Жили-были сицкари [MS/34621]
Описание окружающей местности
Сицкарями называют субэтническую группу русских, живущих в нижнем течении реки Сить, от которой они получили своё название. Раньше Сить была главным притоком Мологи, теперь река впадает в Рыбинское водохранилище.
Сицкий край - довольно обособленная местность за Волгой. Иногда эти места называют «ярославская глушь».
Тайна происхождение этнической группы сицкарей покрыта мраком: сами сицкари называют себя потомками татар, диалектологи относят их то ли к финно-уграм, то ли к литвинам-белорусам.
Но генетические исследования жителей Ярославской области показали как несостоятельность гипотезы финно-угорского, а именно карельского, происхождения сицкарей, так и гипотезы их монголо-татарского происхождения. Генетика сицкарей отсылает на Кавказ и в Африку.
Численность сицкарей на начало XIX века оценивалась примерно в 500 человек, к середине XIX века она достигла 2150 человек, а к началу XX века возвратилась к уровню вековой давности.
По словам исследователей (а исследовать сицкарей начали с кон. ХIХ в), были они рыжие, светлокожие, слегка одутловатые, невысокие, по характеру очень вспыльчивые, удивительно неприхотливые в быту и выносливые, трудолюбивые, но крайне непрактичные: нищих в их среде почти не было, но и зажиточных тоже, несмотря на то, что работали они очень много.
Сицкари занимались, по преимуществу, плотничеством: сначала строили и продавали речные барки, а с упадком речной торговли и навигации в конце XIХ века переключились на строительство изб. Сицкие деревни выделялись среди русского окружения: дома стояли не в ряд, а были раскиданы по территории свободно без плана, избы крыли четырехскатными крышами, украшали их очень скромно, ибо были небогаты. Бань не строили, мылись в печах. Зато множество соседних деревень и городов до сих пор хранят великолепно украшенные резьбой деревянные дома сицкой работы, построенные ими для более состоятельных заказчиков. По причине развитости деревообрабатывающих промыслов от соседних русских сицкари получили прозвище «кокора сицкая».
Несмотря на общерусское самосознание, сицкари отличали себя от окружающего русского населения, которое они называли хомунами (возможно, от слова "хамовники", т.е. ткачи).
С хомунами сицкари сосуществовали напряженно: почти не заключали друг с другом браков, не жили в одних деревнях, старались не заходить на территорию друг друга (иногда под угрозой физической расправы) и даже мельницами пользовались каждый своей. О драчливости и обособленности сицкарей гласила местная поговорка: сицкари идут дорогой, хамуны - по сторонам.
ХХ век внес свои коррективы: сицкари начали ассимилироваться еще в начале века, а в связи с индустриализацией и урбанизацией, деревни почти опустели (и не только в сицком крае), а населявшие их этнические меньшинства постепенно растворились в преобладающем русском населении. Сейчас на сицком диалекте говорят считанные единицы – и те, по преимуществу, старики.
Несмотря на то, что потомки сицкарей уже ничем не отличаются от других русских, в последнее время намечается определённый интерес к прошлому, активизировалось движение по изучению местной культуры. Так, в начале 2000-х годов краеведами Брейтовского района Ярославской области предпринято издание газеты «Сицкий край».
Памятники сицкой культуры разбросаны по деревням и посёлкам Ярославского Заволжья. Так, в селе Покровское-на-Сити - неофициальной столице сицкого края – сохранилась и реставрируется Покровская церковь (1808 г), в Некоузе, Брейтово, Топорищево, Панкратово и других селениях сохранились деревянные дома сицкой работы, украшенные великолепным ковром из пропильной резьбы.
По материалам Википедии и https://kuba.livejournal.com/







