Монументальный брутализм. Стара и Нова Конспирация [TR/34396]
Описание окружающей местности
Серия тайников, посвященная особому виду искусства, получившему развитие в республиках бывшей Югославии. После политической ссоры двух социалистических лидеров, двух Иосифов: Сталина и Тито, последний взял курс на движение неприсоединения, сохраняя при этом приверженность социализму.
Разрыв был также и в искусстве, в пику советскому соц. реализму в Югославии развился абстрактный стиль в скульптуре, и в частности в исторических памятниках (спомениках). Так как практически единственной «скрепой» у народов Югославии была победа над фашизмом, то создавались монументы памяти героев и жертв.
Брутализм не совсем от слова брутальность, хотя это прилагательное можно применить к объектам, брутализм означает сделанный из бетона, с грубой поверхностью, с неубранными следами опалубки. Часто бетон инкрустировали нержавеющей сталью. Стиль уникальный, хотя и в России можно найти несколько образцов. На Балканах же их сотни, от грандиозных до маленьких, размером с холодильник.
Каждый споменик – часть истории партизанского движения и борьбы с фашистами и усташами, с каждым связаны события, которые будут описаны ниже.
(Тайники будут выкладываться не в хронологическом порядке, но в последствии будут пронумерованы)
22 июня 1941 года, когда фашистская германия вторглась в Советский союз, в городке Сисак, хорватская провинция Мославина сербы подняли восстание против бесчеловечных условий оккупации своей земли и этнических чисток. Это было одно из первых восстаний, которое распространилось по всей Мославине и быстро встало под одни знамена с партизанской армией Тито.
Благодаря горной местности восставшие были способны избегать прямых столкновений с регулярной немецкой армией, и ограничивались тактикой болезненных уколов. Здесь же постепенно к 1943 году возник один из центров управления сопротивления. И здесь же был организован крупнейший госпиталь на территории Сербской краины в Хорватии. Глубоко в лесистых склонах холмов над деревней Подгарич было построено несколько больничных комплексов, два самых известных из которых – «Старая конспирация» и «Новая конспирация». Первые раненые стали поступать 27 января 1942 года, а максимальная вместимость всех госпиталей здесь составила 700 бойцов одновременно. Это были не только раненые, а также больные тифом и другими невеселыми спутникам войны.
Помимо больниц в Подгариче была построена серьезная инфраструктура чтобы стать политическим и культурным центром борьбы за независимость. Пекарни, театр, мастерские по ремонту обуви и пошиву обмундирования. Несмотря на секретность, все-таки военные столкновения с немцами и усташами были, но разрушения быстро восстанавливались и, в отличие от госпиталей на горе Грмеч, этот просуществовал до конца войны.
План по строительству мемориала возник в середине 1960-х годов. Хорватско-македонский скульптор Душан Джамондже возглавил творческую группу. Строительство продолжалось больше года и на открытие 7 сентября 1967 года приехал сам Тито со своей женой Йованкой. Маршалу так понравился памятник, что он заказал мини-копию, которую поставил у себе в одной из резиденций. А также лично поблагодарил художника.
Споменик символизирует крылья победы, выглядит все динамично из-за того, что крылья несимметричны. В середине металлическое ядро, а-ля солнце символизирует политическую прочность и единство. По крайней мере так высказывался автор. Понятно, что у народов Югославии было мало скреп – партизанская борьба – главная из них.
Памятник сохранили на протяжении лихолетья 90-х годов, сейчас он в отличном состоянии.







