Описание окружающей местности

Недалеко от «летящего» на коне святого Георгия, рядом с дорогой, расположен дзуар (святилище) всё того же Уастырджи (Уасгерги), о чём сообщает изображение святого на мраморной плите у входа. Но это святилище появилось здесь давно, в отличие от скульптуры.

Святой великомученик Георгий Победоносец особо почитается в Северной Осетии. Нет после единого Бога такого святого, который почитался бы осетинами более святого Георгия. Хвала и молитва ему возносится за любым столом и в начале каждого дела. К тому же он является одним из героев Нартского эпоса.
Уасгерги, покровитель воинов и путников, — исключительно мужской святой. Женщин в эти святилища не пускают, о чём предупреждает информационная табличка на входе в дзуар. Это для гостей ущелья из других регионов России, которые могут быть не в курсе верований осетин.

Машины останавливаются у дзуара. Мужчины выходят, опускают пожертвования в виде небольшого денежного подношения в щель специального пожертвосборника и входят в помещение дзуара. Осетины суеверно опасаются чётных чисел, поэтому они опускают три-пять-семь или любое другое нечётное количество рублей.
Пока мужчины молятся в дзуаре, женщины могут попить воды из чистого горного источника. В святом месте, говорят, воды обладают целебными свойствами. 

Прогуляться в окрестности дзуара тоже не помешает. Немного дальше, слева по ходу из узкой расщелины спадает небольшой, но очень живописный водопад. Ласковое журчание воды, щебет птиц, буйная зелень, лёгкий горный ветерок – поистине райское это святое для дигорцев место. Над водопадом «пархает» нарисованный на скале всё тот же св.Георгий. Как туда залез художник – совершенно не понятно: кругом отвесные скалы!

Вообще в Осетии огромное количество мест, посвященных Уастырджи. Это не только дзуары (от груз. джвари – крест, святое место) – места незримого присутствия святого покровителя, но и кувандоны – места моления ему. Дигорское ущелье не исключение. За поворотом ущелья по-соседству с дзуаром Уасгерги кувандон, где проводятся ритуалы осетинского культа в честь святого покровителя ущелья — великие молитвенные пиры кувды. Это не просто трапеза или посиделки. Это жертвоприношение, которое состоит из трёх «китов»: мяса, ритуального пива и трёх пирогов, символизирующих триединство неба, солнца и земли. Три пирога – это минимум. Их может быть и больше, главное соблюсти правило нечётности и верхний пирог обязательно должен быть с сыром (олибах). Остальные же могут начиняться чем угодно: свекольной ботвой, мясом, картофелем. Главное, чтобы они лежали веером — так каждый пирог сможет увидеть Тот, Кто смотрит сверху.

Как появилось пиво у осетин рассказывает одна из легенд Нартского эпоса. Однажды, в жаркий полдень, св. Георгий лёг отдохнуть под деревом недалеко от места, где жил Урузмаг (герой нартского эпоса). К нему на грудь упала с дерева в бесчувственном состоянии маленькая птичка. Во рту она держала лепестки хмеля. Положив птичку за пазуху, св. Георгий пришел в дом Урузмага напиться воды. Птичка вдруг зашевелилась. И св. Георгий, показывая её Сатане, рассказал, как эта птичка упала в обморок, а теперь ожила. Сатана (ключевая фигура нартовского эпоса, без неё не обходится ни одно важное событие) начала раздумывать о причине такого странного явления и пришла к заключению, что от жары птичка не могла лишиться чувств, т.к. за пазухой не менее было жарко, чем на дереве, а скорее виною тому хмель. Сатана принялась испытывать хмель: варила, выпаривала, отстаивала и смешивала его с мукою и разными другими снадобьями и, наконец, после долгих опытов, она открыла три напитка: пиво, водку и брагу. Т.к. у неё не было больших котлов, то она просила Курдалагона (кузнеца) сварить эти напитки в своей посуде. Сварив и попробовав придуманные Сатаной напитки, Курдалагон пришёл от них в восторг. Немедленно послали за Сафою (бог огня), св. Георгием и св. Ильёю, которые также расхвалили изобретение Сатаны. Лучшим из вновь открытых напитков было признано пиво, водку же могут пить только люди праздные, а брага полезна для людей во время работы. Вследствие такого решения, Сатана наварила в большом количестве пива и пригласила к себе на пир много гостей, в т.ч. и некоторых святых. За столом, кроме пива, искусница Сатана подавала разные яства, приготовленные ею из теста и изображавшие птиц, зверей, людей и богов. Гости были удивлены искусством Сатаны, и с этих пор она прослыла первою хозяйкой в мире. Теперь во время пирушек гости, довольные угощением, обращаясь к хозяйке, говорят: «Из твоих рук вышло всё так же хорошо, как из рук Сатаны, а осетины начали пить пиво, водку и брагу.

«Уастырджи, дай нам своей благодати», - произносит слова древней молитвы хистар (старший стола), и все мужчины, сидящие за праздничным столом, встают. За Бога не пристало пить сидя. Мобильные телефоны в этот момент отключены, чтобы они не отвлекали от застолья. И со слов «Уастырджи, дай нам своей благодати» теперь начинается не только ритуальная застольная молитва, но и государственный гимн республики.

Самый известный кувд - Джиоргуыба – празднество, посвящённое Святому Георгию. Джиоргуыба представляет собой смесь древнего и современного, языческого и христианского. Осетины, как и их соседи - грузины, отмечают не день смерти почитаемого святого, а день его колесования. Слившиеся воедино христианские и языческие корни этого праздника выражаются и в его полном соответствии времени года - в конце ноября урожай уже убран и можно позволить себе воспользоваться его плодами. Характерен и соответствующий ритуал этого осетинского застолья, испытанный веками: первый тост- молитва к Хуцауты Хуцау (Богу Богов), второй - обращение к Святому Георгию.

Текст осетинской молитвы примерно следующий:
Боже, избавь нас от нужды и позора!
Святой Уастырджи, пусть тебе будет приятно!
Ты всегда охраняешь воина,путника,
Любишь справедливость.
И да будем мы под твоей защитой!

Информация найдена и обработана авторами из интернет-источников в свободном доступе.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться