Описание окружающей местности

Недалеко от Немецкого аэродрома, вдоль которого идет туристическая тропа к Каменным грибам и северному базовому лагерю, из которого альпинисты идут на штурм вершины Эльбруса, за каменными холмами, имеется Белый лабиринт. Этот объект - менее известен, чем другие достопримечательности северного Приэльбрусья. Он реже посещается туристами, не бросается в глаза. Чтобы найти его - надо знать его точное месторасположение. Лишь при наличии острого зрения или оптических приборов, его можно разглядеть с вершины подъема от поляны Немецкого аэродрома в сторону Каменных грибов. Кто, когда и зачем выложил Белый лабиринт? Попробуем в этом разобраться.

Каменные лабиринты – культовые объекты, довольно широко распространенные на территории, в первую очередь, Древнего Севера. Их находят на всей территории Беломория: Карелии, Соловках, на Кольском полуострове. Сколько красивых сказок рассказывают об их странном существовании! Сколько умов бьется, чтобы высказать убедительную причину их появления! Сколько людей приходят к ним ежегодно издалека, и, всматриваясь в колдовские круги, ищут способы их использования! Что в них? Прихоть и игра древних строителей или доказательство удивительных знаний тех, кто жил задолго до нас? Презирать ли примитивную груду камней с высоты современного человека – или склониться в немом изумлении перед проявлением открывшейся тайны мироздания? Итак, вашему вниманию - три сказки.

Сказка первая: получение божественного знания

Соловецкий архипелаг — шесть крупных островов и более сотни мелких, триста квадратных километров Белого моря, усеянных обломками суши – следы былого падения мифического небесного Алатырь камня. На упавшем с неба Алатырь камне, по славянским мифам, высечены были божественные законы Сварога, Небесного Творца. От падения Алатырь камня раскололась суша, отделились острова, сообразно попавшим в них осколкам. А на месте глубоко ушедших под землю частиц божественного камня, возвели люди лабиринты, как отметку о порожденных ими кругах и хранящемся в них тайном знании. Рассказывают, что Соловецкий монастырь, сегодняшнее место поклонения многих паломников, стоит на месте самого крупного лабиринта. Возможно, именно под ним и лежит Алатырь камень, воплощающий в себе связь мира физического, явного и божественного? Ведь неслучайно Соловецкий монастырь — признанный культовый центр северной ведической традиции, последний оплот мудрых староверов?

Сказка вторая: возможность заглянуть в будущее

Что осталось на северной земле от страны Гипербореи? Истории, которые пересказывают друг другу люди, не боящиеся насмешек скептиков? Мечты о сверх возможностях, о даре предвидения, о способностях управлять уже позабытыми силами природы, так развитые у гиперборейцев? Практически ничего. Впрочем! Таинственные мегалиты — каменные лабиринты, от трех до двадцати пяти метров в диаметре, датируемые IV – II тысячелетиями до н.э. Каменные спирали и курганы-насыпи, рассыпанные по островам Белого моря продолжают поражать тех, кто приблизился к ним настолько, чтобы вдохнуть аромат древней тайны.

Рассказывают, что тот, кто пройдет по спиралям гиперборейского каменного лабиринта, держа в голове очевидное намерение увидеть будущее, во время движения может почувствовать скрытую, но мощную силу, идущую от древних камней. Идущий как бы идет через миражи, сначала довольно размытые, но оставляющие ощутимую вибрацию во всем теле, неслышный мощный гул в ушах, мерцание света в глазах, небывалую сосредоточенность в мыслях.

Мерный шаг, круги, мягкие повороты, сливаясь в сознании в какой-то новый по всем мыслимым ощущениям путь, приводят спрашивающего в центр. Вынужденная остановка - и ярким сполохом сверкнет перед мысленным взором путника божественное озарение, проникновение сквозь время и пространство.

Так не являются ли северные лабиринты тонким способом присоединения сознания отдельного человека к всемирному информационному полю, где хранятся знания о прошлом, настоящем и будущем? Может быть, это мощная машина времени, созданная гиперборейцами и оставленная нам, неразумным потомкам, в помощь?

Сказка третья – путешествие в иные миры

Рассказывают также, что для древних народов севера предназначение лабиринтов никогда не было тайной. Они знали, что лабиринты тесно связаны с Иным миром.

Что общего во всех религиях мира? Задавались ли Вы когда-нибудь таким вопросом? А общим является вера в существование Вечной Души и Иных миров, из которых Душа приходит на время в этот явный мир, совершенствоваться в телесном обличье, и куда уходит после этого краткого мига земного существования.

Так славяне верили в существование мира Нави — мира, где пребывают Души предков. Мир, вход в который закрывает камень, и спуск в который продолжается ровно сорок дней. Среди славянских праздников почетное место занимают Вешние Деды (с 1 по 7 мая) и Осенние Деды (с 21 по 27 октября) — время, когда, по поверьям, особенно истончаются границы между Явью и Навью, и живые получают возможность общаться с Предками — Дедами. Для этого проводят праздники, следуя заповедным правилам.

И в то же время, соловецкие лабиринты в славянском и финско-карельском эпосе «Калевала» описаны как вход в царство мертвых, в которое, следуя указаниям ведающих, можно попасть и живым.

Живущие на Соловках шепотом рассказывают истории, как бесследно, среди бела дня, пропадали люди, зашедшие в каменные лабиринты. Еще Мишель Нострадамус писал, что «Север — это особое место, где встречаются Иные миры».

Так, может быть, северные лабиринты — это открытая дверь в Иномирье?

Послушали мы "сказочки" из славянской мифологии, а теперь послушаем, что о каменных лабиринтах говорит наука.

Каменный лабиринт — это каменное сооружение, созданное в форме лабиринта на поверхности земли из небольших валунов. В центре таких лабиринтов иногда можно встретить небольшие постройки, напоминающие дольмены. Лабиринты можно обнаружить в Карелии, на островах Белого моря, Кольском полуострове, а также в Скандинавии, на Британских островах и Новой Земле. Их иногда относят к мегалитическим сооружениям. Абсолютно все лабиринты располагались на берегу моря, и не найдено ни одного лабиринта, который бы располагался на берегу реки или озера. 

На данный момент известно более 500 северных лабиринтов, большая часть находится в Швеции (около 300), Финляндии (около 140), России (примерно 50), Норвегии (20), Эстонии (10), Дании и Англии. Лабиринты чаще всего имеют спиралевидную форму, однако также встречаются гребневые конструкции.

Кто построил лабиринты?

Животрепещущий вопрос, на который до сих пор не дали вразумительного ответа. Впрочем, до сих пор не утихают споры и о возрасте каменных лабиринтов севера России. Одни учёные склоняются к тому, что они могли быть построены в I тысячелетии до нашей эры, однако сейчас более популярной является версия их средневекового происхождения. Ряд археологов опираются на данные скандинавских учёных, которые вычислили возраст лабиринта по скорости роста лишайника на береговой линии. Однако, возможно, что эти каменные сооружения были заброшены и стали покрываться лишайником гораздо позже. Мы не можем точно сказать, сколько лабиринтов оказалось под водой, какие из них были перемещены, а какие со временем естественным образом оказались вдали от моря. Поэтому вопрос о датировке каменных лабиринтов до сих пор остаётся дискуссионным. 

Функция лабиринтов

На настоящий момент существуют четыре основные гипотезы о функциональности лабиринтов и об их назначении. 

— Гипотеза ритуальная

Наиболее популярная до середины XX века гипотеза о назначении лабиринтов — ритуальная. Ряд советских исследователей предполагали, что лабиринты связаны с культом мертвых. Они представляли собой места, что-то наподобие «города мертвых» или проводника в загробный мир. Из этого следует, что они могли служить местом для жертвоприношений и подношений для умерших предков. Лабиринты с подобной идеей были распространены у североамериканских индейцев, которые с большой почтительностью и осторожностью общались со своими духам. 

— Гипотеза промысловая

Промысловая версия была официальной в советское время, множество историков придерживаются её до сих пор. Одни считают, что подобные лабиринты использовались в рыболовно-ритуальном ключе, т.е. были магическими постройками, которые должны были обеспечить рыбакам солидный улов. 

— Гипотеза астральная

Финский учёный У.Гольмберг предположил, что лабиринты служили местом поклонения небесным светилам, в первую очередь солнцу. Круги спиральных и подковообразных лабиринтов, возможно, указывали на годичные движения солнца над горизонтом, создавая некую космическую карту или календарь для наблюдения за движением светила. Вскоре эта гипотеза была дополнена представлением о том, что лабиринты представляли собой древние гномоны и календари, которые предназначались для ориентации в специфических условиях арктического пространства.

— Гипотеза о молитве ветру

В своем исследовании о северных лабиринтах русский богослов и литературовед С.Н.Дурылин пришел к выводу, что лабиринты могли иметь глубокие связи с языческими обрядами, которые совершались в контексте моря и искупительных жертв. Особенностью культуры поморов являлось моление ветру с помощью креста. Поморы-мореходы практиковали обряд строительства деревянных крестов в знак моления к Богу за удачное плавание. Если на море бушевали буря или сильные ветры, моряк, который смог причалить в безопасную бухту острова или материка, срубал крест в знак благодарности и моления о том, чтобы ветер утих и море стало спокойным. Это работало и в обратную сторону. Если судно долго стояло в мертвом штиле и не двигалось, поморы просили у Бога попутного ветра и также возводили крест в знак своей веры и жертвенности. Подобный обряд практиковался не только в России или в Древней Руси, но и в Исландии («Вегвизир»), Северной Норвегии, Швеции, Ирландии и Шотландии. Возможно, этот христианский обряд сруба креста заменил собой какой-то языческий обряд, связанный с лабиринтом в его значении места для очищения и искупительной жертвы.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться