Нивхский Большой Палец [TR/35141]
Описание окружающей местности
Северо-восточное побережье Сахалина от села Комрво до Охи завораживает, даже при взгляде на карту! Цепочка заливов лагунного типа – Луньский, Набильский, Ныйский, Чайво и Пильтун – знаменита красотой природы, разнообразием растительного и животного мира, богатством рыбных запасов.
Залив Пильтун (устаревшее название Кякр или Кьяркво) – самый крупный в этой цепи. «Пильдтунь» в переводе с нивхского языка означает «большой палец». Залив расположен в северо-восточной части острова и соединяется с Охотским морем. Он представляет собой глубоко врезанную в берег лагуну, протянувшуюся на 56 км с севера на юг и 12 км с востока на запад (в самом широком месте). Залив Пильтун отделён от моря узкой одноимённой косой и сообщается с ним очень узким неглубоким проливом, находящимся на юге. В горловине залива, на внутренней стороне Пильтунской косы, на косе Нерпичьей и на отмели между ними в безледовый период устраивают лежбище три вида тюленей: морской заяц, кольчатая нерпа и ларга. В залив впадают реки и ручьи: Кадыланьи, Баури, Паромай, Пильтун, Сабо. В районе залива встречаются участки елово-пихтовых и лиственничных лесов, тундроподобные ландшафты, долины небольших рек и ручьев с озёрами. Приустьевые участки рек представляют собой сырые луговины. Залив играет важную роль в экосистеме острова как место нереста, нагула и зимовки разных видов рыб. Пильтун включает богатейшие водно-болотные угодья с огромным количеством местных и мигрирующих птиц. Залив является также «поставщиком» органического вещества, на основе которого в прилегающей зоне Охотского моря формируются донные биологические сообщества, служащие кормом исчезающей западной популяции серого кита, имеющей высокий международный охранный статус. Здесь расположены традиционные рыболовные участки коренных жителей Сахалина − нивхов, которые до сих пор ведут промысел наваги, сельди, лосося, а также морского зверя. Берега залива играют важную роль в жизненном цикле местных оленеводов – народа уйльта, каждую весну пригоняющих сюда своё стадо.
Путь на южную оконечность косы Пильтун лежит через сооружения нефтегазового месторождения «Одопту-море» вдоль побережья. «Одопту-море» − месторождение, расположенное на шельфе Охотского моря, в 6 – 10 км восточнее берега. Дорога живописная и занимает около двух часов в одну сторону от федеральной трассы. По пути можно увидеть нефтяные скважины, объекты инфраструктуры, и буровые установки. Небольшим препятствием может стать морской песок, который начинается после проезда наземной буровой установки «Кречет». Буровая установка «Кречет» − наземная установка, спроектированная для бурения скважин с большим отходом от вертикали. С 2017 года её используют для бурения скважин на месторождении «Одопту-море» в рамках проекта «Сахалин-1». Конструкция установки схожа с установкой «Ястреб», с помощью которой на этом же проекте было установлено множество отраслевых рекордов по бурению скважин с самой большой глубиной по стволу. «Кречет» обладает повышенной мобильностью, что позволяет расширить возможности его использования при разбуривании месторождения «Одопту-море». Он способен бурить скважины протяженностью до 13 км. А в 12 км от побережья видна платформа «Пильтун-Астохская-Б» − самая крупная нефтегазодобывающая платформа проекта «Сахалин-2» по разработке Пильтун-Астохского нефтегазоконденсатного месторождения, расположенного на континентальном шельфе острова. Платформа является полностью автономным объектом. Подготовленные к транспортировке нефть и попутный нефтяной газ поступают через трубопроводы на объединенный береговой технологический комплекс для дальнейшей транспортировки на терминал отгрузки нефти производственного комплекса «Пригородное» на юге острова.
На пути между Охотским морем и заливом попадаются строения, похожие на дозорные вышки. Это импровизированные смотровые площадки для наблюдения за серыми китами. Программа наблюдения за этими морскими животными действовала в рамках реализации проекта «Сахалин-1» и работали здесь сотрудники этого проекта. Но за китами наблюдают не только они...
Уже 30 лет на Пильтуне, базируются научные экспедиции под руководством профессора Александра Бурдина – известного специалиста по морским млекопитающим. Исследователи работают здесь месяц (примерно с середины июля до середины августа) с ежедневными выходами в море на лодке. Они фотографируют китов для каталогов, берут крошечные пробы кожи (биопсию) для генетического анализа и изучения рациона животных, а также тщательно подсчитывают количество китов в заливе. Киты кормятся здесь каждый день. Одновременно можно увидеть несколько десятков. Иногда они заходят и в сам залив, ведь отличительной особенностью серых китов является то, что они кормятся и нагуливают жир на мелководье. Это и даёт возможность людям наблюдать за ними. Сегодня всех серых китов в мире принято делить на два стада: чукотско-калифорнийское (около 26 тысяч голов) и охотско-корейское (около 200 голов), которое с июля по сентябрь пасётся у Сахалина. Все сахалинские киты у учёных учтены, все их отличительные особенности запротоколированы и, конечно, всем китам даны имена. Зиму серые киты проводят в Мексиканском заливе − там находятся своеобразные китовые ясли, с тёплой водой, при полном отсутствии акул и косаток. Летом группа делится, большая часть китов мигрирует в сторону Чукотки, а меньшая − к заливу Пильтун. Это одно из немногих мест в России, где шанс увидеть китов очень высок. В принципе, точек наблюдения за разными видами китов в нашей стране всего три: Териберка под Мурманском, Шантарские острова в Хабаровском крае и залив Пильтун…
В ходе раскопок в 2013 и 2014 годах на песчаных дюнах залива Пильтун учёные Сахалинского Государственного Университета обнаружили в полукилометре друг от друга поселения трёх разных археологических культур: пильтунской, набильской и кашкалебагшской. Все они относятся к I тысячелетию до нашей эры и иллюстрируют эпоху палеометалла (древнего металла). Учёные установили, что древние айны (палеоайны) появились на Сахалине на два тысячелетия раньше, чем считалось долгие годы. И населяли они не только южную и центральную (мысы Кузнецова, Крильон, Свободный, урочище у заставы Южной, Тёплые озёра, побережье у села Стародубского), но и северную часть острова. Считалось, что предки айнов приходили сюда набегами и уходили назад, теснимые северянами. Наверное, было и такое, но находки последних лет на мысах Кашкалебагш и Островной в заливе Пильтун и три десятка довольно древних радиоуглеродных дат позволяют сказать твердо – айнов наряду с нивхами и тунгусскими этносами следует считать одними из древнейших народов Дальнего Востока России.
«Долгое время считалось, что айны пришли на Сахалин в XVII веке, затем было установлено, что они прибыли на Сахалин в XII, затем в X… Нынешнее открытие не только отодвигает историю формирования сахалинского крыла айнского народа в рубеж каменного века и века металлов, но и определяет залив Пильтун как северную точку их исторического расселения», – отметил Доктор исторических наук, профессор Александр Василевский. По словам Василевского, сделанное открытие позволяет с большим оптимизмом изучать период палеометалла, поскольку появляются новые ключи к истории народов Дальнего Востока.







