Описание окружающей местности

Северный полюс.

Что значит это словосочетание для путешественника, геокешера?

Северный полюс — это не просто точка на карте, а метафора предельного Севера, край мечты и испытания. Он символизирует завершение пути, место, где сходятся все меридианы и заканчиваются привычные стороны света.

С точки зрения же сухой науки северный полюс — это точка в Северном полушарии Земли, где её ось вращения пересекается с поверхностью, находящаяся в центре Северного Ледовитого океана. Здесь нет суши, а только бескрайняя покрытая льдом океанская поверхность.

Думаю, самое время поговорить о том, чему посвящён тайник. Представляю вам Ледостойкую самодвижущуюся платформу «Северный полюс» или ЛСП «СП».

ЛСП – судно, предназначенное для создания на его основе постоянной дрейфующей станции. Исторически каждой станции присваивался порядковый номер. С 1937 (СП-1) по 2012 годы (СП-40) создавали научно-исследовательские станции на дрейфующих льдах в глубоководной части Северного Ледовитого океана. Станции «Северный полюс» выполняли программу комплексных круглогодичных исследований в области океанологии, ледоведения (физики и динамики льдов), метеорологии, аэрологии, геофизики (наблюдения в ионосферном и магнитном полях), гидрохимии, гидрофизики, а также в области биологии моря. Строились небольшие посёлки с жильём для полярников, помещения для аппаратуры и оборудования.

Всё шло хорошо, пока изменение глобального климата не привело к уменьшению толщины льда и часто неожиданному образованию трещин. По соображениям безопасности программа была приостановлена. Но тут же стали проектировать ледовое судно, которое сможет выдержать давление льда в Арктике. И вот в 2020 году в Санкт-Петербурге на воду была спущена ЛСП, а в сентябре 2022 года она отправилась в свою первую экспедицию.

Какими же особенностями обладает ЛСП? Корпусу судна придана яйцевидная форма, что позволяет выдерживать давление льда. На борту платформы оборудовано 15 научных лабораторий, в которых учёные круглогодично выполняют комплексные исследования Арктики. На верхней палубе судна оборудована вертолётная площадка.

Длина платформы составляет 67,8 метра, ширина — 22,5 метра, осадка — 8,6 метра, водоизмещение — около 7,5 тыс. тонн, мощность главного двигателя — 4200 кВт, скорость — не менее 10 узлов, ледовый класс — Arc5, срок службы — не менее 25 лет, автономность по запасам топлива — около 2 лет; экипаж — 14 человек, научный персонал — 34 человека.

На станции можно продолжать выполнять программу комплексных круглогодичных исследований, которые начали ещё в 1930-х годах, только теперь в более комфортных и безопасных условиях.

С момента ввода в эксплуатацию на ЛСП уже закончилась экспедиция СП-41. Автор этих строк зимовал и работал геофизиком-ледоисследователем в экспедиции СП-42 с сентября 2024 года по сентябрь 2025 года. Причём СП-42 ещё продолжается. По плану ЛСП должно выйти в пролив Фрама весной 2026 года, тем самым прервав естественный дрейф и закончив экспедицию.

wikipedia_1

wikipedia_2