Описание окружающей местности

Диктатор и государственник. Тот, кто почти уничтожил русскую постреволюционную эмиграцию и тот, кто пытался объединить кровных врагов: сербов и хорватов. Тот, кто бросил вызов самому Сталину и тот, кто построил вторую по мощи социалистическую экономику. Тот, что единственный оказал сопротивление гитлеровской армии и тот, кто создал вторую после французской армию в Европе (не считая СССР). Сильная и харизматичная личность, овеянная легендами и мифами. Иосип Броз Тито оставил большое историческое и милитаристское наследство. Существуют несколько объектов, интересных для любителей современной военной фортификации, некоторые из них опередили свое время; некоторые музеефицированы, а некоторые до сих пор используются армией.

Авиабаза Желява, она же Объект 505, комплекс KLEK — крупнейшая подземная авиабаза бывшей Югославии, одна из крупнейших подземных авиабаз Европы времен Холодной войны. В настоящее время брошена в связи с невозможностью эксплуатации, подробности чуть ниже. Но при этом не забыта – в реестре числится как военный аэродром, над которым полностью запрещены полеты любительских дронов.

Идея строительства большой укрепленной авиабазы на территории социалистической Югославии зародилась в головах руководителей этой страны ещё в 1948 году. В те времена подземными авиабазами обладали немногие страны и наличие военного сооружения подобного уровня было не без преувеличения статусным фактором для любого государства.

В 1954 году делегация от ВВС Югославии во главе с командующим ВВС побывала с дружественным визитом на одной из авиабаз Швеции, располагавшей подземными стоянками самолётов. Югославы были сильно впечатлены увиденными подземными авиационными ангарами, топливохранилищами и подземным оружейным заводом Бофорс. В качестве обмена опытом были получены многочисленные консультации по аспектам строительства и защиты подземных сооружений от воздействия ударной волны от ядерного и обычного оружия. В целом тот визит в Швецию стал начальной вехой в жизни нескольких военных сооружений Югославии и в том числе прототипом для авиабазы Желява.

Проектирование «Объекта 505» началось в 1957 году. Его осуществляло специальное отделение строительного управления министерства обороны. 

В связи с большой протяженностью территории Югославии для строительства Объекта было выбрано плато (330 м над уровнем моря, 15 км в длину и 5 км в ширину) у подножия горы Плешевица недалеко от боснийского города Бихач и деревни Питер Личко Селе (Хорватия). Строительные работы начались с возведения взлётно-посадочных полос и рулёжных дорожек будущего аэродрома. Чуть позже были начаты горнопроходческие работы в скальном массиве горы. Как оказалось, гора состояла из весьма прочного доломита, что с одной стороны усложнило работы и заставило искать новые методы строительства (устройство анкеров в горной породе, цементирование породы и т.д.), а с другой стороны это был положительный фактор для будущей надежности подземной крепости. Строительство производилось в режиме строгой секретности в 3 смены. На строительстве было задействовано 250 рабочих.

На строительство этого грандиозного сооружения Югославия потратила до 6 млрд. долларов США. При этом что это были цены того времени. Факт в том, что тогда это было самое дорогое военное сооружение в Европе. Впоследствии выяснилось, что финансирование строительства проводилось за счёт кредита Всемирного Банка, полученного Югославией изначально для целей строительства автомобильного шоссе. Браво Тито!

Вплоть до 1992 года авиабаза Желява была самой мощной и хорошо защищённой авиабазой Югославии и одной из самых мощных в Европе. По расчетам инженеров Желява могла выдержать прямое попадание ядерной бомбы эквивалентом до 20 килотонн… Но её судьбу решили не ядерные аргументы, а политические и военные конфликты в Югославии 1990-х годов.

Назначение авиабазы заключалось в обеспечении, объединении и управлении национальной системой раннего радиообнаружения Югославии. То есть, это был не просто аэродром, а комплекс средств ПВО от мощной РЛС до крупного автономного формирования истребителей-перехватчиков.

На вершине горы рядом находился еще один секретный бункер, на этот раз с радиооборудованием. Это РЛС для раннего обнаружения воздушной атаки. Посетить его у меня не хватило времени. Его высота над уровнем моря – 1650м

На территории могли базироваться до 60 истребителей МИГ-21, с перспективой замены их на МИГ-29. Была обеспечена автономность функционирования базы в полном объеме – 7 суток. Держать оборону – до 30 суток.

Подземная часть базы состояла из 4 галерей длиной от 350 до 500 метров. Пять выходов наружу, 4 на территорию нынешней Хорватии, один в Боснию. Каждая галерея (туннель) – это полукруг с основанием 20 метров, а высотой до 15 метров. Входы под землю были оформлены так чтобы проходил хвост самолета, но в то же время была максимальная защита от взрывной волны. Плюс были 100 тонные металлические затворы на входах.

База имела командный пункт, попасть в который можно было только на лифте изнутри центрального туннеля. Снаружи никак.

Официально строительство было завершено в 1968 году, но объект на был полностью готов как задумывалось. Спешка обуславливалась вторжением Советского Союза в Чехословакию.

На земле авиабаза имела 5 взлетно-посадочных полос, которые прекрасно сохранились и по ним можно погонять. Хотя не по всем. Некоторые пересекают границу Боснии и Хорватии.

Желява  активно участвовала в Сербско-Хорватской войне начала 90-х. Но один инцидент вызвал серьезное раздражение НАТО-вского командования и за этот объект взялись всерьез. Напомню, что командование ЮНА подчинялось Белграду, а НАТО помогало Хорватии.

7 января 1992 года невооруженный итальянский вертолет миссии ООН летел в Загреб. ЮНА пресекала военные поставки НАТО в Хорватию, и тут вертолет был классифицирован как неопознанный. Вылетевший на перехват МИГ-21 уничтожил его, а также вертолет сопровождения. Это стало началом активизации борьбы с югославской армией.

Некоторое время спустя ЮНА, отступая подорвала базу, но чуть позже войска сербской краины, закачали в туннели 50 тонн взрывчатки и бензовоз. Взрыв был такой силы, что в Бихаче (15 км) повылетали стекла, а дым из тоннелей выходил несколько лет.

Перекрытия выдержали, но начинка базы была полностью уничтожена.

Охрана базы осуществляется сейчас исключительно для недопущения незаконных мигрантов в шенгенскую зону. Пройти через туннель было легко, поэтому на середине их перекрыли. Но все равно полиция бывает в тех краях.

Объект активно посещают туристы, любители заброшек. Также здесь есть комовский тайник.

Для просмотра вам необходимо зарегистрироваться