Описание окружающей местности

Сперва была одна вода
И не было земли –
Ни берегов, ни островов,
Ни камня над водой.
В те времена лишь утка-лувр
Скользила по волнам...

 Пришло время утке снести яйца. Но куда? Яйцо тяжёлое – утонет в воде! Тогда утка выщипала из грудки перья и пух, свила гнездо и снесла яйца. Утята вылупились, а когда они выросли, тоже повыдёргивали из груди перья и пух и свили гнёзда. В гнёзда снесли яйца. Из них вылупилось много утят. Они выросли и свили гнезда. Гнёзд стало очень много, они соединились в остров, а на нём выросли трава и деревья. Деревья роняли на остров листву и хвою. Остров стал большой землёй, на нём выросла высокая лиственница. У лиственницы сквозь кору пробилась смола. Скопившись, она стала стекать по стволу. Едва смола коснулась земли – появился нивх.

От лиственницы нивх пошёл,
От лиственницы сын,
И потому-то краснотел,
Как лиственница, он.
 (Владимир Санги. Песнь о нивхах)

 Этноним «нивхи» исходит из нивхских слов «нивхгунивхниғвӈгун», обозначающих «человек, народ, люди». Долгое время в российских документах народ значился под названием «гиляки», произошедшим от тунгусского экзонима «гилэкэ» – «лодочник». Оно связано с традиционными промыслами нивхов – рыболовством и добычей морских животных с использованием дощатых и долблёных лодок.
 Нивхи – один из древнейших народов Сахалина и Приамурья, заселивший регион 12000 лет назад. Археологи отождествляют этот народ с так называемой охотской культурой. Предки современных нивхов селились у моря или в устьях рек. В междоусобном общении они называли друг друга по родам, которых насчитывалось более шестидесяти. Нивхи являются монголоидами, однако ближайшие похожие народы проживают не в Сибири, а в Юго-Восточной Азии. Учёные также выяснили, что нивхи очень близки по строению черепа к индейцам западного побережья США и Канады. Географическая и социальная изоляция сахалинских нивхов обеспечивала сохранение их традиционного уклада жизни, промыслов и культуры до начала прошлого столетия.

По представлению нивхов Вселенная включает в себя верхний, средний и нижний миры. В Верхнем небесном мире – Тлы – живёт Тлы ыз – «самый большой бог», который отмечает всех новорождённых и назначает сроки их смерти. Далее следует Средний мир. Он включает в себя: водный мир – Тол – с  хозяином моря Тайрнанд'ом или Тол ызн'ом, посылающим нивхам рыбу, земной мир – Пал, где сосуществуют «горные люди», обитатели лесистых сопок вместе с хозяином Пал ызин'ом или Пал ыз'ом, посылающим нивхам медведей, и сами нивхи. Рядом с нивхами живут люди-невидимки – генивхгу. Их видят только шаманы, обычные же люди могут только слышать генивхгу: как они разговаривают и как лают их собаки. Генивхгу могут превращаться в деревья, птиц или животных и иногда воруют у нивхов еду. В этом же мире живут духи огня и очага – Т'уг''рызн'' и Т'уг''р мам, духи ветра, грома и т. д. И, наконец, есть Нижний мир – место пребывания умерших людей – Млыво или Млых. Когда земли, где проживали нивхи, вошли в состав Российской империи, миссионеры и священнослужители активно пытались донести до них христианские идеи, но всё оказалось тщетно – православие так и не прижилось среди народов Сахалина и Приамурья. Нивхи до сих пор бережно хранят веру своих предков в духов.
 Нивхи – очень спокойные по характеру люди. Это в целом отразилось на их культурном наследии: у них нет национальных танцев, совсем мало песен, музыка очень простая. Правда, старики знают множество преданий и легенд. Рассказываются они особым способом: низким голосом, протяжно. Эти предания можно услышать на праздниках, которых у нивхов тоже не так уж и много. Например, в начале зимы они отмечают появление первого льда, ранней весной – ледоход на реках, летом поклоняются священным деревьям и совершают ритуальные жертвоприношения. Самый большой праздник – Медвежий – отмечается и в настоящее время, зимой, в январе. Длится он две недели.

 В ХХ веке советский режим внёс существенные изменения в образ жизни нивхов. Первые серьёзные изменения произошли с введением принудительной массовой коллективизации. Первый колхоз «Чир-унвд» – «Новая жизнь» был основан в 1930 году. Рыбаки-нивхи верили, что причинять вред земле (то есть вспахивать её) – грех, и поэтому они стремились противостоять коллективизации и переселению. Когда к 1938 году «кулаки и враги народа» были ликвидированы, колхоз состоял из 50 хозяйств. Затем началось насильственное объединение небольших населённых пунктов в более крупные единицы. Это происходило в 50-х и 60-х годах. Многие нивхские поселения Пильтун, Чайво, Венск и другие были «закрыты». Система зимних и летних поселений, разработанная для максимального использования местных ресурсов, была заброшена. В результате целенаправленных манипуляций с системой оплаты труда нивхи были вынуждены покинуть море и стать лесорубами или сельскохозяйственными рабочими. Например, в 1960 году в Ногликском районе насчитывалось 130 нивхских рыбаков, в 1978 году – 27, а в 1988 году – 10…

 Сегодня для малочисленного народа (насчитывается чуть более 4500 нивхов) основной проблемой является сохранение родного языка. Письменность у нивхов появилась только при советской власти. В 1930 годах использовался латинский алфавит, а с 1953 года – видоизмененная с помощью апострофов кириллица из 44 букв, 6 из которых – гласные. Из-за сложного произношения соседи нивхов были не в состоянии усвоить их язык, в то время как они сами легко учились говорить по-русски и по-маньчжурски. По данным 2002 года лишь 23% нивхов в той или иной степени владеют родным языком, все они при этом знают русский язык. Число активных носителей нивхского языка – меньше сотни пожилых людей. Владимир Санги отмечает, что язык молодое поколение фактически не изучает, так как его преподаватели сами плохо им владеют.

 В настоящее время нивхи живут в деревнях и городах со смешанным населением, в домах русского типа, носят готовую одежду, едят продукты, купленные в магазинах, и общаются на русском языке. Лишь несколько факторов, в основном антропологического характера, пока препятствуют их полной ассимиляции. Сахалинские нивхи проживают в Ногликах, Некрасовке, Охе, Чир-Унвде, Поронайске, Южно-Сахалинске, Рыбном, Трамбаусе, Москальво, Александровске-Сахалинском, Виахту, Луполово, Вале, Катангли, Рыбобазе-2.

 Население Некрасовки – около 700 человек, более 500 из них – нивхи и метисы. Как утверждают местные жители, у них самое стабильное село в районе. Из Охи, Москальво, Тунгора, Восточного отток населения высокий. Из Некрасовки тоже уезжают, но не так интенсивно. Нивхи, как правило, свою малую родину не покидают – здесь их море, их рыба, их поселение.
 Некрасовка состоит из двух сёл – старого и нового. Основная часть домов в Новой Некрасовке – многоквартирные двухэтажные. У частных домов люди обустраивают огородики, ставят теплицы, выращивают клубнику и смородину. Многие держат кур и коров, и все – собак. В Новом селе вы сможете познакомиться с культурой нивхов, посетив Общественную организацию «Кых-кых», название которой переводится как «лебедь» (миграция разных видов этих птиц проходит через север острова). В школе-интернате, где обучаются и изучают родной язык дети коренных народов, в 1978 году был создан Музей, который очень интересен своей экспозицией. В Возможно, вам удастся попасть на концерт или репетиции ансамбля «Пила К’ен’» в Культурно-досуговом центре. Это нивхский национального ансамбль, а его название означает «Большое Солнце». «Пила К’ен’» образовался в 1959 году и в нём участвует около 50 человек. Ансамбль известен далеко за пределами не только области, но и России. В селе есть Памятник воинам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, несколько спортивных площадок и велодорожка, фельдшерско-акушерский пункт. Главный праздник в Некрасовке, естественно, День рыбака. Он отмечается в селе во вторую субботу июля – обычно в это время уже вовсю идёт на нерест горбуша.
 Добраться от Новой Некрасовки до Старой можно по дороге, а можно по тропе через лес – дорогая начинается от единственной трёхэтажки в селе и займёт всего несколько минут. Старая Некрасовка находится на месте нивхского стойбища Помры (Помр-во). В переводе с нихвского «помрь» означает «северный дельфин, белуха» (раньше в залив Помрь заходили белухи). А на косе Кеми находилось летнее стойбище. В старом селе, в основном, частные дома. Есть несколько бараков, но они уже почти все необитаемы. Говорят, что скоро их снесут и построят дома на двух хозяев.

 В начале прошлого века на месте Москальво было нивхское стойбище, которое называлось Маскн'алуво. «Н'алу» – «бухта», «во» – «селение», «маск» – маленький, то есть «селение у маленькой бухты». Интересное название, ведь залив Байкал с большим трудом можно назвать маленькой бухтой. В 30-х годах XX века, во время активного освоения нефтяных месторождений северного Сахалина, здесь решили построить порт. Порт и стал стимулятором роста населённого пункта. К нему подвели железную дорогу от Охи. В лучшие годы в Москальво проживало более двух тысяч человек. Для жителей построили благоустроенные двухэтажки, большую трёхэтажную школу. Были здесь и больница, и Дом культуры. Но всё это в прошлом. Железную дорогу ликвидировали. Сейчас через порт идёт лишь перевалка грузов, в основном, для нефтегазовых проектов. В Москальво теперь живёт не больше 150 человек, примерно третья часть – нивхи. В основном, здесь доживают свой век пенсионеры. В здании школы теперь находится несколько учреждений – классы для пяти учеников, почта, Сбербанк, администрация и ДК. Все умещаются на одном этаже. Впечатляет огромное количество гаражей. Кажется, что на каждого жителя приходится пара-тройка таких построек. Ещё одна особенность – масса железнодорожных вагонов. Когда дорогу ликвидировали, с вывозом и утилизацией вагонов никто заморачиваться не стал.
 Главная достопримечательность Москальво – это природа. Тундра к северу и востоку от населённого пункта называется Москальвинская марь. Там много живописных озёр, на глади которых в разгар золотой осени отдыхают перелётные птицы. Растительность здесь сугубо тундровая. В окрестностях Москальво, да и в самом посёлке, много песка. На западном побережье в тёплое лето, на широких пляжах, собирается большое количество отдыхающих. Инфраструктуры для массового отдыха никакой, правда, нет. Но это не заботит сахалинцев – они привыкли обходиться тем, что есть.

Видео: Редкие люди. Нивхи. Живущие у края воды
 Детям: Нивхские сказки с иллюстрациями Г. Павлишина

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться