Описание окружающей местности

 Аэропорт Николаевск-на-Амуре (NLI) – это не просто взлётно-посадочная полоса, а настоящие воздушные ворота в самые отдалённые северные уголки Хабаровского края. Расположенный на берегу могучего Амура, аэропорт играет ключевую роль в транспортной системе региона, особенно в суровые зимние месяцы, когда речная навигация и наземное сообщение затруднены. Для многих путешественников и местных жителей именно отсюда начинается знакомство с природой края, ведь аэропорт обеспечивает надёжную связь с небольшими населёнными пунктами, до которых другим транспортом зачастую не добраться.

История аэропорта Николаевска-на-Амуре неразрывно связана с освоением Дальнего Востока России и развитием авиации в этом суровом краю. Началась она 9 января 1930 года. В этот день здесь совершил первую посадку самолёт Юнкерс Ф-13 с номером СССР-127, под управлением прославленного советского лётчика Михаила Водопьянова. В те дни была проложена первая дальневосточная регулярная почтово-пассажирская авиалиния: «Хабаровск – Николаевск-на-Амуре – Оха – Александровск-Сахалинский», впоследствии названная «Трасса героев». Уже через два года на этом месте был создан гидропорт, и с этого момента в город стали регулярно прибывать самолёты, оснащённые поплавковыми шасси. Позже, в 1934 году, недалеко от Чкаловской улицы, было построено первое здание аэропорта. Это было небольшое деревянное сооружение с водным аэродромом, который принимал самолёты МБР-2, МП-1 и Ш-2. Самолёты садились летом на реку, а зимой – на лёд. 8 августа того же года был сформирован Николаевский авиаотряд. На дату создания авиазвено насчитывало три самолёта Ш-2. До войны началось строительство сухопутного аэродрома, который должен был принимать и отправлять новые для того времени машины – По-2.
 В 1948 году на базе этого звена организовался 257-й авиаотряд, парк которого пополнился тремя самолётами По-2. Аэропорт играл ключевую роль в промышленном развитии Нижнеамурья, доставляя почту, грузы и специалистов в самые труднодоступные места. Самолёты с колёсными шасси стали вытеснять небольшие гидросамолёты. На сухопутном аэродроме не было никаких построек, а аэровокзалом служила брезентовая палатка, поэтому в 1950 году силами сотрудников было построено первое небольшое помещение, которое впоследствии стало частью нынешнего аэропорта. В 1951 году организовали 144-й объединённый авиаотряд и в этом же году в авиаотряд пришёл первый самолёт Ан-2. В 1956 году на смену самолётам По-2 пришли самолёты Як-12Т и первенец вертолётной техники – Ми-1. В 1958 году начали выполнять полёты на более мощных и тяжёлых самолётах Ли-2. В 1960-м в эксплуатацию поступили новые вертолёты – Ми-4.
 Значительным этапом в развитии аэропорта стало строительство в 1963 году взлётно-посадочной полосы с искусственным покрытием. Это позволило принимать более современные и вместительные самолёты, такие как Ан-24 и Як-40, которые на долгие годы стали основой парка региональной авиации. В том же году 144-й лётный отряд преобразован в Николаевский-на-Амуре объединённый авиаотряд, который представлял из себя уже крупное авиапредприятие с тремя базовыми аэропортами – в Николаевске, Мариинске и Охотске. В состав отряда так же вошли все аэропорты в северных районах Хабаровского края. В 1971 году в небе над Николаевском-на-Амуре появился первый комфортабельный вертолёт Ми-8 и вертолёт Ми-2, заменивший Ми-1.
 В 1974 году, когда началось возведение Байкало-Амурской магистрали, возникла необходимость поддержки строительства с воздуха. Одним из первых на БАМе появился экипаж вертолёта Ми-4 Николаевской-на-Амуре объединённой авиационной эскадрильи. Первое время на БАМе работали в общей сложности пять вертолётов. В 1984 году в Николаевский-на-Амуре объединённый авиаотряд на эксплуатацию поступили новые турбовинтовые самолёты Л-410УВП и Л-410УВП Э. В 1994 году авиапредприятие начало эксплуатацию собственных комфортабельных самолётов Як-40.
 В советский период аэропорт стал крупным хабом, связывающим десятки посёлков по всему району, и пассажиропоток достигал пиковых значений. Советские годы, когда авиация была дешёвым и доступным для граждан видом транспорта, стали «золотым» временем в истории отряда.

 В 90-е годы авиация стала, увы, слишком дорогим удовольствием по сравнению с другими видами транспорта. Страна переживала серьёзный экономический кризис. Закончилась эпоха плановой экономики, большинство местных предприятий прекратили свою деятельность. Из-за резкого роста цен на топливо и падения платёжеспособности населения последовал спад спроса на авиаперевозки. Ремонт авиационного парка и строительство новой взлётно-посадочной полосы, начатое в 1991 году, отложили на неопределённый срок. К 2002 году некогда сильная авиакомпания стала должником. Имея около 350 миллионов долга перед государством, предприятие было на грани банкротства.
 Из тяжёлого положения удалось найти выход лишь в 2004 году, когда к работе приступил новый авиаперевозчик регионального значения «Хабаровские авиалинии», которому и было передано всё имущество его предшественника. В аэропорту Николаевск-на-Амуре продолжилось строительство новой искусственной взлётно-посадочной полосы, финансирование которой было не только возобновлено, но и увеличено. Так, в 2005 году введен в эксплуатацию грузопассажирский самолёт Ан-26-100, в 2009-м приобретены и эксплуатируются до настоящего времени пассажирские самолёты Ан-24. В 2010-х годах была проведена масштабная реконструкция в рамках федеральной программы развития транспортной системы. Была полностью обновлена взлётно-посадочная полоса, установлено современное светосигнальное и навигационное оборудование, что позволило повысить безопасность полётов и обеспечить работу аэропорта в сложных метеоусловиях. Сейчас это ВПП протяжённостью в 1863 метра и шириной в 36 метров, которая позволяет принимать небольшие воздушные суда, такого класса как Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-30, Ан-32, Ан-72, Ан-74, L-410, Як-40, DH-8, L-410 и другие, более лёгкие самолёты, а также вертолёты всех типов. Пропускная способность аэродрома: 9 взлётно-посадочных операций в час, а аэровокзала: 50 пассажиров в час. Аэропорт находится в 6 км от города, добраться до него можно автобусом № 5 или на такси.

 Сегодня аэропорт Николаевска-на-Амуре – это современный авиационный комплекс, который продолжает выполнять свою главную миссию. Его история – это не просто хроника строительства и модернизаций, а летопись освоения края и судеб тысяч людей, для которых небо – единственная дорога домой. В ноябре 2023 аэропорт Николаевска стал вторым по значимости в Хабаровском крае в связи с прекращением регулярных рейсов в Комсомольске-на-Амуре. АО «Хабаровские авиалинии» обслуживает северную часть Хабаровского края, в которую входят семь муниципальных районов: Николаевский, Ульчский, им. П. Осипенко, Тугуро-Чумиканский, Аяно-Майский, Охотский и Верхне-Буреинский. Николаевский авиаузел вновь становится воздушными воротами для северных районов края, увеличена частота полётов из Николаевска в Аян и Чумикан, через него проходит поток туристов на Шантарские острова.
 «Хабаровские авиалинии» – одна из немногих оставшихся в стране организаций, осуществляющих как авиаперевозочную, так и аэропортовую деятельность. В состав предприятия входят два аэропорта и четыре посадочные площадки. Ежегодно направляются средства на поддержание аэродромной инфраструктуры, приобретение различной техники. В 2025 году завершён первый этап ремонта взлётно-посадочной полосы – замена аэродромных плит с износом. Он проводился в ночное время и за время ремонта аэропорт ни разу не прерывал авиасообщение.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться