Описание окружающей местности

 Давным-давно это было... Летал над землями ханты и манси Красный Дракон, пытаясь найти место для отдыха на холмах, но люди прогнали его. В отчаянии приземлился он между берегами Иртыша и уснул. Когда дракон пробудился, то обнаружил, что его лапы погружены в воду и застряли в каменных ловушках. Пытаясь подняться и вырваться, дракон изогнул спину, но так и застыл, превратившись в мост.

 А, возможно, было так... Жила на Самаровской горе дочь лесника Югра, влюблённая в охотника Щерки. Она пересекала Иртыш, чтобы встретиться с ним. Узнав о тайных встречах, её отец в гневе обратился за помощью к местному шаману, чтобы тот вызвал Дракона. В сражение между Драконом и Щерки вмешался Нуми Торум (Бог Небес в ханты-мансийской мифологии), который помог юноше и уничтожил дракона, скрывавшегося между берегами. Югра, в результате, вышла замуж за Щерки, а поверженный Дракон превратился в мост.

 Или вот так... Было это очень давно. Дочь вождя ханты полюбила сироту-манси, обладавшего способностью превращаться в дракона. Отец девушки уже обещал её замужество богатому жениху. Жених, узнав о встречах девушки с Драконом, застрелил его, попав прямо в сердце. Убитый Дракон рухнул между берегами и стал мостом, а девушка превратилась в белого дракона и улетела.

 К сожалению (или к счастью), в мифологии обских угров нет никаких драконов. Медведи есть, волки есть, земляные мамонты есть, а драконов нет. И всё это – современные «легенды», сочинённые одарёнными детьми и очень «одарёнными» экскурсоводами.

 Автомобильный мост через реку Иртыш в Ханты-Мансийске был открыт относительно недавно – в 2004 году. Его появление позволило сократить путь между западными и восточными регионами России на 1250 км, и он стал частью Северной широтной магистрали. Необычная конструкция и ярко-красный цвет придали мосту популярность в Югре, породив три разные легенды. Несмотря на расхождение времён в легендах с датой постройки моста, его всё равно называют «Красным Драконом». Есть ещё одно «заблуждение». Некоторые источники утверждают, что место возведения моста имеет историческую значимость: именно отсюда начинались действия красногвардейцев по подавлению мятежа в селе Самарово. И из этого делают вывод, что мост окрашен в красный цвет в честь Красной Армии. В 2013 году «Красный Дракон» завоевал признание, став вторым по красоте среди мостов России. В 2023 году мост вошёл в десятку лучших инженерных сооружений страны.

 Отсутствие надёжной транспортной схемы создавало большие проблемы не только для жителей Ханты-Мансийска, но и всех югорчан. Если в зимнее время автомобильное передвижение между иртышскими берегами было возможно по ледовой переправе, то с началом навигации приходилось полагаться только на паромы. В октябре 2000 года властями округа было принято решение о строительстве мостового перехода через реку Иртыш на автомобильной дороге Ханты-Мансийск – Нягань. Было рассмотрено пять вариантов мостового перехода на участке протяженностью около 4 км, изучены локации, начиная с 1914 года, фотопланы, топографические карты, русловые съёмки, то есть была проделана очень большая работа по изучению русла реки Иртыш. В результате был определен створ мостового перехода на 17 км судового хода как наиболее удачный по условиям деформаций русла и изменению отметок дна, которые за рассмотренный 100-летний период составляли не более 1 метра. Проектировщиком выступило ОАО «Трансмост», подрядчиком – ОАО «Мостострой-11», металлоконструкции изготовили на заводе «Курганстальмост».

 Мосты, особенно крупные, по праву считаются исключительно сложными инженерными сооружениями. И, при этом, хороший мост почти всегда красив! Определяющим элементом «Красного Дракона» стало пролётное строение русловой части типа «арка – ферма – балка». Очертания основных конструкций прорабатывались с учётом реальностей местности. Внешний вид моста перекликается с живописными сопками высокого правого берега и контрастирует с низким левым берегом. Следует отметить, что аналога данному сооружению в России не существует.

 В 1,5 км вверх по течению от створа мостового перехода, в районе затона Речпорта, были расположены строительная площадка для сборки арочного неразрезного пролётного строения, три выкаточных пирса и стапель для сборки плавсистемы. Специалистам «Обь-Иртышского речного пароходства» предстояло транспортировать пролеты от места, где монтировали конструкции, на заранее подготовленные опоры. Было решено доставлять их на четырёх баржах грузоподъёмностью 2500 тонн каждая силами 8 буксирных теплоходов суммарной мощностью 12800 лошадиных сил. В июле 2003 года мостовики и речники почти на протяжении суток завершали эту уникальную операцию. На следующий год её повторили при перевозке двух оставшихся пролётов. 

 20 сентября 2004 года мост сдали в эксплуатацию. С этого момента транспортная ситуация в регионе значительно улучшилась. Длина переправы составляет 1316 метров, высота – около 15. Мост состоит из 14 пролётов, его конструкция выполнена в виде арки с балками, что делает сооружение устойчивым к ветру и большим нагрузкам. Ширина проезжей части – около 11,5 метров, движение организовано по двум полосам в каждую сторону. Мост разделён на три части: к реке ведут длинные эстакады, а центральный пролёт длиной 231 метр берёт на себя основную нагрузку. Весь «Дракон» весит почти четыре тысячи тонн.

 К 2020 году было решено обновить цвет моста: на покраску «Красного Дракона» ушло 50 тонн красной краски! К 20-летнему юбилею, в 2024 году, мост получил архитектурно-художественную подсветку: 1700 светильников и 24 километра кабеля. С учётом экстремальных климатических условий региона все светильники были выполнены в специальном арктическом исполнении – с режимом плавного запуска и морозоустойчивыми компонентами. Концепция освещения разработана таким образом, чтобы выгодно подчеркнуть объём металлических конструкций. Особое внимание было уделено дугообразному контуру моста, соединяющему два берега. Для его подсветки использованы светильники, оснащенные специальными защитными экранами для минимизации ослепления. Одной из ключевых задач была реализация вариативных световых сценариев, при этом учитывался красный цвет моста. В результате были выбраны специализированные диоды: янтарный, теплый белый, нейтральный белый и холодный белый, которые оптимально сочетаются с красной поверхностью. Технические решения проекта включают использование прожекторов с мощностью на 30% выше стандартной – это обусловлено масштабами сооружения. В праздничные дни мягкая подсветка моста превращается в динамичное световое шоу.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться