Братья Верещагины [MS/35146]
Описание окружающей местности
Историю страны, как и любого места, будь то большой город или маленькое поселение создают люди.
В истории города Череповец особо выделяются два человека – это братья Николай Васильевич и Василий Васильевич Верещагины. Первый это создатель вологодского масла, второй всемирно известный художник – баталист.
Братья Верещагины происходили из дворянской семьи. Николай родился 13 октября 1839 г. в с. Пертовка Череповецкого уезда, а его младший брат Василий – 26 октября 1842 г. в г. Череповце Новгородской губернии. Всего в семье Верещагтных родилось 12 детей: пятеро умерли в младенчестве, остались шесть братье и младшая сестренка. Отец семейства, Василий Васильевич, был помещиком-крепостником, предводителем уездного дворянства, мать – Анна Николаевна была хорошо образованной женщиной. Семья владела небольшими поместьями в Новгородской и Вологодской губерниях,
Детские годы братья Николай и Василий провели в имении отца. Матушка принимала участие в воспитании детей, учила языкам, истории, географии, приучала к музыке и «сама недурно играла на фортепьяно». Николай и Василий понимали по-французски и по-немецки, а Николай писал и читал на этих языках. Василий рано стал интересоваться искусством. Первым художественным произведением, взволновавшим Васю, был рисунок на платке няни. Он скопировал его в своём рисунке так точно, что все родные и заезжие гости подивились сходству.
Предки Верещагиных были военными, поэтому братьев отдали в морской кадетский корпус. Василия продолжало увлекать рисование, он стремился научиться рисовать как можно лучше. Для этой цели, будучи кадетом старших курсов и получив разрешение начальства, он стал посещать дополнительные занятия в рисовальной школе Общества поощрения художеств. И тогда он окончательно принял решение посвятить себя живописи. Окончив морской корпус и став гардемаринами, братья, отказавшись от воинской службы, решают посвятить себя любимому делу.
Василий поступил в Академию художеств. Родители отказались помогать ему деньгами, но руководство Академии назначило ему стипендию, и Верещагин с огромным желанием приступил к занятиям.
Николай Васильевич Верещагин – создатель «вологодского» масла.
После окончания учебы Николай Васильевич поселился в имении родителей.
Живя в имении отца, он обратил особенное внимание на техническую переработку молока. Его заинтересовало сыроварение.
Он попытался заняться этим делом в отцовском имении, но не смог найти в России хороших специалистов, чтобы они смогли обучить его этому делу. Тогда он уехал в Швейцарию, где в небольшой сырне, около Женевы, постиг основы сыроварения, а затем у разных специалистов обучался тонкостям ремесла.
Вернувшись в Россию осенью 1865 г., Н. В. Верещагин обратился в Вольное экономическое общество (ВЭО) с предложением открыть сыроварню. ВЭО поддержало эту идею и выделило средства.
В 1866 году Николай открыл первую в России крестьянскую артельную сыроварню.
Далее он организовал Образцовую ферму молочного скота, а на базе фермы основал Школу молочного хозяйства для подготовки специалистов по сыроделию и молочному делу.
Впервые в мире Николай Верещагин применил кипячение сливок и создал на их основе совершенно новый, неизвестный до него способ приготовления сливочного масла, имеющего ярко выраженный вкус – ореховый.
Сначала его называли «парижским». В 30-е годы это масло было переименовано в «Вологодское».
С этого момента начался экспорт масла из России за границу.
Постепенно деятельность Н. В. Верещагина стала приобретать общественное признание: продукция организованных им сыроварен и маслодельных артелей получает награды на выставках, его приглашают выступить с докладами, избирают в члены Московского общества сельского хозяйства.
Жизнь Николая Васильевича Верещагина – это жизнь подвижника, фактически создавшего в России новую отрасль народного хозяйства: маслоделие и сыроварение. Не имея средств и влиятельных связей, одной лишь силой убеждения и личного примера он сумел вызвать интерес к повышению эффективности молочного скотоводства путем углубленной переработки молока. Результатом его деятельности стало вхождение России в начале XX в. в число ведущих мировых экспортеров масла.
Василий Васильевич Верещагин – художник-баталист.
Василий Верещагин же после отказа от военной службы с огромным желанием приступил к учёбе в Академии, но уже вскоре ощутил, что дальнейшие занятия не приносят ему удовлетворения. Василия Верещагина привлекала непосредственная работа с натуры и правдивое изображение живой действительности.
Верещагин решил прервать свои занятия в Академии художеств и отправился на Кавказ. Он дважды побывал на Кавказе. Там Верещагин много путешествовал, много рисовал. Он создал ряд превосходных рисунков – народные типы, бытовые сценки, пейзажные мотивы. Кроме того, он также дважды побывал в Париже. В 1864 году Верещагин поступил во Французскую академию художеств. Он учился в мастерской известного художника Жерома.
В 1867 году его приглашают на службу в Среднюю Азию. В то время там шли военные действия. Художник Верещагин принимал активное участие в боях и сражениях. При обороне Самаркандской крепости, он был ранен и получил орден святого Георгия.
В 1869 году Верещагин устраивает «туркестанскую выставку», на которой показывает свои работы, написанные за время пребывания в Средней Азии. Половина картин были посвящены изображению быта среднеазиатских народов, остальные относились к батальному жанру. Наконец-то его талант был замечен и признан. Именно реализм Верещагина привлекал и покорял тех, кто знакомился с его картинами.
Верещагин посещает Индию. Там он изучал жизнь страны, её природу, быт и культуру. В Индии Верещагин сделал много этюдов и зарисовок пейзажей, людей и животных. Результатом путешествий стал индийский цикл картин.
В 1877 году началась русско-турецкая война, и художник отправился на Балканы, чтобы принять участие в военных действиях и создать новую серию картин о войне. Его картины потому настолько реалистичны, что художник сам видел войну. Он писал этюды, делал зарисовки в походный альбом, находясь под неприятельским огнём и рискуя своей жизнью.
В 1889 году он уехал в Нью-Йорк, чтобы представить свои картины. Художник демонстрировал не только картины и этюды, но и предметы быта, оружие местных народов.
После возвращения в Москву, Верещагин занялся серией исторических полотен на тему войны 1812 года. Он не был непосредственным участником событий той войны, но он был патриотом России, которого волновала судьба страны, в том числе историческая правда событий войны с Наполеоном. Работе над картинами он посвятил 15 лет своей жизни. Его задача была «показать в картинах 1812 года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм в борьбе с врагом».
В 1903 году Верещагин уехал в недолгое путешествие по Японии, результатом которого стали картины «Прогулка в лодке», «Японка» и другие.
В 1904 году началась русско-японская война. Верещагин неожиданно принимает решение ехать на Дальний Восток к местам боевых действий.
Погиб он как настоящий воин. 31-го марта 1904 года броненосец «Петропавловск», на котором находился Василий Верещагин, подорвался на подводной мине и мгновенно затонул.
https://school-science.ru/5/18/1693
https://m.rusmir.media/2018/05/05/verechagini







