Спасское у Плёса [VI/34934]
Описание окружающей местности
Каменная Спасская церковь в селе Спасское с колокольней построена в 1682 году старанием Ивана Ипполитовича Протопопова. Престолов было два: в холодной в честь Нерукотворного Образа Спасителя, в теплой — в честь Казанской иконы Божией Матери
В XVII веке по административно-территориальному делению село входило в Костромской уезд в Плесский стан. По церковно-административному делению приход относился к Плесской десятине.
В 1678 году "село Спаское, что была пустошь Березники, проданное Петром Поликарповым Житковым стольнику Ивану Ипполитову Протопопову, отказано детям последняго Василью, Илье и Александру". В его доме в Москве сейчас находится музей «Огни Москвы». Протопопов был не из знатных дворян, он был из государевых чиновников – один из дьяков поместного приказа, ведающего всеми вопросами поместного землевладения (выделение земель в поместье, перевод земель в вотчинные). По меткому выражению нашего гида – взяткоёмкая должность. Вотчина семьи село Спасское оставалось во владении вплоть до 1917 года. Фамилия пару раз менялась, потому что село отдавалось в приданое.
Первый раз в восемнадцатом веке, когда внучка Протопопова, Мария Алексеевна, вышла замуж за Алексея Кондратьевича Коптева из местного дворянства. Коптевы строят колокольню. Во второй раз в качестве приданого Анны Коптевой село становится в собственности Смольяниновых, оставаясь владением потомков все той же семьи. Анна вышла замуж за Павла Андреевича Смольянинова, бравого генерал-майора, в 24 года участвующего в Отечественной войне 1812 года. Вышедши в отставку, поселился в семейном имении в Спасском.
Церковь в Спасском не только уцелела, но и не закрывалась. И сейчас видны усилия по содержанию ее в надлежащем виде. В момент нашего приезда один из куполов сиял новой позолотой. К вашему визиту, возможно, засияют и все купола.
Прекрасный образец местного сельского вотчинного храма, формы которого характеризуют своеобразную манеру костромской архитектурной школы 17 в., отличающуюся ясностью конструкции и нарядностью фасадного декора. Его удачно дополняют более поздние постройки — колокольня в стиле зрелого классицизма и оставшиеся части церковной ограды с псевдоготическими башенками и эклектическими воротами. Церковь принадлежит к распространенному в 17 в. типу бесстолпных пятиглавых храмов с трехчастным алтарем и трапезной. В объемной композиции доминирует высокий двусветный четверик, несколько растянутый по оси север-юг, с тесно поставленными луковичными главами (центральная более крупная, чешуйчатая) на глухих цилиндрических шеях. У пониженного алтаря лишь с востока намечены закругления апсид (средняя значительно крупней боковых).
Трапезная с кровлей на три ската чуть уже храма и немного вытянута по продольной оси. Узкий переход соединяет ее с массивной колокольней; ее высокие четверики с раскрепованны-ми скругленными углами разделены промежуточным глухим полуярусом и завершены еще одним, сильно суженным цилиндрическим полуярусом с куполом и тонким шпилем на граненом основании. Нарядный фасадный декор традиционен для костромского зодчества середины - 2-й пол. 17 в. На углах четверика внизу поставлены широкие лопатки, вверху - пучки из трех полуколонок с выпущенной гранью между ними; цоколь отделен полувалом; широкий венчающий карниз включает полоски, пояс круглых нишек в ширинках, ряды поребрика и зубчиков; стены завершаются поясом полукруглых кокошников (по четыре с каждой стороны), с многоступенчатыми перспективными архивольтами. Барабаны приподняты на квадратные основания с кокошниками на гранях и украшены аркатурой на колонках. Прямоугольные окна в более поздних рамках расширены: заметны остатки срубленных наличников с килевидными фронтонами. Классицистический декор колокольни состоит из пилястровых портиков на рустованных устоях нижнего четверика с гипертрофированными "триглифами" во фризе под фронтоном; фигурных





