не менее 10 лиц — членов яхт-клуба. Звание иногородних членов было упразднено при повторной редакции Устава в 1892 г. В Уставе 1908 г. был введен статус пожизненных членов. К ним относились действительные члены, в течение 20 лет исправно платившие членские взносы, или внесшие в кассу единовременно не менее 200 руб. Они избирались Общим собранием по представлению Комитета или закрытой баллотировкой. Пожизненные члены освобождались от уплаты членского взноса.

В начале ХХ в. членов клуба было около 200 (190 — действительных членов, около 10-ти — почетных, нескольких членов-сотрудников).

Яхт-клуб могли посещать гости по рекомендации и по билету его члена, под его ответственность. Гости были обязаны оплатить входной билет. В качестве гостей допускались лишь те лица, которые могли быть избраны в члены клуба. Позже в Уставе 1908 г. это ограничение было снято, и напротив право свободного входа без платы и рекомендаций было дано членам всех русских и иностранных яхт-клубов, а также проезжим военным чинам Морского ведомства.

В первое десятилетие существования клуба в него допускались и так называемые постоянные посетители. Они платили за годовой билет и пользовались равными правами с членами клуба, но не имели права голоса в Общем собрании. Уставом 1892 г. звание постоянных посетителей было упразднено, и значительная их часть стала действительными членами. В 1908 г. эта категория была восстановлена — постоянными посетителями могли стать женщины и учащиеся, которые по Уставу не могли быть членами клуба.

***

После революции яхт-клуб работал еще некоторое время (последний контракт был заключен на 1915-1920 гг). В годы Гражданской войны цейхгауз, оставшийся без арендатора, опять начал приходить в упадок. В 1930 г. горсовет передал здание рыбохозяйственной станции, которая обязалась его отремонтировать к следующему году, но восстановила лишь нижний этаж.

В 1940 г. цейхгауз осмотрела научный сотрудник Центрального военно- морского музея г. Ленинграда О.Т. Башкирова, прибывшая в командировку в Воронеж. Она предложила использовать здание как филиал музея или для проведения летних выставок. В своем отчете О.Т. Башкирова указала, что цейхгауз необходимо взять на учет как исторический памятник, тем более что срок аренды рыбоводческого института заканчивался в 1941 г.

Во время жестоких боев за Воронеж цейхгауз оказался на линии фронта, проходящей по реке. Здание было разрушено бомбой, а руины разнесли местные жители.

Как немцы уничтожили здание Цейхгауза на Петровском острове

Из воспоминаний Бориса Григорьевича Шульгина (улица Карла Маркса, дом 20):

"Я во дворе играл. Слышу – летит. Поднял голову – никого, не самолет. Видно, из дальнобойной пушки прицельно стреляли немцы. Обратил внимание в направление куда полетело. И взрыв. Очень большой. Вокруг яхт-клуба были деревья, осталось одно-два, остальные разлетелись. Большой толстенный тополь только один остался, мы туда залазили после войны. И камни громадные даже на наш берег перебросило. Такой силы взрыв. Это где-то июль, когда мы с матерью пришли домой, на Карла Маркса.

Видно попало туда точно и видно именно где были боеприпасы и эти боеприпасы сдетонировали. Не могу сказать, когда там складировали боеприпасы наши, это я не знаю.

Но боеприпасы там были. После войны я помню ребята там начали в одном месте копать. И взрыв. Скорая помощь приезжала, потом приехали минеры".



Так закончилась 245-летняя история цейхгауза. Воронежское водохранилище в 1972 г. навсегда затопило остров. В 1980 г. в рамках обсуждения вопроса о развитии территории намывного, современного Петровского острова, вновь был поставлен вопрос о воссоздании цейхгауза вместе с домиком-музеем Петра I и верфью. Но этим планам не суждено было сбыться. Таким образом, вопрос о мемориализации цейхгауза поднимался, как минимум трижды, начиная с 1830-х гг.

Однако, в 2025 году, в рамках третьего этапа реконструкции «Петровской набережной» был представлен проект «Петровского острова» — тематического историко-культурного парка, где по словам воронежских властей, посетители смогут погрузиться во времена зарождения русского флота. Здесь восстановят здание цейхгауза, а парковые и детские зоны стилизуют под петровскую эпоху. Плюс отсюда будут открываться (кстати, сейчас уже с набережной открываются!) прекрасные виды на столицу Черноземья.


При оформлении использованы следующие материалы:

Статья Н.А. Комолова "Воронежский цейхгауз Петра 1: 245 лет истории", сборник "Труды ВОКМ". Вып. 3

М. Евстратов. Судьба петровского цейхгауза // "Коммуна", 1973
Мой Воронеж с Анной Журавлевой (канал на dzen.ru) 
vif-vrn.ru
tv-gubernia.ru

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться